В истории военного кораблестроения тяжёлые крейсера типа «Зара», несомненно, оставили свой след как «вашингтонские» крейсера, на которых удалось реализовать достаточно хороший уровень защищённости. Однако наличие хорошего бронирования не уберегло три корабля из четырёх построенных от гибели, причём в основном от артиллерийского огня противника (хотя «Пола» здесь не в счёт). И к сожалению, в военной истории, крейсера этого типа запомнились не своими техническими решениями, а тем, что были уничтожены противником в одном ночном бою осенью 1940 года, не оказав никакого сопротивления. Но, как мы знаем, одному крейсеру этого типа удалось уцелеть, правда не за счёт каких-либо тактических уловок ил конструкторских решений, а за счёт везения. Этим крейсером стал «Гориция», который находился на ремонте и не участвовал в бою у Матапана. Впоследствии именно «Гориция» оказался одним из последних тяжёлых крейсеров Regia Marina, оставшихся в строю. Попробуем рассмотреть отдельные наиболее яркие моменты боевой службы этого крейсера.
Тяжёлый крейсер «Гориция» был заложен 17 марта 1930 года на верфи «Орландо» в Ливорно, а 28 декабря того же года произошёл спуск корабля на воду. Год спустя, 20 декабря 1931 года, крейсер «Гориция» вступил в строй под командованием капитана 1-го ранга Антонио Пасетти и был зачислен во 2-ю дивизию крейсеров 1-й эскадры Королевских ВМС Италии. А 31 декабря 1934 года «Горицию» перевели в 1-ю дивизию крейсеров, состоящую теперь (вернее - "тогда") из четырёх крейсеров типа «Зара».
29 июня 1934 года традиционно для итальянского флота крейсер «Гориция» получил Боевое знамя от комитета женщин одноимённого города. Причём эта церемония проводилась уже после того, как крупный корабль итальянского флота достигал должного уровня боеготовности. Также традиционно, как в Средневековье, корабль получил свой девиз – «In arduis intrepida» («В трудностях невозмутим»).
Как и его систершипы, «Гориция» в предвоенные годы активно привлекался на всевозможные манёвры, смотры, парады, визиты и учения. Из наиболее значимых можно выделить участие крейсера в маневрах в честь короля Италии Виктора Эммануэля III, проходивших в Неаполе 13 августа 1932 года; в параде 6-7 июля 1933 года в Неаполе, который принимал Бенито Муссолини; в параде 26 ноября 1936 года в честь венгерского регента Миклоша Хорти; в морском параде 6-7 июля 1937 года в Неаполе, а также 5 мая 1938 года в морском параде в честь А.Гитлера.
С началом гражданской войны в Испании летом 1936 года крейсер «Гориция» вместе с другими кораблями Regia Marina успел поучаствовать в эвакуации итальянских граждан из этой страны. В этот же период «Гориция» «отличилась» на спортивном поприще – крейсер представлял Италию на XI Олимпийских играх в Германии. Для этого итальянский «вашингтонец» посетил Киль, где проходили соревнования по яхтенному спорту, составив компанию немецким «Адмиралу граф Шпее» и «Кенигсбергу», а также британскому крейсеру «Нептун».
После завершения своего «олимпийского вояжа» во время возвращения в Италию в районе Танжера 24 августа 1936 года на крейсере «Гориция» случилась авария – самая крупная авария на итальянских тяжёлых крейсерах. В море взорвались пары авиационного бензина в носовой цистерне. В результате были сорваны листы металлической обшивки корпуса по левому борту, повреждения были настолько серьёзными, что потребовали возвращения сначала в Танжер, а затем перехода в Гибралтар. Во время нахождения «Гориции» в сухом доке Гибралтара и была вскрыта та самая фальсификация с водоизмещением крейсеров данного типа, к которой прибегло в своё время итальянское правительство, чтобы скрыть превышение лимита на водоизмещение. Однако никакого официального заявления со стороны британских властей не последовало. Может быть, сыграло роль обострение международной ситуации в Европе, а может быть, у самих британских «контролёров» не всё было в порядке со своими «вашингтонскими» крейсерами.
Были у «Гориции» в этот период и боевые задания. К первому боевому походу можно отнести выход 1-й дивизии крейсеров (в том числе и «Гориции») 7 марта 1939 года на перехват остатков испанских республиканских ВМС (3 крейсера и 8 эсминцев), пытавшихся прорваться в Чёрное море с беженцами на борту. Итальянские корабли имели приказ, не открывая огонь, вынудить республиканцев взять курс на порт Аугуста. К счастью, боя не случилось, испанские корабли смогли дойти до Бизерты, где они были интернированы французскими властями. Вторым боевым выходом можно считать участие «Гориции» в итальянском вторжении в Албанию с 7 до 9 апреля 1939 года. В этом походе крейсер вместе со своими систершипами вёл огонь по береговым батареям порта Дуррес для поддержки высадки десанта.
