(Современное положение и насущные потребности «ичежного» промысла в Казани).
Кому не известна изящная сафьянная азиатская обувь «ичеги», производством которой справедливо славится Казань? Кто не любовался образцами этой обуви, продающейся на сенной площади, в татарском Гостином дворе, и с таким эффектом фигурировавшей на Казанской ремесленной и сельско-хозяйственной выставке в витринах г-на Галеева? Богато вышитые по цветному сафьяну золотом, серебром и цветными шелками – образцы этой обуви подчас являются положительно предметами роскоши, которых не погнушается ножка любой великосветской красавицы…
Но многие ли из казанских обывателей имеют представление о самой организации этого вида местной промышленности? Многие не знают, чьи руки выделывают казанскую азиатскую обувь и ценою какого труда и каких лишений выпускаются в свет эти предметы мусульманского вкуса и восточной роскоши?
Полагаем, что весьма и весьма немногие.
Да позволено же мне будет познакомить читателей и читательниц «Волжского Вестника» с постановкой в Казани этого промысла, известного под названием «ичежного». Знакомство с этим вопросом, – если хотите, – даже поучительно с точки зрения характеристики нашей кустарной промышленности.
Фирм, занимающихся приготовлением и сбытом «ичег» в Казани, по частным сведениям, насчитывается, одних только крупных – до десятка. Торговля эта в Казани группируется, главным образом, на Сенной площади. Здесь имеется девять магазинов и лавок с этого рода произведениями, и только одна лавка – г-на Хворова – поместилась на толчке.
Всё производство, о котором мы будем вести речь, сосредотачивается в руках местных татар, за исключением одного армянина (на Сенной) и вышеупомянутого русского – Хворова.
Сбыт произведений не ограничивается одной Казанью. «Ичеги» сбываются на ярмарках: Нижегородской, Мензелинской, Ирбитской и других. Отсюда идут они в далёкие восточные окраины с мусульманским населением, – именно, в Сибирь, в Закавказье, в Туркестан; затем – в Бухару, Хиву и т.д.
Количество разных сортов ичег, приготовленных в Казани, доходит слишком до трёх миллионов пар. Сумма ценности этого производства может быть определена не менее 5 миллионов рублей в год*. (*Верных статистических данных мы собрать не могли, так как официальных данных не существует, а торговцы весьма неохотно сообщают требуемые сведения.)
Между тем, на Казанской ремесленной и сельско-хозяйственной выставке фигурировали только трое экспонентов из крупных торговцев азиатской обувью, а в списке ремесленных заведений г. Казани, изданном комитетом выставки, даже вовсе не значится такого крупного отдела местной промышленности, каким является производство азиатской обуви.
Но этот вид местной промышленности – не выдуман нами. Он существует в действительности, притом с миллионным оборотом и занимая собою рабочие силы, приблизительно, до 2.000 женщин и до 500 мужчин.
Выкраивая ичеги из кож козловых и бараньих, а шьются с узорами и без узоров, цветные и чёрные. Узоры строчатся «в рябиновку» (рябь), цветною бумагою, шёлком и золотом. Ичеги составляются из трёх частей: 1) «крюк», т.е. передка и голенища, вытянутые вместе; 2) «задник» и 3) «подошва». Так называемые «двуклюшные» ичеги составляются из фигурного «клюша» (переда), голенища, задника и подошвы. Все остальные сорта ичег вырабатываются с пришивным передом; таковы, так называемые, «вензелевые» и «дворянские» полусапожки. Последние отличаются тем, что они шьются с каблуком, в манере европейского полусапожка.
Какой бы сорт ичег мы ни взяли, при каждом сорте, как главный признак азиатской обуви, мы всегда найдём фигурно вырезанный задник. Для мужских и чёрных ичег – задник вырезывается из савра (кожаный огузок, выделываемый в Персии и окрашенный в светло-зеленоватый цвет); для сафьянных цветных ичег – задник закрывается из разных цветов сафьяна. Подошва подшивается всегда самими татарами мужчинами, тогда как самый ичег шьётся русскими женщинами. Подошва выкраивается большей частью из красной юфти, грубой выделки и окраски (азиатская юфть).
Торговцы держат у себя опытных и знающих дело закройщиков, большей частью из местных татар. Закройщики, кроме своего дела, т.е. раскройка кож, несут ещё иногда обязанность и конторщиков; они записывают выдачу раскроя гуртовщиков (подрядчикам и подрядчицам) в шитье и приём от них годовых изделий.
Хотя ичеги и шьются, как уже сказано, мастерицами, но мастерицы непосредственно не получают от торговцев товара для шитья, потому что торговцы считают для себя затруднительным делом иметь расчёты с целою массою шитниц; между тем последние не додумались соединиться в артели, благодаря чему они и теряют до половины своего заработка, которую переплачивают ловким подрядчикам и подрядчицам за посредничество.
Таких нежелательных посредников в настоящее время в казанских окрестностях считает 4 человека, а именно: на пороховом заводе мещанин из татар Ишметьев, в Кижицах мещанин Иван Фёдоров и мещанка Елена Западнова, в Суконной слободе мещанка Фёкла Иванова. Мастериц насчитывается у одного только Ишметьева – до 800. Барыши этих господ усугубляется ещё тем, что гуртовщики и гуртовщицы за отдельную плату уплачивают мастерицам не деньгами, а товарами, на которые, в свою очередь, также накладывают возмутительные проценты. Все товары – от ситца, табаку, чаю и сахару – до пустяшной вещи, необходимой в домашнем быту, они всегда держат и сбывают в три-дорога. Конечно, имеются и между ними такие личности, которые имеют понятие о нужде; но есть и такие, для которых, кроме своего собственного мамона, ничего на свете более не существует.
Продолжение следует
Конспект статьи подготовлен Л.Н.Дониной.
Примечание: словообороты, орфография и пунктуация и сохранены.