После Октябрьской революции и Гражданской войны промышленность Советской России оказалась в глубоком кризисе. Производство тяжелой техники, включая экскаваторы, которое началось еще в дореволюционные годы (например, на Путиловском заводе в Санкт-Петербурге), было прекращено.
Возрождение экскаваторостроения в СССР было не просто восстановлением старых линий, а созданием новой, централизованной и плановой отрасли, ставшей критически важной для реализации грандиозных индустриальных проектов и строек первой пятилетки (ГОЭЛРО, ДнепроГЭС, Магнитка).
1. Проектэкскаватор
В 1920-е годы, когда страна приступила к масштабным стройкам, в СССР не производилось ни одного экскаватора. Страна полностью зависела от импорта дорогостоящих машин из США, Великобритании и Германии.
Переломный момент наступил в 1930 году с принятием Постановления Совета Труда и Обороны СССР. Этот документ положил начало плановой организации отечественного экскаваторостроения, предусматривая:
- Выбор ключевых типов машин.
- Разработку чертежей и технологии.
- Подготовку инженеров и кадров.
- Выделение производственных площадок.
Для координации работ была создана специальная организация — Всесоюзная проектно-техническая контора экскаваторостроения (ВТКЭ), или «Проектэкскаватор».
В реализации этой стратегической задачи ключевую роль играли:
- Народный комиссар тяжелой промышленности (Наркомтяжпром): Глава наркомата, ответственного за заводы и производство, в этот период им был В.В. Куйбышев. Под его руководством были выделены мощности и ресурсы для экскаваторостроения.
- Члены СНК/СТО: Решения о финансировании и закреплении заводов, таких как Воткинский и Ковровский, принимались на самом высоком уровне, членами Политбюро и СНК под председательством В.М. Молотова.
2. Первые серийные экскаваторы (1931–1932 гг.)
Решительные шаги, предпринятые руководством страны, быстро дали результат в виде серийного выпуска первых советских экскаваторов.
А. Воткинский завод: МIIIП-1,5
В 1931 году Воткинский машиностроительный завод (на Урале) начал серийный выпуск первого отечественного экскаватора, созданного по чертежам ВТКЭ:
Модель: МIIIП-1,5 (Механический, III тип, Паровой, вместимость ковша 1,5 м³).
Это был паровой полноповоротный гусеничный экскаватор, ставший основным инструментом на крупнейших стройках, таких как строительство каналов и гидроузлов. За его освоением и внедрением на стройках лично следили представители центральных органов власти, включая Г.К. Орджоникидзе (тогдашний глава Наркомата Рабоче-Крестьянской инспекции, тесно связанный с промышленным контролем).
Запуск производства экскаваторов на Воткинском машиностроительном заводе ознаменовал прорыв в советской тяжелой промышленности: первый опытный образец экскаватора МIIIП-1,5 (Механический, Паровой, 1,5 м³) сошел с конвейера в самом конце 1931 года как единственная опытная единица, но это уже символизировало начало новой эпохи; затем, в течение всего 1932 года, завод резко нарастил темпы, выпустив около 25 серийных машин, что стало реальным началом освоения технологии и началом массового снабжения отечественных строек жизненно необходимой землеройной техникой
Б. Ковровский завод: «Ковровец»
В 1932 году к производству подключился Ковровский экскаваторный завод.
Появление «Ковровца» ознаменовало переход к более современным, чем паровые, конструкциям, и окончательно утвердило независимость страны от импорта тяжелой землеройной техники.
__________________________________________________________________________________________
Партнером канала Мир спецтехники является компания "Глобал Импорт" - официальный дистрибьютор техники LiuGong в РФ. Глобал Импорт предлагает в России полный модельный ряд дорожно-строительной техники LiuGong.
Узнать больше о технике LiuGong вы можете на сайте компании Глобал Импорт www.liugong-vostok.ru или по тел: 8 800 222 65 77.
__________________________________________________________________________________________
После успешного старта производства, общие объемы выпуска экскаваторов в СССР быстро росли: уже в 1933 году заводы смогли выпустить свыше 50 единиц паровых и механических моделей, что подтверждало освоение новой технологии, и этот темп позволил к 1935 году достичь показателя свыше 200 произведенных машин, что стало убедительным доказательством выполнения плановых показателей индустриализации и привело к резкому сокращению зависимости страны от дорогостоящего импорта.
3. Расширение номенклатуры (середина 1930-х)
После успешного запуска производства одноковшовых машин, советские заводы перешли к освоению более специализированной и современной техники.
Дмитровский экскаваторный завод (ДЭЗ)
Дмитровский чугунолитейный завод, национализированный после революции, в 1934 году был официально переименован в экскаваторный. Он сосредоточился на выпуске траншейных машин.
В 1939 году ДЭЗ выпустил первый отечественный гусеничный роторно-ковшовый траншеекопатель КГ-65. Это стало ключевым шагом в механизации строительства каналов, прокладке газопроводов и рытье траншей, имевших огромное значение как для народного хозяйства, так и для обороны.
Таким образом, к концу 1930-х годов в СССР была сформирована полноценная, хотя и молодая, отрасль экскаваторостроения, способная обеспечивать нужды страны в землеройной технике, используя уже не только паровые, но и электрические двигатели, а также двигатели внутреннего сгорания.
За успехи в освоении и запуске нового производства на Ковровском экскаваторном заводе (КЭЗ), где выпускался «Ковровец», высокие государственные награды получили:
- Н. М. Пивоваров: Технолог завода, был награжден Орденом Трудового Красного Знамени за выдающиеся успехи в оснащении строительства новой техникой и освоении сложного производства.
- Директор Ковровского завода того периода также был награжден Орденом Трудового Красного Знамени, что подтверждало признание его руководящей роли в успешном запуске серийного выпуска.
Позднее, коллективный вклад заводов в строительство социализма и развитие машиностроения был отмечен высшими государственными наградами:
- Ковровский экскаваторный завод в 1966 году (за большие успехи в оснащении строительства и промышленности) был удостоен высшей награды СССР — Ордена Ленина. Эта награда стала признанием десятилетий труда, начатых в 1932 году с выпуска «Ковровца».