Здравствуйте, дорогие читатели.
Сегодняшнее поколение живёт в удивительное время рейтингов: 0+, 6+, 12+, 18+... Кажется, всё расписано и разложено по полочкам. А я вот с ностальгией вспоминаю наше время, когда существовала одна, но зато какая магическая и притягательная надпись на афише кинотеатра: «Детям до 16 вход воспрещён!».
Эта фраза действовала как красная тряпка на быка. Она превращала любой, даже самый невинный фильм, в запретный плод, который был слаще всего на свете. Мы, тогдашние пацаны, готовы были на всё, чтобы прорваться на такой сеанс: приписывали себе пару лет, просили незнакомых дяденек купить билет, проскальзывали в зал под покровом темноты...
И самое забавное, что сегодня, когда смотришь на список тех «запрещённых» фильмов, диву даёшься. За что? Почему строгие дяди и тёти из Госкино так оберегали нашу хрупкую пионерскую психику? Давайте вместе вспомним и улыбнёмся.
«Слишком много тела»: главные враги советской морали
Основной удар советской цензуры, конечно, приходился на всё, что было связано с «обнажёнкой». Причём под этим словом понималось всё, что угодно.
Взять, к примеру, «В джазе только девушки». Что там криминального? Гениальная комедия! Но нет. Наряды Мэрилин Монро показались кому-то «чрезмерно откровенными». К счастью, у цензоров хватило ума ничего не вырезать, но заветную табличку «до 16» всё-таки повесили.
Или божественная «Анжелика — маркиза ангелов». Сегодня смотришь и думаешь: где там эротика? В глубоком декольте? Но тогдашние блюстители морали были уверены: платья Мишель Мерсье слишком уж подчёркивают её достоинства. А достоинства, видимо, полагалось скрывать.
Ну а бедный «Синьор Робинзон» пострадал по полной. Его кромсали так, что иногда терялась суть. А всё из-за чего? Из-за того, что героиня бегала по острову в своём «костюме дикарки». Видимо, советский человек должен был твёрдо знать, что даже на необитаемом острове нужно ходить в строгом костюме-тройке.
«Тлетворное влияние Запада» и один купальник
Второй грех, за который кино отправляли в «ссылку до 16», — это идеология.
Помните гениальную «Игрушку» с Пьером Ришаром? Фильм-то, по сути, очень гуманистический. Но нет! Цензоры разглядели в нём «пропаганду буржуазного образа жизни». А вишенкой на торте стала сцена, где мама мальчика вылезает из бассейна в промокшем платье. Двойное комбо: и буржуазия, и мокрое платье! Однозначно «до 16».
Комедия «Тутси» с Дастином Хоффманом тоже попала под раздачу. Переодевания мужчины в женщину? Какие-то двусмысленные намёки? Это подрывало устои! Вдруг советский мужчина, посмотрев фильм, тоже решит примерить платье? Ужас!
Но самый анекдотичный случай, на мой взгляд, — это наш, советский фильм «Рейс 222». Картина про перебежчиков из СССР в США. Казалось бы, вот где идеология! Но нет, ограничение фильм получил... за коротюсенькую сцену, где стюардесса примеряет купальник. Не сюжет про предательство Родины, а купальник! Вот где была настоящая угроза для советского строя.
«Не положено!»: добрачные связи и страшные сказки
И, наконец, третья категория — всё, что просто «не положено» знать советскому подростку.
Например, «Брак по-итальянски» с Софи Лорен и Марчелло Мастроянни. Главная героиня — бывшая куртизанка, живёт с мужчиной 20 лет без штампа в паспорте... Ну куда это годится? Советский подросток должен был готовиться к созданию здоровой ячейки общества, а не смотреть на эти ваши итальянские страсти.
Даже великий Челентано в «Укрощении строптивого» пострадал. Да, мы обожали эти комедии, но пикантные сцены, без которых не обходился ни один итальянский фильм, автоматически отправляли их в категорию «для взрослых».
Ну и, конечно, наш родной, наш гениальный «Вий». Вот тут я, пожалуй, отчасти соглашусь с цензорами. В детстве этот фильм казался страшнее любого «Фредди Крюгера». Панночка в гробу, вурдалаки, Вий с его «Поднимите мне веки!»... Так что, возможно, тут запрет был и к лучшему.
Вместо финала
Сегодня всё это кажется наивным и смешным. Современных подростков, насмотревшихся интернета, не напугаешь ни декольте Анжелики, ни даже страшным Вием. Рейтинги поменялись, мораль стала другой.
Но знаете, что-то мы всё-таки потеряли. В той старой системе, при всей её нелепости, было одно волшебное свойство. Она создавала Тайну. Она превращала поход в кино в настоящее приключение, в запретное знание. И от этого кино ценилось в сто раз больше.
А вы, дорогие читатели, помните эти таблички «Детям до 16»? Какие фильмы вы мечтали посмотреть, но не могли? И удавалось ли вам прорваться на запретный сеанс?
Поделитесь своими воспоминаниями в комментариях, очень интересно!
Удачи вам, и до встречи!
С уважением, Дмитрий.
Если вам понравилось, подпишитесь, пожалуйста, на канал и прочтите также мои прошлые лучшие статьи: