Хотя Холст (Holst) назвал Юпитера «Приносящим веселье», именно Сатурн привёл римлян на улицы и в таверны. Ниже — менее гастрономическое описание одного из самых весёлых праздников античного Рима.
В предвкушении Нового года (а так же главного праздника Рождества у католиков), я вспомнила о "Сатурналии" и решила вам рассказать, что же это такое.
Почему бы нам не подумать о том, чтобы ходить от двери к двери, крича «Ио Сатурналия!» (“Io Saturnalia!”) или играть в "кости" с прохожими? Это было бы чем-то совершенно новым, но большинство людей сочтут вас, мягко говоря, странными.
Но, давайте не пускаться полностью во все тяжкие. Ниже я объясню, что имею ввиду.
17 декабря древние римляне начинали свой самый большой праздник в году — Сатурналии. Время, когда приходили к концу земледельческие работы и все стремились к отдыху и веселью в связи с окончанием жатвы. В 217 г. до н. э. он был преобразован по образцу греческих кроний, были введены лектистернии (древнеримский искупительный обряд устройства угощения, предлагаемого богам) и обычай стоять с непокрытой головой во время жертвоприношения.
Во время Сатурналий общественные дела приостанавливались, школьники освобождались от занятий, преступников возбранялось наказывать. Рабы получали в эти дни особые льготы: они освобождались от обычного труда, имели право носить pilleus (символ освобождения), получали разрешение есть за общим столом в одежде господ и даже принимали от последних услуги. По мнению Марквардта, праздник рабов, которые в эти дни как бы уравнивались в правах с господами в воспоминание существовавшего при Сатурне всеобщего равенства. Речь здесь, конечно, идет о семейных рабах, которые входили в familia (сообщество родственников, близких и рабов, над которым власть осуществлял один человек).
Изначально он означал буквальное и символическое освобождение Сатурна: жрецы входили в его одноименный храм в Риме, чтобы отрезать шерсть, которой были обмотаны ноги его статуи. С «освобождением» Сатурна мир, как считалось, возвращался к своему первозданному состоянию невинности и изобилия.
После Пунических войн праздник изменился и постепенно стал длиться от одного дня до целой недели, растянувшейся с 17 по 23 декабря (чем-то напоминает наши январские праздники, да?). Религиозная основа Сатурналий, по-видимому, чаще всего упускается из виду в пользу более захватывающих и легкомысленных событий. Правда, этот праздник был шумным и масштабным. Это не понравилось Плинию Младшему, племяннику Плиния Старшего:
"… Мне очень приятно сидеть там [на вилле], особенно во время Сатурналий, когда весь остальной дом оглашается весельем и криками гуляк; ведь тогда я не мешаю их развлечениям, и они не отвлекают меня от моих занятий."
*Примечание: он всегда звучит как "зануда", но угрюмость Плиния была не совсем напрасной. Его увлечение чтением спасло его от той участи, что постигла его дядю Плиния Старшего, — быть поглощённым потоком с Везувия.
Что вызвало крики, которых Плиний предпочитал избегать? Одним из разрешённых на Сатурналии занятий были азартные игры. Обычно запрещённые, в течение этой недели всем римлянам, включая рабов, разрешалось играть. За подобными играми наблюдал "царь Сатурналий" (иногда еще его называли "Царь шутов"), фигура, избираемая в каждом доме жребием. Выбранный должен был управлять (или не управлять), оскорбляя гостей, гоняясь за людьми по всему дому и подстрекая к разврату. Он мог отдавать абсурдные приказы, такие как:
"Пей вино, стоя на одной ноге!"
"Поцелуй соседа по столу!"
"Сними тунику и спой, как женщина!"
Но и более интимные приказы. А отказ невозможен, так как праздник требовал полное повиновение "царю".
Да... это было время, когда сексуальные запреты стирались. Дома, храмы - все могло превратиться в арену для развлечений совершенно разного характера. Плиний старший так же писал, что многие римляне специально нанимали актеров, проституток и рабынь, чтобы устраивать вечеринки, которые заканчивались... ну, как бы вам сказать деликатнее... ладно, как есть - групповым сексом.
Другие правила также были смягчены, а роли могли меняться. Во время Сатурналий, царившие в разгуле рабы могли оскорблять своих хозяев, не опасаясь наказания, хозяева подавали им еду, и все ели вместе за одним столом. Аристократы носили греческий синтез – красочное одеяние, менее громоздкое, чем традиционная тога, но считавшееся слишком кричащей для повседневной носки. Кроме того, все носили пилеус (pileus) – необычную остроконечную войлочную шапку, которую обычно носили вольноотпущенники.
Другим видом деятельности была доставка сигиллярий (sigillaria). Эти фигурки, сделанные из воска или глины, были обычным явлением во время Сатурналий. Я читала, что они могли рассматриваться либо как напоминание об исчезнувшей практике человеческих жертвоприношений, либо как детские игрушки (надеюсь, не одновременно). Золотая статуэтка Виктории, терракотовый Геркулес, серебряная Минерва и мраморный Леандр (тот самый, который, по легенде, утонул, переплывая Геллеспонт, чтобы увидеть свою возлюбленную) – вот некоторые из сигиллярий, которые Марциал (Martial) описывает в своём труде «Эпиграммы» (Epigrams).
Обмен сигилляриями был частью гораздо более обширной системы дарения подарков на Сатурналии. Независимо от того, благодарили ли участники вечеринки хозяев или хозяева дарили подарки гостям, похоже, это составляло значительную часть духа Сатурналий. Марциал написал короткие стихотворения о множестве этих праздничных сувениров (apophoreta), значительную часть которых составляла еда.
Среди множества даров, подаренных Умбером (Umber) и Сабеллом (Sabellus), двумя гостями на Сатурналии у Марциала, были ливийский инжир, глинтвейн из Сирии, пиценские оливки и колбаса из Лукании. Хотя мы не можем точно сказать, употреблялись ли эти лакомства специально в Сатурналии (как, например, особые блюда в "День благодарения"), из древних источников становится ясно, что еда и ритуал были тесно переплетены в этот праздник.
Ученые считают, что память о Сатурналиях оказала огромное влияние на христианское и католическое Рождество.
Изучая латинские тексты, мы можем установить, что трапеза была важным аспектом праздника, который существовал ещё в древности, даже по римским меркам. Еда здесь служила не только для пропитания, но и символически напоминала о плодородии земли, поскольку ночи становились длиннее, а погода холоднее.
В широком смысле, еда и праздники – это своего рода социальный клей, то, что связывало людей и культуры на протяжении тысячелетий. А когда они объединяются, да ещё и с вечеринками, становится ещё лучше. Праздник давно забыт. Но если хотите почувствовать дух Сатурналии - возьмите графин conditum paradoxum (это древнеримское сладкое вино, настоянное на мёде и специях, такое как перец, лавр, мастика, шафран, финики; название означает "парадоксально приправленное", потому что это было сложное, богатое ароматами, изысканное вино, предшественник современного глинтвейна; его готовили, медленно нагревая вино с мёдом и специями, а затем добавляя ещё больше вина и фильтруя смесь), горсть ливийских фиг, буханку либума или "плекента", и всё готово!
И, опять же, повторюсь, только давайте не пускаться во все тяжкие.
Ио Сатурналии!