Найти в Дзене
Записки актёра

«Стыдно за них»: почему Домогаров назвал триумф родного театра «дном» и «метастазами»?

Здравствуйте, дорогие читатели. В нашем мире, как известно, существует две реальности. Одна — та, что показывают в новостях и торжественных пресс-релизах. Красивая, глянцевая, полная успехов и достижений. А есть другая — настоящая, живая, часто горькая и неудобная. И иногда эти две реальности сталкиваются лбами с таким грохотом, что искры летят во все стороны. Именно такая история произошла на днях. С одной стороны, мы читаем бравурные отчёты о том, как Театр Моссовета «покорил Карфаген». А с другой — слышим крик души его бывшего премьера, Александра Домогарова, который называет этот «триумф» дном и метастазами. Давайте попробуем разобраться, где же тут правда. Торжественный рапорт: «Карфаген покорён!» Итак, официальная версия. Звучит она гордо и красиво. Легендарный Театр Моссовета отправился на гастроли в Тунис. Да не куда-нибудь, а на сцену Международного фестиваля «Театральные дни Карфагена». Показали «Тартюфа» в постановке худрука Евгения Марчелли. Сухие строчки новостных лент с
Оглавление

Здравствуйте, дорогие читатели.

В нашем мире, как известно, существует две реальности. Одна — та, что показывают в новостях и торжественных пресс-релизах. Красивая, глянцевая, полная успехов и достижений. А есть другая — настоящая, живая, часто горькая и неудобная. И иногда эти две реальности сталкиваются лбами с таким грохотом, что искры летят во все стороны.

Именно такая история произошла на днях. С одной стороны, мы читаем бравурные отчёты о том, как Театр Моссовета «покорил Карфаген». А с другой — слышим крик души его бывшего премьера, Александра Домогарова, который называет этот «триумф» дном и метастазами. Давайте попробуем разобраться, где же тут правда.

Торжественный рапорт: «Карфаген покорён!»

Итак, официальная версия. Звучит она гордо и красиво. Легендарный Театр Моссовета отправился на гастроли в Тунис. Да не куда-нибудь, а на сцену Международного фестиваля «Театральные дни Карфагена». Показали «Тартюфа» в постановке худрука Евгения Марчелли.

-2

Сухие строчки новостных лент сообщают нам о стопроцентном аншлаге: мол, билеты были распроданы за два дня, а зал на 300 мест не смог вместить всех желающих. Зрители скандировали «браво!», аплодировали стоя и десять минут не отпускали артистов. Картина рисуется самая благостная: русское искусство в очередной раз покоряет мир. Можно выдыхать и гордиться. Но...

А потом пришёл Домогаров...

Но, как это часто бывает в нашем театральном мире, за парадным фасадом скрывается совсем другая история. И рассказал её человек, который отдал этому театру 30 лет жизни. Острый на язык и не стесняющийся в выражениях Александр Домогаров, увидев отчёты о «триумфе», не выдержал.

В своих соцсетях он написал пост, полный горечи и ярости. Он честно признался, что старается не касаться жизни театра, из которого ушёл. Но тут не смог промолчать. «Я В ЭТО НЕ ВЕРЮ!!! — пишет он, выделяя слова заглавными буквами. — Это уже даже не катастрофа! Это страшные метастазы… Это уже ДНО…»

В чём же причина такого отчаяния? А в том, о чём официальные релизы скромно умалчивают, но чего не скрыл сам театр на своих страницах. Домогаров с ужасом пишет о том, что в спектакле на сцену вышел сам художественный руководитель. То есть режиссёр, который должен быть в зале или за кулисами, вдруг сам начал играть роль.

И вот тут вся красивая картинка рушится. Для человека «старой школы», для которого существуют неписаные законы театральной этики, это нонсенс. Это как если бы дирижёр во время концерта вдруг бросил палочку и сел играть на скрипке, потому что скрипач заболел. Формально — «спас ситуацию». А по сути — устроил балаган. И слова Домогарова «Ну почему мне так за них СТЫДНО!» после этого уже не кажутся просто эмоциональным выпадом.

«Метастазы и дно»: Крик души или обида ушедшего артиста?

Чтобы понять всю горечь этих слов, нужно знать предысторию. Александр Домогаров — это не просто бывший актёр Театра Моссовета. Он был его лицом, его нервом, его премьером на протяжении трёх десятилетий. Он ушёл из театра не просто так, а после прихода нового руководства в лице того самого режиссёра Евгения Марчелли. Ушёл со скандалом, громко хлопнув дверью.

-3

Конечно, кто-то скажет: это просто обида. Обида человека, который не смог смириться с переменами, и теперь злорадствует любой, на его взгляд, неудаче родного, но уже чужого дома. Может, и так.

Но мне кажется, всё глубже. Это крик человека, который видит, как дело всей его жизни, как ему кажется, превращается в фикцию. Он пишет, что театр даже не попытался это скрыть, не придумал легенду про «внезапно заболевшего артиста», а выставил всё напоказ как норму. «А мб так и НУЖНО?! — с горечью иронизирует он. — Мб послать к черту этику, совесть, честь…».

Это боль не за себя, а за профессию. Это протест против подмены понятий, когда «спасение гастролей» любой ценой становится важнее профессионального достоинства.

Вместо финала

И вот, глядя на эту ситуацию, я думаю вот о чём. Что важнее в искусстве: громкий отчёт об аншлаге или чистая совесть? Успешные гастроли «для галочки» или спектакль, сыгранный без компромиссов и поблажек?

Можно собрать овации в зале на 300 мест, но при этом потерять уважение коллег по цеху и вызвать чувство стыда у тех, кто отдал этому театру всю жизнь. А можно отменить спектакль, понеся убытки, но сохранив при этом то, что не купишь ни за какие деньги, — профессиональную честь.

И мне почему-то кажется, что для настоящего артиста второе всегда будет важнее. А весь этот «тунисский триумф» — это грустный симптом болезни, которой страдает не только один театр, но и большая часть нашего шоу-бизнеса. Болезни, имя которой — показуха.

Очень интересно почитать ваши мнения.

Удачи вам, и пусть в вашей жизни будет поменьше фальши и побольше настоящего.
До встречи!

С уважением, Дмитрий.

Если вам понравилось, подпишитесь, пожалуйста, на канал и прочтите также мои прошлые лучшие статьи: