Общий объем продаж пестицидов в прошлом году достиг $69,129 млрд, что на 6,02% меньше, чем годом ранее, и только 9 компаний продемонстрировали рост. При этом сохранилась высокая концентрация рынка: на долю 5 агрохимических гигантов приходится почти 65% всех продаж, а на долю ТОП-10 – почти 85%.
Предлагаем ознакомиться с рейтингом 20 крупнейших мировых компаний в сфере защиты растений по итогам работы за 2024/2025 финансовый год.
В списке присутствуют 12 китайских компаний, совокупный объем продаж которых достиг $28,269 млрд, или 40,89% от топ-20. Однако их совокупная выручка снизилась на $2,186 млрд (минус 7,12% к прошлому году).
Топ-20 крупнейших агрохимических компаний мира
Примечания:
- Средние курсы обмена различных валют: в 2024 г. ‒ 1 USD = 0,9259 EUR, 84,5492 INR, 7,199 CNY, 1,514 AUD.
- Syngenta относится к Syngenta AG.
- UPL финансовый год: 1.04.2024 ‒ 31.03.2025.
- Nufarm финансовый год: 1.10.2023 ‒ 30.09.2024.
- Данные предоставлены CCPIA (China Crop Protection Industry Association) – «Китайская ассоциация производителей пестицидов».
Динамика рынка: традиционные гиганты под давлением
В мировом рейтинге компаний по защите растений традиционные транснациональные гиганты продолжают доминировать, но траектории их роста разошлись, что свидетельствует о постепенном изменении ландшафта отрасли.
Syngenta прочно заняла лидирующие позиции
Эта международная корпорация прочно заняла верхнюю позицию с объемом продаж в $13,263 млрд, однако продемонстрировала самое резкое падение продаж в рейтинге ‒ на 14%. Это тесно связано с мировыми колебаниями цен на сельскохозяйственную продукцию, которые в последние годы стали более нестабильными. Столкнувшись с сокращением рентабельности, хозяйства уменьшили расходы на СЗР. На результатах деятельности компании также отразились медленный рост спроса в ключевых аграрных регионах и продолжающаяся корректировка Syngenta своего портфеля продуктов.
Из последних разработок стоит отметить новейшее гербицидное средство компании ‒ метпроксибициклон, которое отнесено к новому химическому подклассу гербицидов ‒ четвеертому поколению ингибиторов АСС-азы против широкого спектра злаковых сорняков.
Plinazolin® (изоциклосерам) ‒ еще одно инновационное действующее вещество компании, нерепеллентное, непиретроидное, действующее при контакте и проглатывании, обеспечивающее борьбу с широким спектром вредителей. Отнесен IRAC (Insecticide Resistance Action Committee – Комитет по борьбе с устойчивостью к инсектицидам) к группе 30.
Bayer обладает мощным инновационным портфелем
Немецкая транснациональная корпорация занимает второе место в рейтинге, обладая мощным инновационным портфелем, четкой стратегической направленностью и уверенными позициями в производстве семян. Тем не менее, и его деятельность была ограничена глобальным макроэкономическим давлением. Итог ‒ минус 6,4% в продажах.
Bayer намерен обеспечить рост в течение следующего десятилетия, делая ставку на инновации. Компания запустила селекционную версию системы «умной кукурузы» PreceonTM в США и постепенно расширяет свое присутствие в Италии и Испании. В течение следующих десяти лет Bayer планирует представить 10 потенциальных продуктов-блокбастеров с продажами более 500 млн евро каждый. Лидером в этом году стал новый инсектицид Plenexos – первый препарат компании из химической группы кетоенолов для борьбы с сосущими вредителями.
Bayer Crop Science активно исследует возможности искусственного интеллекта (ИИ) в агрохимической отрасли и продвигает молекулярное проектирование пестицидов с помощью инновационного метода CropKey. С привлечением ИИ был разработан гербицид Icafolin на основе нового действующего вещества икафолин-метила против однодольных и двудольных сорняков. Это соединение относится к химическому классу изоксазолинкарбоксамидов. Икафолин специфически ингибирует полимеризацию – цепную химическую реакцию с выделением тепла, которая отвечает за деление клеток и их подвижность в растении.
В этом году Bayer также анонсировал разработку нового селекционного поколения сои ‒ гибрида VyconicТМ. Он единственный в мире обладает устойчивостью сразу к пяти гербицидам: дикамбе, глюфосинату, мезотриону, 2,4-Д и глифосату. Ожидается, что соевые бобы VyconicТМ поступят на рынок США и Канады в 2027 году.
Используя платформу Climate FieldViewTM и различные цифровые B2B-решения, такие как AgPowered Services, в сотрудничестве с Microsoft Bayer Crop Science ускоряет инновации, автоматизирует процессы и повышает эффективность своего портфеля исследований и разработок.
BASF занимает третье место с объемом продаж в $8,293 млрд
Транснациональный химический концерн занимает третье место с объемом продаж в $8,293 млрд в 2024 году, что на 5,54% меньше, чем годом ранее. Несмотря на ориентацию на инновации и устойчивые решения для защиты растений, корпорация не смогла компенсировать слабый краткосрочный спрос.
Объемы продаж BASF в Азии, Южной Америке, Африке и на Ближнем Востоке выросли по большинству сельскохозяйственных культур, но рост прибыли сдержали снижение цен и обесценивание валют в Китае, Японии, Бразилии и Аргентине. В Европе на показатели негативно повлияли снижение объемов продаж и колебания валютных курсов, особенно в Турции. В Северной Америке продажи также упали из-за снижения цен на глюфосинат и падения курса канадского доллара и мексиканского песо.
Из всех 6 бизнес-сегментов BASF на долю сельскохозяйственных решений приходится наибольшая доля инвестиций в НИОКР ($919 млн). Для сравнения: сегмент технологий обработки поверхностей ‒ $313 млн, материалы ‒ $180 млн, питание и уход ‒ $149 млн.
Согласно планам компании, пиковый потенциал продаж продуктов из инновационного портфеля к 2034 году должен превысить 7,5 млрд евро. В число таких инноваций входит ряд продуктов на основе новых действующих веществ:
- Гербицид Luximo ‒ д.в. цинкметилин. Эта практически натуральная молекула, цинеол, или терпеноид, состоящая только из водорода, углерода и кислорода, синтезируется с использованием сосновой смолы и, по недавно запатентованному процессу, производится из побочных продуктов бумажного производства. Продукт эффективен против лисохвоста, райграса и однолетних злаковых трав в посевах озимых культур.
- Фунгицид Pavecto ‒ д.в. тетразолинон, новое химическое соединение в группе ингибиторов хинона (QoI). Септориозно-активный стробилурин для борьбы с широким спектром заболеваний, включая септориоз пшеницы. Разработан совместно с компанией Sumitomo Chemical.
- Инсектицид Axalion ‒ д.в. димпропиридаз. Это первый инсектицид для борьбы с колющими и сосущими вредителями, получивший статус нового и особого механизма действия от IRAC ‒ новой «группы 36». Препарат нарушает функцию хордотональных рецепторных органов растяжения, обеспечивающих насекомых слухом, ориентацией и равновесием.
Corteva: снижение показателей обусловлено снижением цен
Небольшое проседание этой американской агрохимической компании (на 5%) обусловлено снижением цен на препараты и колебанием валютных курсов (особенно бразильского реала и турецкой лиры), что было частично компенсировано увеличением продаж на 2%. Несмотря на это, компания продолжает внедрение технологических инноваций. Из новинок можно назвать:
- Adavelt active, основанный на открытии Inatreq active, фунгицида природного происхождения (флорилпикоксамид/группа FRAC 21). Это первый пиколинамидный фунгицид широкого спектра действия против возбудителей аскомикоты. Adavelt active обладает новым целевым местом действия без перекрестной устойчивости к другим способам действия.
- Enversa ‒ первый довсходовый гербицид для сои и хлопка в портфолио Corteva, содержащий запатентованный инкапсулированный ацетохлор.
- Kyro ‒ первый гербицид для кукурузы с тремя компонентами разного механизма действия (ацетохлор, клопиралид и топрамезон).
В 2025 году Corteva объявила о предстоящем запуске комбинированного фунгицида Forcivo™ (флутриафол + азоксистробин + флуиндапир) против болезней листьев кукурузы и сои.
UPL занимает пятое место рейтинга мировых производителей пестицидов
Индийская компания, занимающая пятое место, сообщила о продажах в размере $4,326 млрд, что немного меньше 2023 года ($4,417 млрд). Однако это снижение было обусловлено эффектом обменного курса, вызванным укреплением индийской рупии. В местной валюте выручка UPL реально выросла, благодаря чему компания стала единственной из первой десятки, показавшей значительный прирост.
Повышение общих показателей бизнеса UPL обусловлено устойчивым ростом продаж, особенно в Северной Америке и Европе, и успешным выводом на рынок новых продуктов, которые обеспечили выручку $93 млн. Уровень инноваций сегмента защиты растений компании превышает 14%, семеноводческого бизнеса ‒ 30%.
В апреле 2024 года компания завершила приобретение бизнеса Corteva Agriscience по производству манкоцеба, включая известный бренд Dithane, что расширит ее портфель в ближайшие годы.
FMC продолжает опираться на ключевые продукты
Лидер «второго эшелона» продолжает опираться на ключевой продукт Rynaxypyr® (д.в. хлорантранилипрол), который принес около $1 млрд в 2024 году. Несмотря на истечение срока действия ее патентов в некоторых странах с конца 2022 года, компания сохраняет конкурентоспособность, выпуская новые формулы, комбинированные и однокомпонентные продукты с преимуществом по стоимости. Так, инсектициды на его основе (Elevest®, Vantacor® и Altacor® eVo) были представлены на рынках США, Канады и Австралии, с планами расширения на другие страны в 2025 году. FMC также воспользовалась новыми возможностями с выпуском Premio® Star на рынок Латинской Америки.
Cyazypyr® (д.в. циантранилипрол) ‒ еще один ключевой инсектицид в портфеле FMC, принесший около $500 млн в 2024 году и демонстрирующий потенциал роста благодаря патентной защите. Портфель продуктов на основе этого д.в. постепенно выводится на европейский и латиноамериканский рынки. Кроме того, компания активно разрабатывает новые препараты, содержащие Cyazypyr®, и реализует стратегию по снижению производственных затрат.
В категории гербицидов выделяются три новых продукта:
- IsoflexTM Active ‒ торговое название бикслозона ‒ нового действующего вещества из группы изоксазолидинов для обработки зерновых, хлопка и риса в Австралии, Аргентине, Китае, Индии и Пакистане, с планами расширить его на другие регионы.
- DodhylexTM ‒ запатентованный бренд гербицида с д.в. тефлупиролимет, единственный представитель в группе 28 по классификации HRAC и первый за более чем 30 лет гербицид с новым механизмом действия ‒ ингибированием фермента дигидрооротатдегидрогеназы (ДГОДГ), являющимся четвертым этапом биосинтеза пиримидинов de novo.
Гербицид создан для защиты риса от сорных растений, но компания проводит исследования по адаптации его для сахарного тростника ‒ одной из важнейших тропических культур.
- Римисоксафен (Rimisoxafen) ‒ новый пиримидинилоксибензол с гербицидной активностью для борьбы с устойчивыми широколиственными сорняками. Использование двух молекул-модификаций в составе одной молекулы обещает снизить риск развития резистентности к римисоксафену в целевых участках. FMC планирует выпустить на рынок продукты с римисоксафеном до 2030 года.
ADAMA активно трансформирует структуру своего бизнеса
Уступив FMC шестое место, ADAMA фиксирует снижение показателей на протяжении последних трех лет. При этом компания активно трансформирует структуру своего бизнеса, чтобы создать прочную основу для будущего роста.
По региональным показателям, ADAMA продемонстрировала одновременно рост объемов и снижение цен на рынках Европы, Африки и Ближнего Востока, что компенсировало друг друга и привело к стабилизации продаж за год.
Представительство ADAMA в США сообщило о росте объемов, но столкнулось с трудностями, связанными со снижением цен и практикой закупок «точно в срок». В Канаде благоприятные условия для посева способствовали увеличению спроса на гербициды и фунгициды, хотя низкая численность вредителей сдерживала продажи инсектицидов. Результаты ADAMA на рынке Латинской Америки были неоднозначными: в Бразилии продолжался рост благодаря фунгицидам и инсектицидам, но отмечалось ценовое давление и падение курса бразильского реала. В других регионах Латинской Америки наблюдался спад из-за усиления конкуренции и осторожного поведения покупателей. На рынке Азиатско-Тихоокеанского региона ADAMA столкнулась с трудностями из-за переизбытка дженериков в Китае, что привело к снижению продаж за весь год. Китайский рынок в течение года характеризовался низким спросом и ценами, но в четвертом квартале он продемонстрировал рост, в основном за счет продаж технических материалов и повышения цен на несельскохозяйственную продукцию. В то же время Индия продемонстрировала положительные результаты благодаря запуску на рынок новых продуктов: инсектицидов против вредителей риса Bazak® (пиметрозин + динотефуран) и Forpido® (хлорантранилипрол + фипронил), а также послевсходового гербицида Upturn® (фомесафен и пропаквизафоп).
В следующем финансовом году ADAMA планирует укрепить свои позиции на мировом рынке благодаря дифференцированным комбинированным продуктам и запатентованным формулам. Увеличатся инвестиции в исследования, усовершенствуются усилия по выводу на рынок новых продуктов. Кроме того, компания сосредоточится на укреплении управления расходами и повышении эффективности оборотного капитала.
Sumitomo Chemical
Эта японская компания сохранила высокую конкурентоспособность, основанную на технологическом опыте и дифференцированном портфеле высококачественных СЗР. Хотя ее продажи в 2024 году снизились на 3,95% в годовом исчислении, до $3 млрд, компания заняла 8-е место в мире. В Латинской Америке, особенно в Бразилии, Sumitomo Chemical выделяет три ключевые возможности для роста:
- система регистрации пестицидов позволяет получать разрешения быстрее, что ускоряет вывод новых продуктов;
- рынок демонстрирует долгосрочную тенденцию к расширению, что означает рост спроса на агрохимические ресурсы;
- экстремальные погодные условия, вызванные Эль-Ниньо, увеличили спрос фермеров на биостимуляторы – сегмент, который ежегодно растет более чем на 30%.
Стратегия Sumitomo Chemical включает ускорение запуска и расширение продаж новых формул с акцентом на продвижение фунгицида IndiflinTM (д.в. инпирфлуксам) и гербицида RapidicilTM (д.в. эпирифенацил).
Компания укрепляет производственные и логистические мощности на своем заводе в Маракану. Кроме того, она стремится занять лидирующие позиции в сегменте биорациональных препаратов (прим. ред. продукты, полученные из биологических веществ) и биостимуляторов через свое бизнес-подразделение по устойчивым решениям. Планируется ускорить запуск новых биорациональных продуктов, таких как жидкий концентрат PGR Accede® ‒ первый в своем роде химический прореживатель цветков косточковых культур в период цветения.
Nufarm ‒ заметное снижение продаж
Несмотря на заметное снижение продаж, общий рейтинг компании остается стабильным ‒ 9-е место на протяжении последних пяти лет. Растущий спрос на азиатских рынках помог частично компенсировать давление ценовой конкуренции. Компания также увеличила инвестиции в свой завод в Лавертоне, чтобы расширить мощности по производству 2,4-Д и сократить расходы.
В Северной Америке, несмотря на высокий спрос, рентабельность была ограничена рыночной конкуренцией. Тем не менее, сегмент газонов и декоративных растений в США и сегмент СЗР в Канаде оставался стабильным.
Европейский рынок испытал спад из-за снижения как объемов, так и цен, хотя высокие показатели в сегментах винограда, плодовых, орехоплодных и овощных культур обеспечили некоторую передышку от общего давления.
Кроме того, в 2024 году продажи новых продуктов составили более 15% от общей выручки. Одним из ключевых факторов стал успешный запуск в Канаде гербицида OxbowTM (д.в. дихлорпроп-п).
Nufarm сотрудничала с новозеландской Robotics Plus для разработки технологии квантового распыления, которая используется в роботе ProsprTM, продвигаемом в Австралии и Новой Зеландии. Компания также инвестировала в норвежскую Kilter для создания точных роботов для прополки и объединилась с британским Министерством сельского хозяйства для разработки гербицидов с новыми механизмами действия.
В следующем году Nufarm ожидает стабильный спрос в секторе СЗР и стабилизацию цен на технические материалы. Компания оптимистично оценивает потенциал роста производства растительных омега-3 жирных кислот, ожидая удвоение выручки.
Китайские компании продолжают укреплять свое присутствие
Одной из самых ярких особенностей отчетного года стали устойчивые показатели китайских агрохимических компаний, которые занимают 12 из 20 мест в рейтинге.
Среди них выделилась Hubei Xingfa Chemical, показав выдающийся темп роста – 57,25%, что стало самым высоким показателем среди китайских компаний. За год ее продажи выросли с $605 до 935 млн. Будучи ведущим мировым производителем глифосата, Hubei Xingfa Chemical использовала гибкую реакцию рынка и жесткий контроль затрат, чтобы обеспечить прибыль, несмотря на частые колебания цен.
Rainbow увеличила продажи продуктов на 15,7%, заняв 10-е место. Ее успех обусловлен несколькими факторами:
- Глобальная экспансия. Rainbow завершила маркетинговые исследования в Африке и Европе, запустила свой бренд почти в 20 странах и создала новую глобальную команду по биологическим препаратам.
- Расширение продуктового портфеля. Компания зарегистрировала более 1000 продуктов, увеличив общее число регистраций до более 7700, и впервые вышла на развитые рынки, такие как США, Канада и Италия.
- Продвижение стратегических инициатив. Rainbow добилась очевидного прогресса в своих стратегических направлениях по 4 регионам мира.
Перспективы на будущее: возможности и проблемы
Хотя мировой рынок СЗР в 2024-2025 гг. подвергся давлению, есть признаки восстановления в ближайший год, поскольку цены на сельскохозяйственные товары стабилизируются, инвестиции в сельское хозяйство растут, и новые технологии начнут завоевывать популярность. Развивающиеся рынки продолжат обеспечивать значительное увеличение спроса по мере ускорения модернизации сельского хозяйства. Быстрый рост китайских компаний меняет глобальную конкурентную среду, которая будет только усиливаться.
Чтобы оставаться в лидерах, компаниям необходимо увеличивать инвестиции в технологические инновации, расширять охват рынка и укреплять свой бренд. В то же время мировые правила использования пестицидов становятся все более строгими. Эта двойная динамика несет в себе как риски, так и возможности: компании, способные адаптироваться, разрабатывая более безопасные и экологичные продукты, захватят большую долю рынка. В то же время те, кто опирается на устаревшие технологии и не понимает важности устойчивого развития, рискуют быть вытеснены. Выявление новых драйверов роста в условиях колебаний спроса, ценового давления и меняющейся глобальной конкуренции стало центральной задачей для всех основных игроков.
Подготовила Анна КИСЛЕКОВА по материалам Longjian Huang «Top 20 Rankings: Big Players Under Pressure, SMEs Bounce Back Strongly», 2025 г.