Со вступлением Италии во Вторую мировую войну итальянские тяжёлые крейсера приступили к активным боевым действиям. Командиром крейсера в это время был капитан 1-го ранга Джузеппе Манфреди. Первой военной операцией «Гориции», которая всё также входила в состав 1-й дивизии 1-й эскадры, стало прикрытие минной постановки в ночь на 12 июня 1940 года. Несмотря на рутинность данной операции, по стечению обстоятельств итальянским кораблям повезло – в море находились главные силы британского Средиземноморского флота, но контакта не произошло. Боевое крещение «Гориция» получила в бою в Пунта-Стило 8-9 июля 1940 года, о котором уже было рассказано на нашем канале ранее в одной из статей, в котором крейсеру не удалось проявить себя.
Последующие выходы в море для эскортирования североафриканских конвоев, артиллерийских тренировок и перехвата британских конвоев не принесли значимых результатов. Во время атаки Таранто британской авиацией вечером 11 ноября 1940 года («Ночь Таранто») «Гориция» находилась на внешнем рейде недалеко от линкоров (примерно в миле мористее). Основной целью торпедоносцев были линкоры, но один из самолётов второй волны попытался выйти в атаку на крейсер, был сбит зенитчиками и упал в воду недалеко от крейсера. В этом ударе тяжёлые крейсера, кроме «Тренто», не пострадали, но решили не рисковать и быстро покинули Таранто, к примеру, «Гориция» стала базироваться на Неаполь.
Ещё один бой – бой у мыса Теулада 27 ноября 1940 года, в котором итальянские крейсера могли себя проявить, также оказался неудачным и безрезультативным. Крейсер «Гориция» в нём произвел 18 залпов из орудий главного калибра (123 снаряда), но данных о его попаданиях в противника нет. Несмотря на отсутствие явных достижений, можно считать крейсер «Гориция» удачливым кораблем – из-за профилактического ремонта (как говорилось ранее) он не участвовал в битве у мыса Матапан, что, скорее всего, спасло его от гибели.
После гибели трёх тяжёлых крейсеров 1-ю дивизию расформировали и перевели «Горицию», закончившую ремонт 7 мая 1941 года, в 3-ю дивизию крейсеров к «Тренто», «Триесту» и «Больцано», в составе которой крейсер и воевал до конца войны. Из-за изменений военной ситуации в данном регионе итальянскому флоту пришлось расстаться с мыслями о владении морем и сконцентрировать свои силы на конвойных операциях. Этот период остался в истории итальянского флота как «Первая конвойная битва», и тяжёлым крейсерам в этой битве пришлось играть роль «эскортных кораблей», причём не всегда эффективно.
Так в мае 1941 года «Гориция» вместе с «Больцано» и «Триестом» сопровождала конвой из четырёх трансатлантических лайнеров, причём маршрут был достаточно короткий: Мессина – Триполи. Однако наличие трёх тяжёлых крейсеров в охранении не испугало британскую подводную лодку «Апхолдер», которая пустила на дно один из лайнеров, предоставив крейсерам спасать его пассажиров. В июне «Гориция» совершила ещё один рейс в Триполи вместе с транспортами, на это раз без потерь.
Выход в море 23 августа для перехвата британского конвоя «Минсмит» для «Гориции» был таким же безрезультатным, но он запомнился, так как уже на пути отхода был торпедирован «Больцано». Такой же безрезультатной для итальянского флота стала попытка перехватить британский конвой из Гибралтара на Мальту (операция «Халберд»). В этот раз ни «Гориция», которая в составе 3-й дивизии вышла в море, ни какой-либо другой корабль противника даже не обнаружили.
Выход в море 21 ноября 1941 года для экипажа крейсера запомнился в первую очередь тем, что буквально накануне Мессина, где базировалась дивизия крейсеров, подверглась налету британской авиации. Корабль получил более 200 осколочных пробоин, а среди его экипажа было много убитых и раненых, но несмотря на это «Гориция» вышла в море. Но и эта операция завершилась полным провалом. Итальянское командование планировало провести в Африку сразу три крупных конвоя, в итоге из-за непрерывных атак британских подводных лодок и авиации до цели дошло только три судна из восьми, при этом торпедами были повреждены два крейсера (в том числе один тяжёлый – «Триест»).
Следующая конвойная операция «М-41», где «Гориция» находилась в составе соединения близкого прикрытия, также не достигла цели: британские подводные лодки потопили два судна и повредили новейший линкор «Витторио Венето». Тем самым, анализируя только приведённые операции, можно сделать вывод, что эффективность тяжёлых крейсеров как кораблей прикрытия в зоне активности вражеских подводных сил и авиации оказалась крайне низкой.
