Найти в Дзене
Дмитрий Старчиков

Клинические рекомендации теперь обязательны, но поможет ли это диабетикам?

В связи с тем, что Минздрав РФ на законодательном уровне закрепил обязательный статус клинреков, хотелось бы немного порассуждать на тему того, а насколько это реально может облегчить борьбу пациентов с диабетом за льготные лекарства.  Тут приходится столкнуться с рядом нюансов, ведь клинические рекомендации, несмотря на свою обязательность, сами по себе не закрепляют право пациента на льготное лекарственное обеспечение, скорее служат ориентиром, указывающим на то, какие лекарства и медицинские изделия должны быть поименованы в льготных перечнях. Главная загвоздка в том, что законодатель упорно отказывается вносить в льготные перечни (которые утверждены Постановлением Правительства РФ N 890 и Распоряжением Правительства РФ N 3053-р) тот же самый непрерывный мониторинг глюкозы (даже для инвалидов). И получается, что соблюдение клинических рекомендаций распространяется только на случаи стационарного лечения, а уж как будет обеспечиваться пациент льготными препаратами в амбулаторных усл

В связи с тем, что Минздрав РФ на законодательном уровне закрепил обязательный статус клинреков, хотелось бы немного порассуждать на тему того, а насколько это реально может облегчить борьбу пациентов с диабетом за льготные лекарства. 

Тут приходится столкнуться с рядом нюансов, ведь клинические рекомендации, несмотря на свою обязательность, сами по себе не закрепляют право пациента на льготное лекарственное обеспечение, скорее служат ориентиром, указывающим на то, какие лекарства и медицинские изделия должны быть поименованы в льготных перечнях.

Главная загвоздка в том, что законодатель упорно отказывается вносить в льготные перечни (которые утверждены Постановлением Правительства РФ N 890 и Распоряжением Правительства РФ N 3053-р) тот же самый непрерывный мониторинг глюкозы (даже для инвалидов).

И получается, что соблюдение клинических рекомендаций распространяется только на случаи стационарного лечения, а уж как будет обеспечиваться пациент льготными препаратами в амбулаторных условиях - это как будто вопрос, который упорно обходят стороной.

Точно также зачастую игнорируются и положения ч. 15 ст. 37 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», где закреплено, что назначение и применение лекарственных препаратов и медицинских изделий, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи и не предусмотренных соответствующей клинической рекомендации допускается по решению ВК. Тот же мониторинг глюкозы или помпа есть и в стандарте и в клинкреках по лечению диабета, соответственно, никакая ВК для выписки льготного рецепта не требуется.

Но суды зачастую ориентируются на п. 2 ч. 3 ст. 80 ФЗ-323, подразумевая, что положительное заключение врачебной комиссии необходимо в случае, когда препарат или медизделие отсутствует в льготном перечне, а так как формулировки в наших перечнях устаревшие и весьма размытые, трактуют их кто во что горазд. В результате получается ситуация, что вроде бы при диабете «положено все», а на практике без решения ВК даже иголку к шприц-ручке не выдают.

Реально защитить право диабетиков на льготное лекарственное обеспечение можно только путем внесения изменений в ныне существующие льготные перечни либо принятия нового перечня, где детально будут прописаны все необходимые для лечения и диагностики диабета препараты и медизделия (хотя бы медизделия): расходники к помпе (для всех, а не только для инвалидов), сенсоры, трансмиттеры, иглы, ланцеты, глюкометры, тест-полоски, полоски для кетонов, спиртовые салфетки и т.д..

Больше полезной правовой информации в моей группе «Диабет и закон» ВКонтакте