Найти в Дзене
Салават Вахитов

Запустимся сами

Рассказ из книги "Байки Павлычева" 1965 год В тот памятный день меня вызвал начальник комбината Леонид Иокинфович Осипенко. Человек он был основательный, приехал в Салават из Уфы ещё в 1962 году и за тройку лет набрался определённого авторитета. – Строительство заканчивается, – начал он, глядя на меня сквозь массивные очки. – А как ты пускать завод собираешься? Я даже не задумался, ответил чётко и ясно: – Очень просто. Напишите приказ, чтобы набрать людей из действующих производств. А научить мы их научим. Осипенко на секунду задумался и сказал: – К вам приедет пусконаладочная бригада. Будешь встречать. Вышел я из кабинета и сразу пошёл в цех. Собрал ребят на срочное совещание. В комнате было тесно: собрались молодые, энергичные ребята, с глазами, горящими энтузиазмом. – Нам хотят пусконаладочную бригаду прислать, – прямо сказал я. Тишина. Потом раздаётся взрыв негодования: – На кой нам она нужна?! Сами всё сделаем! – Тогда что, отказываемся от неё? – уточняю. – Отказываемся! – кричат

Рассказ из книги "Байки Павлычева"

1965 год

В тот памятный день меня вызвал начальник комбината Леонид Иокинфович Осипенко. Человек он был основательный, приехал в Салават из Уфы ещё в 1962 году и за тройку лет набрался определённого авторитета.

– Строительство заканчивается, – начал он, глядя на меня сквозь массивные очки. – А как ты пускать завод собираешься?

Я даже не задумался, ответил чётко и ясно:

– Очень просто. Напишите приказ, чтобы набрать людей из действующих производств. А научить мы их научим.

Осипенко на секунду задумался и сказал:

– К вам приедет пусконаладочная бригада. Будешь встречать.

Вышел я из кабинета и сразу пошёл в цех. Собрал ребят на срочное совещание. В комнате было тесно: собрались молодые, энергичные ребята, с глазами, горящими энтузиазмом.

– Нам хотят пусконаладочную бригаду прислать, – прямо сказал я.

Тишина. Потом раздаётся взрыв негодования:

– На кой нам она нужна?! Сами всё сделаем!

– Тогда что, отказываемся от неё? – уточняю.

– Отказываемся! – кричат ребята. – Иди к начальству, скажи, что сами запустим.

Глядя на них, я чувствовал радость – такие же, как я: упрямые, уверенные, полные решимости. Иду к Александру Семёновичу Леонтьеву, начальнику производства. Он слушает, кивает, в глазах – сочувствие.

– Я этот вопрос не решу, – говорит. – Иди к Осипенко.

Снова топаю к Леониду Иокинфовичу. Вхожу, невольно задерживая дыхание.

– Нам не надо никаких пусконаладочников, – выпаливаю с порога. – Объясню почему…

Начинаю расписывать: наши ребята отлично разбираются в работе, знают каждый вентиль, каждый болт, каждый скрип в цеху. Мы всё сделаем сами, быстрее и лучше. Осипенко слушает. Внимательно. Не перебивает. Потом поднимает руку и говорит мягко, но убедительно:

– Валентин, я понимаю вас. Вам, конечно, хочется сделать дело, и я уверен, что вы его сделаете. Но есть приказ. Договор с подрядчиком подписан, деньги ему перечислены. Я ничего уже сделать не могу.

Внутри меня надвигается буран и вот-вот рванёт наружу. Обида за своих парней, за их рвение, за их веру в себя. Еле сдерживаюсь, чтобы не сказать что-нибудь резкое. В голове уже крутятся слова, которые в приличном обществе не произносят – просто чтобы душа успокоилась и не рвалась наружу.

– Ну я тогда посажу их в бытовке, и пусть они не вылезают оттуда! – вырывается у меня, мысленно добавляю ещё пару смачных эпитетов.

Приехала бригада. Парни серьёзные, в касках, с папками и схемами. Мы их встретили без враждебности, но настороженно. Объяснили ситуацию: «Мы тут всё знаем, всё умеем, а вы… ну, вы пока посидите». Ребята оказались толковыми. Они не стали спорить. Не полезли в драку за свои права. Один из них, постарше годами, усмехнулся:

– Да мы и сами понимаем… Мы раньше пекарни запускали, мукомольные заводы. А тут… химия. Не наша специфика.

Вот это поворот! Мы переглянулись. Напряжение спало. Вместо противостояния мы нашли общий язык.

– Ладно, – говорю. – Будете в бытовке. Если что – зовите.

Они кивнули.

Не буду расписывать, как мы работали ночами, как спорили, как что-то не шло, а потом вдруг заработало. Это же и так понятно. Запустились успешно, хоть и не сразу. Пусконаладочники уехали, довольные и благодарные за гостеприимство. Оценивая ту историю уже с высоты своего огромного производственного опыта, я думаю, что в тот момент интуитивно мы поступили правильно: упёртость не самое лучшее качество руководителя. Гораздо эффективнее порой не продавливать своё решение, а находить компромиссы, которые устраивают всех.