Следующая конвойная операция, в которой приняла участие «Гориция», имела наименование «М-42», однако в военной истории она больше известна как «Первый бой в заливе Сирт». Для сопровождения 4 крупных транспортов в море 16 декабря 1941 года вышел почти весь итальянский флот (4 линкора, 2 тяжёлых и 4 лёгких крейсера, 22 эсминца). Оказалось, что англичане в то же самое время и в том же районе проводили свой транспорт в сопровождении 3 крейсеров и 7 эсминцев на Мальту.
Встреча противников состоялась на закате 17 декабря 1941 года, причём британские корабли были замечены в сумерках по разрывам зенитных снарядов, когда они отбивали атаки итальянской авиации. По какой причине итальянская авиация не оповестила свои корабли о точном местоположении противника, остается загадкой, но как вышло, так и вышло.
Надо отдать должное итальянскому командующему, обнаружив противника, адмирал Якино повернул на противника. В этой ситуации крейсер «Гориция» возглавлял левую (восточную) колонну крейсеров, ближнюю к противнику. Флагманский «Литторио» открыл огонь уже в сумерках, в 17:53 с дистанции 32000 м, «Гориция» и «Тренто» – на две минуты позже с дистанции 22000 м. Однако в этот раз британцы (7 лёгких крейсеров и 16 эсминцев) не приняли боя – они поставили дымовую завесу, чем практически блокировали артиллерийский огонь итальянцев. Всего бой длился 11 минут, в 18:04 британские корабли покинули поле боя. При этом артиллеристы «Гориции» были убеждены, что потопили эсминец, а эсминец «Маэстрале» повредил ещё один. По британским данным, только эсминец «Кандагар» получил лёгкие повреждения (погиб 1 человек). Несмотря на скоротечность боя, обе стороны выполнили свои задачи, так как довели свои конвои до места назначения без потерь.
В течение января – февраля 1942 года крейсер «Гориция» несколько раз привлекался для сопровождения конвоев, а 12 февраля вышел в составе ударного соединения на перехват британского конвоя «MW-9А». Однако найти противника не удалось, зато пришлось отбиваться от атак британских торпедоносцев и подводных лодок, и только везение отвело от «Гориции» британскую торпеду, которая повредила эсминец «Карабиньере».
Некоторое оживление и разнообразие в неудачных попытках найти и атаковать противника принес март 1942 года, но об этом чуть позже....
Окончание следует. Ссылка - ЗДЕСЬ
P.S.Кнопка для желающих поддержать автора - ниже, она называется "Поддержать", )).
Источники: Bargoni, F. Incrociatori pesanti classe Zara/F.Bargoni. – Roma: Fronte
Terra, 1977.- 84 p; Fraccaroli, A. RN Zara/ Heavy Cruiser 1929-1941. – Warship
Profile № 17, 2005.- 28 p.; Gordon, E.H. Italian Heavy Cruisers of World War
Two/E.H.Gordon, St.Wiper – Warship pictorial № 23, 2004.- 74 p.; Stille,
M. Italian cruisers of World war II/M.Stille.-New Vanguard, №258,
2018.- 50 p.; Больных, А.Г. Крейсера. Уникальная иллюстрированная
энциклопедия/ А.Г.Больных. – М.: Яуза: ЭКСМО, 2013.- 288 с.; Брагадин,
М.-А. Битва за Средиземное море: Взгляд побежденных /М.-А.Брагадин. –
М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. – 624 с.; Брагадин, М.-А. Итальянский
флот во Второй мировой войне/ М.-А.Брагадин. – Екатеринбург: Зеркало,
1997.- 356 с.; Дашьян, А. Все флоты Второй мировой /А.В.Дашьян,
С.В.Патянин, Н.В.Митюков, М.С.Барабанов, В.В.Иванов, А.А.Гайдук. – М.:
Яуза; Эксмо, 2012. – 912 с.; Лихарев, Д. Адмирал Эндрю Каннингхэм. Борьба
Великобритании за господство на Средиземном море в первой половине ХХ
века/Д.В.Лихарев. – Санкт-Петербург, Уссурийск: Изд-во УГПИ, 2004. –
200 с.; Макинтайр, Д. Битва за Средиземное море: Взгляд победителей /М.
-Д.Макинтайр, С.Пак, Б.Б.Шофилд, П.К.Смит, Э.Уокер. – М.: ООО
«Издательство АСТ», 2001. – 704 с.; Патянин, С. Суперкрейсера Муссолини.
Если бы не адмиралы!/С.В.Патянин - М.: Яуза: ЭКСМО: 2011.- 128 с.;
Патянин, С.В. Крейсера Второй мировой. Окончательная энциклопедия /
С.В.Патянин, А.В.Дашьян, К.С.Балакин, С.Барабанов, К.В.Егоров. - М.:
Яуза: ЭКСМО, 2014.- 536 с.; Трубицын, С. Тяжелые крейсера Италии
(1927-1945)/С.Б.Трубицын. – СПб: ИКЦ АНО «Истфлот», 2004.- 52 с.;
Материалы с интернет-ресурсов.