Найти в Дзене
Субъективный путеводитель

Последний в мире. Туеры - что за суда и почему лишь один из них сохранился в России?

Самым сложным и опасным местом Енисея был и остаётся Казачинский порог в 230 километрах ниже Красноярска. Вода тут за 4 километра падает почти на 4 метра, течение разгоняется до 20км/ч, фарватер извилист, а русло полно опасных камней. С точки зрения судоходства порог делил Енисей на два почти изолированных бассейна, и первый теплоход, в 1884 году сумевший пройти его вверх по течению без помощи лямщиков (бурлаков) открыл на реке новую эпоху. Следующее поколение пароходов, таких как "Святитель Николай" (1886), в 1970 году именем своего пассажира В. И. Ульянова ставший музеем у набережной Красноярска, оснащалось туерной лебёдкой. Сквозь весь корпус проходила труба с цепью или тросом, концы которого закреплялись с разных сторон порога: так судно получало опору, не зависящую от скорости воды. Тут стоит вспомнить, что бурлаки, натужно тянущие лямку вдоль речного берега - отнюдь не русское ноу-хау: в Европе с её огромной системой каналов эта профессия известна как минимум из древнеримских б

Самым сложным и опасным местом Енисея был и остаётся Казачинский порог в 230 километрах ниже Красноярска. Вода тут за 4 километра падает почти на 4 метра, течение разгоняется до 20км/ч, фарватер извилист, а русло полно опасных камней. С точки зрения судоходства порог делил Енисей на два почти изолированных бассейна, и первый теплоход, в 1884 году сумевший пройти его вверх по течению без помощи лямщиков (бурлаков) открыл на реке новую эпоху.

Следующее поколение пароходов, таких как "Святитель Николай" (1886), в 1970 году именем своего пассажира В. И. Ульянова ставший музеем у набережной Красноярска, оснащалось туерной лебёдкой. Сквозь весь корпус проходила труба с цепью или тросом, концы которого закреплялись с разных сторон порога: так судно получало опору, не зависящую от скорости воды.

Тут стоит вспомнить, что бурлаки, натужно тянущие лямку вдоль речного берега - отнюдь не русское ноу-хау: в Европе с её огромной системой каналов эта профессия известна как минимум из древнеримских барельефов. Последние евробурлаки тягали баржи ещё в середине ХХ столетия, но из века в век то тут то там вставал вопрос, не поручить ли этот труд машинам?

Самые удачные опыты проводил в 1820-х годах на Соне близ Лиона французский инженер Амбруаз-Теодор Турас, и вот в 1839 первый коммерческий буксир-туер начал тянуть суда сквозь Париж. Следующие десятилетия туаж (так называется проводка судов туером) оставался спецификой Сены, причём изначально буксиры двигались вдоль пеньковых верёвок, лишь в 1850-х заменённых на цепи. В 1866 году туеры почти одновременно появились на каналах Бельгии и на германской Эльбе под Магдебургом, а вот наше Отечество освоило эту чудо-технологию чуть раньше - с отменой крепостничества мужицкий труд резко вырос в цене!

Уже в 1863 года "Компания цепного судоходства по реке Шексна" со штаб-квартирой в Петербурге начала тянуть вверх от Рыбинска цепь, в конце концов достигшую длины 445 километров. С хождением по этой цепи, правда, оказалось куда сложнее, и даже капитаны-французы не помогли: лишь к 1864 году туеры смогли дотянуть баржи до Череповца, лишь в 1865 - до Белозерска...

Тем не менее, постепенно система отладилась, а идея прижилась - в 1869 ещё одна туерная линия пролегла по Волге с её мелями от Рыбинска до Твери. Французов к тому времени сменили русские капитаны: принадлежность к "умной нации" (по Смердякову) оказалась слабым козырем в сравнении со знанием реки. Ну а Рыбинск у слияния Шексны и Волги стал столицей не только бурлачества, но и туажа, а потому и производством не слишком многочисленных (десятки на всю страну) туеров занимались в основном его верфи.

Вот и буксир "Святитель Иннокентий" спустили на воду в 1888 году в селе Абакумово, где с 1859 года купец Николай Журавлёв построил судозавод и канатную фабрику, прямо на месте которых теперь стоит Рыбинская ГЭС. В 1903 году буксир оказался на Енисее, и, с 1924 года как "Бурлак", а с 1931 как "Ангара", работал на Казачинском пороге:

-2

Пока в 1964 году ему на смену не пришёл со стапелей Красноярска дизель-электрический "Енисей". С виду - крупный (57 метров длиной, 10 метров шириной, 620 тонн водоизмещения) буксир-тягач, однако обратите внимание на форму его носа: из выемки с валиками выходит трос, по которому этот буксир и движется в пороге.

-3

"Енисей" дежурит на пороге всю навигацию, команда из 22 человек живёт на борту, но с пассажирских судов почти никогда его не увидишь в деле: вниз по течению туаж не требуется, а вверх, пусть и преодолевая 4 километра больше часа (в лучше случае 40 минут), теплоход заползает и сам. Встреча двух судов в пороге невозможна тем более, или вернее может значить только лютый форс-мажор.

-4

Не знаю, сколь часто "Енисей" работает, но интересно тут другое: как-то потихоньку, с появлением всё более мощных судов, ещё до распада СССР он остался последним туером в России. Да и в мире, как я понимаю, если и практикуется туаж где-нибудь во Франции или Бельгии, то только чтоб туристов покатать: последняя в Европе цепная линия на канале Сен-Кантин в Северной Франции, где электрические туеры снимали ток с проводов как троллейбусы, а баржи уходили в тоннели, закрылась в 2005-м году.