Найти в Дзене
Дом Римеоры

Мой взгляд на психоисторию: история понятия

Хари Селдон. Худ. Майкл Уилан. Термин "психоистория" становится модным. Его упоминают фантасты, его применяют аналитики, а сериал "Основание" начал нести понятие в народ. Но определяют это слово чуть реже, чем никогда. Потому не мешало бы навести в данном вопросе ясность. Мне известно два автора, которые не только употребляли слово "психоистория", но и давали ему внятное определение. Это Айзек Азимов (автор термина) и Сергей Борисович Переслегин. Ниже я опишу их взгляд на данный предмет, а потом постараюсь дать своё определение этой науки. Психоистория по Азимову Слово "психоистория" придумал американский фантаст Айзек Азимов. Он ввёл его в серии романов "Основание" (Foundation). И употребляется оно там очень странно. Психоистория — это наука будущего, которую создал гениальный историк Хари Селдон. Она позволяет предсказывать динамику исторических событий на века и тысячелетия вперёд. Она весьма математизирована, что выгодно отличает её от собственно истории (и сближает с клиометрией
Оглавление

Хари Селдон. Худ. Майкл Уилан.
Хари Селдон. Худ. Майкл Уилан.

Термин "психоистория" становится модным. Его упоминают фантасты, его применяют аналитики, а сериал "Основание" начал нести понятие в народ. Но определяют это слово чуть реже, чем никогда. Потому не мешало бы навести в данном вопросе ясность.

Мне известно два автора, которые не только употребляли слово "психоистория", но и давали ему внятное определение. Это Айзек Азимов (автор термина) и Сергей Борисович Переслегин. Ниже я опишу их взгляд на данный предмет, а потом постараюсь дать своё определение этой науки.

Психоистория по Азимову

Слово "психоистория" придумал американский фантаст Айзек Азимов. Он ввёл его в серии романов "Основание" (Foundation). И употребляется оно там очень странно.

Психоистория — это наука будущего, которую создал гениальный историк Хари Селдон. Она позволяет предсказывать динамику исторических событий на века и тысячелетия вперёд. Она весьма математизирована, что выгодно отличает её от собственно истории (и сближает с клиометрией — но такой науки во время написания первой трилогии "Основания" ещё не было). Но есть у психоистории по-азимовски три важных ограничения:

1. Она работает только для больших масс людей. Чем больше — тем лучше.

2. Она требует постоянных внешних условий. Неизвестные природные феномены, прорывные открытия, иные разумные расы — все подобные отклонения "смазывают" картину, которую рисует психоистория.

3. Общества, к которым применяется эта наука, должны ничего не знать о психоистории. Желательно, и о социальной психологии вообще — а то вдруг догадаются.

Поэтому профессиональных психоисториков Азимов поселил на отдельной планете на другом конце Галактики.

И это, на мой взгляд, проблема. Все социальные науки, которые знает человечество, рефлексивны. Общество с их помощью познаёт себя. Гуманитарная дисциплина, которая не годится для самопознания по построению, попросту не решает поставленных перед ней задач.

Психическое надо вводить в историю как-то по-другому.

Психоистория по Переслегину

Психоистория у Азимова это всё-таки художественная условность. Мы не видим, что за сверхсложные уравнения решают участники Второго основания. Мы знаем только, что они есть. Сергей Борисович Переслегин попытался дать описание психоистории, которое можно было бы использовать на практике. Получилось, как водится, не совсем то, что в первоисточнике.

В водных лекциях курса "Психоистория" (его можно найти и прослушать в Youtube) Переслегин формулирует следующие черты психоисторического подхода:

1. Он работает в метаисторической логике. Считается, что история вариативна и вероятности событий можно просчитать, хотя бы приблизительно.

2. Психоистория придаёт событиям, действиям и самому времени эмоциональную окраску. Классические историки стремятся дать событиям объективное обоснование: экономическое, географическое, геополитическое — вариантов масса. Но историю делают люди, а люди склонны предаваться эмоциям. Психоистория учитывает эмоциональную составляющую исторического процесса и стремится работать с ней.

3. Психоистория может быть индикативной. Она не только изучает прошлое, она стремится управлять будущим. Да и с прошлым может работать — через рефрейминг. Древние называли историю учительницей жизни. Психоистория, наконец, пытается воплотить этот лозунг в жизнь.

Подход Переслегина вполне удачно интегрирует фактор психического в изучение исторического процесса. Но, как и классическая история, он идёт от хроники событий. Однако душевная жизнь обладает своими законами и собственной динамикой. Как её следует учитывать в изучении истории, мы поговорим в следующий раз.

* * *

Друзья!

Скоро к нам прибудет Новый год. И в этот праздник всем хочется чуда.

Мне тоже хочется, хотя бы маленького. Например, увидеть какую-нибудь сумму у себя на кошельке для донатов.

Есть у меня один текст: старое письмо, адресованное Сергею Борисовичу Переслегину, где я описываю, как можно применять в психоистории сценарный анализ Эрика Берна, и делаю на этой основе заключение о культурном коде Болгарии.

Объявляю конкурс: если вы пришлёте мне донатов на 1000 рублей, я выложу письмо в этом блоге. Сумма, как видите, вполне подъемная. Сделать разовый донат просто: достаточно нажать кнопочку с рукой и сердечком в конце любого поста.

Теперь дело за вами!

С наступающим!

-2