Найти в Дзене
Сайт психологов b17.ru

Справедливость

Что такое справедливость — по-человечески Справедливость — не закон и не возмездие. Это не механическое “кому сколько положено”. Каждый понимает её по-своему: кто-то ждёт, что жизнь накажет обидчика, кто-то уповает на Бога, кто-то верит в суд земной. Но на деле справедливость — это зеркало уровня сознания: каждый видит в ней прежде всего самого себя. Справедливость глазами обиженного Для обиженного человека справедливость часто равна мести. Он хочет, чтобы страдания сравнялись — «раз я страдал, пусть страдает и другой». Его понятие справедливости окрашено болью, и боль диктует её форму. Такой человек верит, что лишь внешние перемены — наказание, суд, признание вины — могут восстановить баланс.
Но в действительности справедливость, построенная на обиде, лишь продлевает страдание. Она не лечит, а заражает. Это всё равно что пытаться потушить пожар бензином. Как говорил Будда: «Держась за гнев, ты словно берёшь в руки горячий уголь, чтобы бросить его в другого — но обжигаешь себя».
Обиже

Что такое справедливость — по-человечески

Справедливость — не закон и не возмездие. Это не механическое “кому сколько положено”. Каждый понимает её по-своему: кто-то ждёт, что жизнь накажет обидчика, кто-то уповает на Бога, кто-то верит в суд земной. Но на деле справедливость — это зеркало уровня сознания: каждый видит в ней прежде всего самого себя.

Справедливость глазами обиженного

Для обиженного человека справедливость часто равна мести. Он хочет, чтобы страдания сравнялись — «раз я страдал, пусть страдает и другой». Его понятие справедливости окрашено болью, и боль диктует её форму. Такой человек верит, что лишь внешние перемены — наказание, суд, признание вины — могут восстановить баланс.

Но в действительности справедливость, построенная на обиде, лишь продлевает страдание. Она не лечит, а заражает. Это всё равно что пытаться потушить пожар бензином.

Как говорил Будда: «Держась за гнев, ты словно берёшь в руки горячий уголь, чтобы бросить его в другого — но обжигаешь себя».
Обиженный чувствует себя жертвой, а жертва не может устанавливать равновесие — она ищет виновного, а не понимание. В результате справедливость превращается для него в борьбу с тенью.

Справедливость глазами спокойного

Уравновешенный человек видит иначе. Для него справедливость — не про возмездие, а про знание причин. Он смотрит на события спокойно, без ярлыков “хорошо – плохо”, понимая, что всё в мире связано. Такой человек не мстит, он учится. Если его задели, он ищет в произошедшем урок, а не виновного.

Для него справедливость — как естественное течение реки: где-то обходит камни, где-то выравнивает русло. Он знает, что любое несчастье — часть большего равновесия.

Такой человек способен сострадать и даже простить. Не из слабости, а потому что понимает: всё возвращается в свой баланс само.

В этом состоянии справедливость становится внутренним законом жизни — как гравитация для материи. Стоит перестать сопротивляться, и жизнь сама восстанавливает равновесие.

Между болью и мудростью

Путь от обиженного к спокойному — это и есть взросление души. Пока человек требует воздаяния, он остаётся в ловушке боли. Когда же начинает видеть себя во всём происходящем — обретает силу творить справедливость изнутри: своим состоянием, словом, действиями.

Глубоко внутри каждый стремится к миру, потому что справедливость — это мир. Там, где покой, там нет желания доказывать своё. И тогда человек становится частью самой жизни, а не её судом.

Как сказал Маркус Аврелий: «Лучше быть справедливым, чем казаться правым».

И в этом — настоящий смысл справедливости: не доказывать правоту, а сохранять сердце открытым, чтобы не потерять человеческое.

Автор: Коробейников Александр Валерьевич
Специалист

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru