Найти в Дзене

Генрих Сапгир и Зинаида Гиппиус: две интонации русской поэзии

Она — «ледяная муза» Серебряного века, которой поклонялись и которой боялись. Он — тихий, прозрачный, почти невесомый поэт позднего модернизма.
Их эпохи не пересекались. Их эстетики — противоположности. Но есть странная деталь: оба родились 20 ноября. Разница по возрасту большая, но есть символическая общность. Их называют «Первая постмодернистка» и «последний модернист». Два мира, две эпохи — одна дата Совпадение дат рождения кажется случайным, но в литературе такие детали часто обретают символический смысл.​ Зинаида Гиппиус родилась 20 ноября 1869 года (по новому стилю) в Белёве Тульской губернии царской России, в эпоху без телефонов и электрических трамваев. Генрих Сапгир появился на свет 20 ноября 1928 года — почти через 59 лет, в Советском Союзе, где дворянские усадьбы сменились коммуналками, очередями и подпольными выставками.​ Они могли бы быть бабушкой и внуком по возрасту, но революции, эмиграция Гиппиус и железный занавес разделили их миры. Зинаида Гиппиус сознательно ра
Оглавление

Она — «ледяная муза» Серебряного века, которой поклонялись и которой боялись.

Он — тихий, прозрачный, почти невесомый поэт позднего модернизма.
Их эпохи не пересекались. Их эстетики — противоположности.

Но есть странная деталь: оба родились 20 ноября. Разница по возрасту большая, но есть символическая общность. Их называют «Первая постмодернистка» и «последний модернист».

Два мира, две эпохи — одна дата

Совпадение дат рождения кажется случайным, но в литературе такие детали часто обретают символический смысл.​

Зинаида Гиппиус родилась 20 ноября 1869 года (по новому стилю) в Белёве Тульской губернии царской России, в эпоху без телефонов и электрических трамваев.

Генрих Сапгир появился на свет 20 ноября 1928 года — почти через 59 лет, в Советском Союзе, где дворянские усадьбы сменились коммуналками, очередями и подпольными выставками.​

-2

Они могли бы быть бабушкой и внуком по возрасту, но революции, эмиграция Гиппиус и железный занавес разделили их миры.

Зинаида Гиппиус сознательно работала над своим образом, что иногда раздражало современников своей ученостью, холодностью и дерзостью.

Александр Блок писал о ней, что она кажется видящей насквозь, и это неприятно. Её дневники, такие как «Синяя книга» и «Живые лица», показывают, что для Гиппиус поэт — это не просто человек из плоти, а знак, код, интеллектуальная стратегия, а не нарциссизм.

Она развивала философию двойственности.

«Во мне два человека, и оба — я», и эта многослойность, внутренние зеркала, постоянное раздвоение выражены в её поэзии строками вроде «Я — не я. И тень — не тень» и «Я встретила себя в прохожем».

-3

Именно эта внутренняя раздвоенность стала ключевым нервом её лирики, чему она научила русскую поэзию так же сильно, как Блок — пафосу, а Гумилёв — строю.

Таким образом, Гиппиус — поэт, для которого создание образа в творчестве и философия двойственности стали основными элементами, что сделало её уникальной фигурой Серебряного века и символистской поэзии

Сапгир: поэт радикальной простоты

Генрих Сапгир представляет противоположность эстетике Гиппиус: его поэтика основана на радикальном разреживании, стирании лишнего, без густых метафор, что делает стихи похожими на настенную роспись или детский рисунок.

Евгений Кропивницкий, лидер лианозовцев, отмечал эту черту в его творчестве. В этой прозрачности отражается философия XX века, где сложные системы рушились, а простые истины выживали, а каждое слово действует как наждачка.​

-4

На первый взгляд их ничего не связывает: символистка Серебряного века и модернист-лианозовец, аристократка и тихий интеллигент, поэтесса души и мастер бытового. Но за биографическим шумом проступают три ключевых сходства.​

Гиппиус отвергала морализм и надрыв Серебряного века, включая религиозную истерику Блока. Сапгир сопротивлялся советской риторике, громкому голосу и обязательному оптимизму.​

Гиппиус маскировала суть холодностью, иронией и двойничеством. Сапгир — простотой и паузами, где пустота заменяет образы, создавая тот же эффект зеркала.​

Гиппиус безжалостно описывала близких в дневниках, обрекая себя на одиночество. Сапгир избегал литературного театра и карьерных компромиссов, выбирая независимость.

Почему Сапгира иногда называют «последним модернистом», а Гиппиус — «первой постмодернисткой»

Гиппиус часто называют «первой постмодернисткой» из-за её опережающих времени дневниковых записей, наполненных самоиронией, игрой с образом и переписыванием прошлого — приёмами, характерными для постмодерна. Исследователь Г. С. Померанц отмечал, что она не просто жила, а редактировала собственное существование, что соответствует постмодернистской деконструкции «я».​

-5

Сапгира же называют «последним модернистом», поскольку он пришёл после большой поэзии и в эпоху невозможности пафоса искал новые формы через радикальное упрощение языка — почти детскую, предметную речь. Его творчество — это деконструкция самой поэзии, где традиционные формы разлагаются и трансформируются в чистоту высказывания. Таким образом, Гиппиус деконструирует «я», а Сапгир — «поэзию», оба идут к одной цели с разных сторон.​

Это ритм разных эпох, с которыми они связаны, — символистская игра с личностью у Гиппиус и постфутуристическое снижение пафоса у Сапгира, но оба стремятся к искренности, чистоте и глубокой внутренней свободе выражения.