Найти в Дзене
Navygaming Channel

"Гориция" против "Литторио" - чей же снаряд? Это принципиально! /2/ Когда крейсер подтвердил свой девиз, но успехов не добился

Продолжаем вспоминать подробности из боевой службы итальянского тяжелого крейсера "Гориция". Начало - читать ЗДЕСЬ Тяжелый крейсер «Гориция» в ходе Второго боя в заливе Сирт не смог добиться результатов ...Первым крупным боевым эпизодом 1942 года для «Гориции» стал «Второй бой в заливе Сирт». Причиной боя и главной целью операции для итальянского флота стало намерение перехватить очередной британский конвой «MW-10», который 20 марта вышел из Александрии на Мальту. Для сопровождения четырёх транспортов британцы выделили в общей сложности 5 лёгких крейсеров и 17 эсминцев (в том числе 6 эскортных). На перехват британцев в ночь на 22 марта из итальянских баз вышла эскадра, насчитывавшая 1 линкор, 2 тяжёлых крейсера, 1 лёгкий крейсер и 10 эсминцев. Крейсера «Гориция» и «Тренто» с приданным им лёгким крейсером «Банде Нере» входила в передовой отряд под командованием контр-адмирала Пароны. 152-мм орудия легкого крейсера «Банде Нере» в бою оказались точнее Встреча противников состоялась 22 мар
Продолжаем вспоминать подробности из боевой службы итальянского тяжелого крейсера "Гориция". Начало - читать ЗДЕСЬ
Тяжелый крейсер «Гориция» в ходе Второго боя в заливе Сирт не смог добиться результатов
Тяжелый крейсер «Гориция» в ходе Второго боя в заливе Сирт не смог добиться результатов

...Первым крупным боевым эпизодом 1942 года для «Гориции» стал «Второй бой в заливе Сирт». Причиной боя и главной целью операции для итальянского флота стало намерение перехватить очередной британский конвой «MW-10», который 20 марта вышел из Александрии на Мальту. Для сопровождения четырёх транспортов британцы выделили в общей сложности 5 лёгких крейсеров и 17 эсминцев (в том числе 6 эскортных).

На перехват британцев в ночь на 22 марта из итальянских баз вышла эскадра, насчитывавшая 1 линкор, 2 тяжёлых крейсера, 1 лёгкий крейсер и 10 эсминцев. Крейсера «Гориция» и «Тренто» с приданным им лёгким крейсером «Банде Нере» входила в передовой отряд под командованием контр-адмирала Пароны.

152-мм орудия легкого крейсера «Банде Нере» в бою оказались точнее
152-мм орудия легкого крейсера «Банде Нере» в бою оказались точнее

Встреча противников состоялась 22 марта около 14 часов, причём до этого времени итало-немецкая авиация несколько раз безуспешно атаковала британский конвой. Корабли Пароны шли на юго-запад строем пеленга, флагманский крейсер «Гориция» находился в центре, эсминцы справа, два крейсера слева. Вскоре итальянцы встретились с британскими крейсерами. Отметим, британские крейсера действовали достаточно слаженно и смело, отрезая путь противнику к своему конвою они развернулись и направились в сторону противника, активно применяя дымы.

В первой фазе боя, как только англичане двинулись ему навстречу, адмирал Парона в 14:29 повернул на север, намереваясь завлечь их под орудия «Литторио». Итальянцы в 14:35 использовали орудия кормовых башен, ведя огонь с дистанции 22000 м. Англичане последовали за ними, но затем отвернули, итальянцы, в свою очередь, повторили их маневр преследования. На этой фазе боя ни одна из сторон не смогла похвастаться результативной стрельбой, во многом этому мешали шторм и дым, который периодически накрывал противников. После непродолжительной и безрезультатной перестрелки итальянские крейсера вышли из боя, а британцы отвернули к конвою.

В 15:30 «Гориция» и два других итальянских крейсера соединились с «Литторио», и вся эскадра адмирала Якино пошла на юг. Ветер к этому времени ещё больше усилился, над волнами держалась сплошная пелена брызг. В 16:17 наблюдатели «Литторио» увидели вдали силуэт британского крейсера. До конца светлого времени оставалось ещё 2 часа, поэтому Якино решил отрезать англичан от Мальты и атаковать конвой с запада. Снова завязался бой (вторая фаза), причём для британцев он был неравный.

Крейсер «Гориция» в Мессине после Второго боя в заливе Сирт
Крейсер «Гориция» в Мессине после Второго боя в заливе Сирт

Противники вели артиллерийскую перестрелку, и к 17 часам итальянцы сократили дистанцию до 10 км, но не решились войти в плотную стену дыма. Оба соединения, следуя переменными курсами, продолжали двигаться в юго-западном направлении. Видя, что итальянцы ведут себя слишком робко, британцы осмелели. Они то и дело выскакивали из дымовой завесы, давали пару залпов по первой подвернувшейся цели и ныряли обратно в дым. Вреда такая стрельба не причиняла, но держала итальянцев в постоянном напряжении. В этих условиях ни «Гориция», ни «Тренто» так и не смогли поразить противника, в отличие от «Банде Нерее», которому приписывают попадания в британский эсминец «Клеопатра».

К этому времени конвой, который так защищали британцы, находился примерно в 11 милях от итальянской эскадры, на которой об этом не знали, а пелена дымовых завес не позволяла обнаружить такую заманчивую цель.

Британские эсминцы, несмотря на итальянский линкор и тяжёлые крейсера, действовали достаточно дерзко, выходя в торпедную атаку, заставляя итальянцев маневрировать, чтобы не попасть под торпеду. Они даже обстреляли линкор из 120-мм и 102-мм орудий, что было неравноценным обменом на 381-мм и 203-мм снаряды, хотя шансов серьёзно повредить итальянский линкор почти не было.

«Гориция» в мирные годы, Киль 8 августа 1936 года
«Гориция» в мирные годы, Киль 8 августа 1936 года

В итоге ожесточённой перестрелки итальянский линкор всё же отвернул на север, но и британцам досталось. Эсминец «Кингстон» получил снаряд с «Гориции» (некоторые авторы считают, что это был «Литторио»), потери экипажа составили 13 человек убитыми и 21 человек был ранен.

По словам С.Патянина, снаряд «… взорвался под площадкой «эрликонов», буквально сметя её за борт. Осколки изрешетили палубу, прожекторную площадку и платформу 102-мм зенитного орудия. Из-за повреждений в машинном отделении корабль временно лишился хода. В кормовом котельном отделении возник небольшой пожар».

Если снаряд всё же «Гориции», то на счёт итальянских тяжёлых крейсеров можно записать ещё одно (четвертое) попадание в корабль противника.

В заливе Сирт британский эсминец «Кингстон» был поражен снарядом «Гориции» или «Литторио»
В заливе Сирт британский эсминец «Кингстон» был поражен снарядом «Гориции» или «Литторио»

Оставшееся время до захода солнца британские эсминцы использовали для повторных торпедных атак, но все они оказались безрезультатными. И с заходом солнца, имея чёткий приказ не вступать в ночной бой, адмирал Якино приказал увеличить скорость до 26 узлов, итальянская эскадра развернулась и начала уходить на север. Бой был закончен.

Второй бой в заливе Сирт считается самым продолжительным за всю Вторую мировую войну на Средиземном море. В ходе боя итальянские тяжёлые крейсера израсходовали 581 203-мм снаряд, в том числе «Гориция» выпустила 226 снарядов главным калибром (38,9 %). Но особо похвастаться было нечем, хотя польза от этого боя была – конвой потерял время и на следующий день был атакован авиацией, в результате чего понёс большие потери.

На счету крейсера «Гориция» участие ещё в двух конвойных битвах согласно итальянской историографии: июньской конвойной битве и августовской конвойной битве 1942 года.

Целью июньской конвойной битвы для итальянского флота стали два британских конвоя: из Гибралтара (операция «Гарпун») и Александрии (операция «Вигорос»). Забегая вперед, отметим, что западный конвой, хотя и с потерями, но добрался до Мальты. А мы подробнее рассмотрим восточный конвой, ведь с ним связана история «Гориции».

Восточный конвой вышел из Александрии утром 13 июня и спустя несколько часов уже был обнаружен итальянской авиаразведкой. В соответствии с планом, итальянский флот вышел на перехват 14 июня 1942 года, но и его выход не остался незамеченным британской авиацией. В ходе последующих атак британской авиации был повреждён крейсер «Тренто», напарник «Гориции» в этом походе. Попадание пришлось в район носового котельного отделения, вскоре вода залила второе котельное и первое машинное отделения, возник пожар. Крейсер потерял ход, но его экипаж под прикрытием дымовой завесы смог справиться с пожаром и поступлением воды. Однако точку в этой истории поставила британская подводная лодка «Р-35», попадание её торпеды вызвало детонацию погребов «Тренто», который очень быстро скрылся под водой.

Первые быстроходные итальянские «вашингтонцы» пережили своих более
защищенных «собратьев», но не надолго
Первые быстроходные итальянские «вашингтонцы» пережили своих более защищенных «собратьев», но не надолго

Между тем адмирал Якино (флаг на «Литторио») с оставшимися кораблями упорно двигался вслед за отходящим противником, поддерживая контакт при помощи бортовых гидросамолётов (один из них – с «Гориции»). Но выйти на прямой контакт с противником итальянцам в очередной раз не удалось, 15 июня итальянские корабли вернулись в Таранто. В этом походе «Гориция» потеряла свой бортовой гидросамолёт, который ранее смог обнаружить конвой противника.

В следующей конвойной битве, августовской, у «Гориции» были уже новые напарники – «Больцано» и «Триест», но и они оказались не особо удачливыми.

Британские авианосцы в ходе операции «Пьедестал»
Британские авианосцы в ходе операции «Пьедестал»

В августе англичане решили провести ещё один конвой на Мальту. Это был самый крупный конвой с начала военных действий, состоявший из 14 транспортов и танкеров. В их охранении и прикрытии находились 4 авианосца, 2 линкора, 7 крейсеров, 25 эсминцев. В истории проведение этого конвоя известно как операция «Пьедестал». Для противодействия союзникам немцы и итальянцы сосредоточили значительные силы: немецкие и итальянские самолёты, подводные лодки и торпедные катера, которые нанесли серьёзные потери кораблям и судам конвоя. На заключительном этапе отводилась роль и крупным надводным кораблям. К тому времени итальянский флот испытывал серьёзные проблемы с топливом, поэтому для нанесения удара были выделены тяжёлые и лёгкие крейсера 3-й и 7-й дивизий в сопровождении 11 эсминцев. Тяжёлый крейсер «Гориция» вместе с «Больцано» вышли из Мессины, и после сбора всей ударной группы эскадра двинулась на перехват. Но и в этот раз итальянские крейсера были лишены возможности проявить свою доблесть.

Из-за высокой вероятности удара британской авиации с Мальты и невозможности прикрыть крейсера истребителями командование Супермарины отменило приказ, и эскадра стала возвращаться. Однако избежать потерь уже не удалось.

Схема атаки британской подводной лодки на итальянские крейсера 13 августа 1942 года
Схема атаки британской подводной лодки на итальянские крейсера 13 августа 1942 года

Итальянские крейсера двигались двумя колоннами. Левую колонну составляли «Гориция» и «Больцано», правую – «Триест» и «Муцио Аттендоло»; в охранении шли восемь эсминцев. Однако такое солидное охранение из эсминцев не уберегло итальянские крейсера от атаки британской подводной лодки. Эсминец «Фучильере» смог обнаружить подводную лодку противника, но она уже выпустила торпеды. Крейсер «Гориция» успел среагировать, немедленный поворот на левый борт позволил убрать корабль с линии залпа. Но торпеды британской подводной лодки «Р-42» прошли дальше, и одна из них попала в носовую часть «Аттендоло», а вторая попала в топливную цистерну «Больцано», вызвав обширнейший пожар. В итоге лёгкий крейсер с оторванной носовой оконечностью всё-таки смог дойти до Мессины, а вот «Больцано» не повезло.

Торпедированный «Больцано» на грунте у острова Панарея
Торпедированный «Больцано» на грунте у острова Панарея

Экипажу не удалось справиться с пожаром, и командир тяжёлого крейсера, опасаясь взрыва, приказал затопить погреб и выброситься на мелководье, где «Больцано» горел всю ночь. Только через месяц крейсер смогли снять с мели и отбуксировали в Неаполь, а оттуда в Ла Специю на ремонт. Британская подлодка сумела пережить бомбардировку глубинными бомбами и уйти неповреждённой.

Британский авианосец "Игл" тонет от попадания торпеды с U-73
Британский авианосец "Игл" тонет от попадания торпеды с U-73

В качестве утешения можно отметить, что в ходе операции англичане понесли тяжёлые потери: погибли авианосец, 3 крейсера, 9 транспортов. Это была самая крупная и последняя победа итальянского флота в борьбе на английских коммуникациях. Однако тяжёлые крейсера Италии к этой победе не имели отношения. А для «Гориции» эта военная операция стала последней.

В декабре 1942 года на Средиземноморском ТВД появились крупные силы американской авиации, которые представляли серьезную опасность для кораблей итальянского флота. Оставшиеся крейсера «Гориция» и «Триест» в декабре 1942 года были передислоцированы из Мессины в Ла-Маддалену (северо-восток острова Сардиния), но это их не спасло от ударов с воздуха.

Тяжелый крейсер «Триест» был уничтожен американскими бомбардировщиками
Тяжелый крейсер «Триест» был уничтожен американскими бомбардировщиками

10 апреля 1943 года в 13:45 над гаванью Ла-Маддалены появились 84 американских бомбардировщика В-17. Две волны по двенадцать самолётов выбрали своей целью «Триест», каждый из них нёс пять 1000-фунтовых бомб. Крейсер получил несколько прямых попада­ний, вспыхнул сильный пожар, в корпус начала поступать вода. Спустя два часа корабль опрокинулся и затонул.

На этот раз удача оставила и «Горицию» – крейсер получил три прямых попадания. Одна бомба пробила крышу башни № 3 и взорвалась внутри, вырвав кормовую бронеплиту. Две других бомбы взорвались впереди на главной палубе по левому борту, причинив серьёзные повреждения надстройкам. Несколькими близкими разрывами была повреждена бортовая обшивка, что привело к затоплению ряда отсеков, но благодаря правильной борьбе за живучесть корабль сохранил остойчивость и мореходность. Погибло 63 человека (4 офицера, 6 унтер-офицеров, 53 матроса) и 97 было ранено.

Тяжелый крейсер «Гориция» в камуфляже, 1942 год
Тяжелый крейсер «Гориция» в камуфляже, 1942 год

Через два дня «Горицию» перевели в Ла Специю для ремонта, но и там во время налёта авиации 19 апреля она получила новые повреждения от осколков бомб, разорвавшихся на пирсе. Вскоре 3-ю дивизию крейсеров расформировали, так как в её составе осталось два серьёзно повреждённых крейсера.

Перемирие 9 сентября 1943 года застало «Горицию» в сухом доке.А уже 10 сентября в Ла Специю вошли германские войска с целью захвата итальянских боевых кораблей. Для недопущения захвата командир корабля отдал приказ открыть кингстоны и ворота сухого дока, но малочисленная команда не успела это сделать. Состояние «Гориции» оказалось столь плачевным, что её и не пытались ввести в строй. Немцы вывели крейсер из дока и поставили на якорь в гавани.

Затопленная «Гориция» в Специи, 1945 год
Затопленная «Гориция» в Специи, 1945 год

Но даже в таком состоянии командование союзников видело в крейсере потенциальную опасность, поэтому было принято решение уничтожить его, как и крейсер «Больцано», который уже представлял собой блокшив, а не боевой корабль. Ночью 22 июня 1943 года британские диверсанты с использованием пяти человеко-торпед «Чериотс» проникли в гавань Специи и подорвали «Больцано». 26 июня аналогичная операция была проведена с «Горицией», но крейсеру опять повезло. Несмотря на полученные повреждения, последний тяжёлый крейсер итальянского флота остался на плаву, и немцы смогли использовать его как блокшив.

Зато в апреле 1945 года немцы доделали работу диверсантов и при уходе затопили многострадальный крейсер. Союзные войска, войдя в Ла Специю, обнаружили оба крейсера затопленными, и хотя «Горицию» теоретически можно было восстановить, итальянскими властями было принято решение отказаться от ремонта. 27 февраля 1947 года крейсер был исключен из итальянского военно-морского регистра и предан на слом.

Подводя итоги службы тяжёлого крейсера «Гориция» можно сказать, что он оправдал свой девиз «In arduis intrepida» («В трудностях невозмутим»), и в итоге действительно оказался «последним из могикан» итальянского класса тяжёлых крейсеров.

Модель крейсера "Зара" в веницианском музее
Модель крейсера "Зара" в веницианском музее

Крейсер «Гориция» дольше всех итальянских «вашингтонцев» был «рабочей лошадкой» итальянского флота, совершив за годы службы 51 выход и пройдя 44 тысячи километров без серьёзных поломок. Это, конечно, не касается его артиллерии, она была общей бедой всего итальянского флота. И неудивительно, что по эффективности стрельбы крейсер оказался далеко позади зарубежных «одноклассников». В целом корабль был достаточно сбалансированным, внушающим опасение своим противникам. Да, героических свершений за ним не было, но это упрек его командованию, а не кораблю. Корабль показал себя с лучшей стороны, не уступая аналогичным кораблям других флотов, и не его вина, что судьба решила отдать его в руки людям, бездарно проигравшим все сражения и не реализовавшим его потенциал.

P.S.Кнопка для желающих поддержать автора - ниже, она называется "Поддержать", )).

Источники: Bargoni, F. Incrociatori pesanti classe Zara/F.Bargoni. – Roma: Fronte
Terra, 1977.- 84 p; Fraccaroli, A. RN Zara/ Heavy Cruiser 1929-1941. – Warship
Profile № 17, 2005.- 28 p.; Gordon, E.H. Italian Heavy Cruisers of World War
Two/E.H.Gordon, St.Wiper – Warship pictorial № 23, 2004.- 74 p.; Stille,
M. Italian cruisers of World war II/M.Stille.-New Vanguard, №258, 2018.- 50 p.; Больных, А.Г. Крейсера. Уникальная иллюстрированная энциклопедия/ А.Г.Больных. – М.: Яуза: ЭКСМО, 2013.- 288 с.; Брагадин, М.-А. Битва за Средиземное море: Взгляд побежденных /М.-А.Брагадин. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. – 624 с.; Брагадин, М.-А. Итальянский
флот во Второй мировой войне/ М.-А.Брагадин. – Екатеринбург: Зеркало,
1997.- 356 с.; Дашьян, А. Все флоты Второй мировой /А.В.Дашьян,
С.В.Патянин, Н.В.Митюков, М.С.Барабанов, В.В.Иванов, А.А.Гайдук. – М.:
Яуза; Эксмо, 2012. – 912 с.; Лихарев, Д. Адмирал Эндрю Каннингхэм. Борьба
Великобритании за господство на Средиземном море в первой половине ХХ
века/Д.В.Лихарев. – Санкт-Петербург, Уссурийск: Изд-во УГПИ, 2004. –
200 с.; Макинтайр, Д. Битва за Средиземное море: Взгляд победителей /М.
-Д.Макинтайр, С.Пак, Б.Б.Шофилд, П.К.Смит, Э.Уокер. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. – 704 с.; Патянин, С. Суперкрейсера Муссолини. Если бы не адмиралы!/С.В.Патянин - М.: Яуза: ЭКСМО: 2011.- 128 с.; Патянин, С.В. Крейсера Второй мировой. Окончательная энциклопедия / С.В.Патянин, А.В.Дашьян, К.С.Балакин, С.Барабанов, К.В.Егоров. - М.: Яуза: ЭКСМО, 2014.- 536 с.; Трубицын, С. Тяжелые крейсера Италии (1927-1945)/С.Б.Трубицын. – СПб: ИКЦ АНО «Истфлот», 2004.- 52 с.; Материалы с интернет-ресурсов.