Евангелие от Иоанна — одно из самых ранних повествований о жизни Иисуса. В конце книги мы узнаем, что ее автором выступает один из самых близких последователей Иисуса, о котором сказано, что это тот ученик, которого Иисус любил. В самом повествовании о нем упоминается много раз.
Книга представляет собой личное свидетельство об Иисусе. Она великолепно составлена и написана с четкой целью, изложенной ближе к концу повествования. Иоанн говорит: «Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его». Иоанн верит, что Иисус, о котором вы читаете в этой книге, вполне реален и жив. Более того, Он может полностью и навсегда изменить вашу жизнь.
Книга построена просто блестяще. Первая половина открывается вводной поэмой и коротким рассказом, за который следует обширное собрание историй об Иисусе, творящем различные чудеса и знамения, что поднимает волну споров о нем. Событие достигает кульминации, когда Иисус совершает самое великое чудо, воскрешение Лазаря, что вызывает самые жаркие споры, и израильские начальники решают убить Иисуса. С этого начинается вторая часть книги, главы которой посвящены событиям последней ночи Иисуса и Его заключительным наставлениям для учеников.
После этого следует арест Иисуса, суд над Ним, Его смерть и воскресение. Заканчивается Евангелие от Иоанна эпилогом.
ИОАНН 1-12
Книга начинается с двухчастного введения. Сначала идет поэма, начинающаяся так: «В начале было Слово». И это начало сразу отсылает нас к первой главе книги Бытия, когда Бог творил мир Своим словом. Слова, которые произносит человек, отличны от него самого, но тем не менее являют собой воплощение разума и воли данного человека.
Иоанн пишет, что слово Божье было у Бога, что выражает некое различие между Ним. И тем не менее «Слово было Бог», то есть Оно божественно. Размышляя над этим утверждением, мы обнаруживаем ниже по тексту, что это божественное Слово вочеловечилось в Иисусе.
Далее Иоанн использует историю исхода для утверждения того, что Иисус был Божьей скинией, обитавшей среди нас. Славное божественное присутствие, которое осеняло собой ковчег завета, воплотилось в Иисусе, что подводит нас к заключительному утверждению Иоанна: «Единый истинный Бог Израиля заключает в себе Бога Отца и Сына, ставшего человеком для того, чтобы явить нам Отца».
Анализируя эти ошеломляющие заявления, мы продолжаем чтение и знакомимся с историей того, как Иоанн Креститель впервые встретился с Иисусом, а потом привел к Нему других людей и помог им стать Его учениками. Один за другим люди, знакомящиеся с Иисусом, озвучивают свое заключение о том, кем, по их мнению, является Иисус.
В этой одной главе Иисус был назван семью титулами, что настраивает нас на то, что Иоанн любил цифру семь, которую он активно использовал в процессе построения книги. Но сейчас эти семь титулов дают основание для еще одного заявления. Будучи в полноте человеком, Иисус из Назарета является мессианским Царем и учителем Израиля и Сыном Божьим, который умрет за грехи мира.
Следует сказать, что это весьма смелое заявление. Поэтому для его подтверждения в главах со 2 по 12 Иоанн приводит различные истории, схема которых практически одинакова. Иисус совершает чудо или делает какое-либо заявление о Себе и сталкивается с непониманием или возмущением. Поэтому в конце каждой истории люди вынуждены сделать выбор и определиться с тем, за кого они все-таки почитают Иисуса.
В первом разделе Иисус имеет дело с каждым из четырех классических иудейских институтов. И в каждом случае Он показывает, что Он — именно та высшая реальность, на которую указывает каждое из этих установлений.
Итак, Иисус пришел на свадьбу, где как раз закончилось вино. И Он превращает воду в колодце в самое изысканное вино. (Если внимательно прочитать эту историю, то мы увидим, что вода была превращена в вино не в сосудах, а в самом колодце). Настолько изысканное, что распорядитель на свадьбе упрекнул жениха за то, что тот приберег на конец пира самое лучшее вино.
Так оно, конечно, и было. Но то, что совершил Иисус, Иоанн назвал Его «первым чудесным знаком». Другими словами, это некий символический акт, который открывает определенную истину об Иисусе. И так как, согласно пророчеству Исаии, мессианское царство можно уподобить огромному пиру со множеством хорошего вина, первое чудесное знамение Иисуса свидетельствует о щедрости Его царства.
Далее Иисус идет в Иерусалимский храм, место соединения неба и земли, место, которое Бог определил для встречи со Своим народом. Иисус утверждает Свою власть над храмом, изгнав отсюда всех меновщиков денег и остановив ход храмовых жертвоприношений. Когда священники начали угрожать Ему, Он сказал, что они могут разрушить храм, но Он восстановит его в три дня. Христос утверждает, что Его грядущая жертвенная смерть станет той точкой, где истинно соединятся небо и земля. Его тело, которое будет убито, станет реальностью, на которую указывает здание храма.
Затем у Иисуса состоялся ночной разговор с раввином по имени Никодим, который считал Иисуса своим коллегой, еще одним раввином и учителем Израиля. Но Иисус заявляет, что Израилю нужен не просто очередной учитель, который будет учить чему-то новому, Израилю нужно новое сердце и новая жизнь. Как Он выразился, «если кто не родится свыше, не может увидеть Царства Божьего». Иисус знает, что люди погрязли в тине эгоизма и обрекающим на смерть грехе. Но Он знает также и то, что Бог любит этот мир. Для того Он и пришел в мир, чтобы предложить людям родиться заново и дать им шанс новой жизни.
Отсюда Иисус отправляется на север и оказывается у священного колодца, где заводит разговор с самарянкой, то есть представительницей нееврейского народа. Разговор заходит о воде. Иисус поворачивает его в метафорическое измерение — и говорит уже о Себе. Он говорит, что пришел для того, чтобы принести живую воду, которая станет источником вечной жизни. Иоанн имеет в виду, что вечная жизнь подразумевает новое качество жизни, жизни, наполненной Божьей вечной любовью. Это та жизнь, которая начинается сейчас и простирается в будущее.
После этого случая Иоанн приводит следующую серию историй, случившихся в дни празднования четырех священных дней или праздников. И снова Иисус прибегает к образом, связанным с этими праздниками, для того, чтобы сделать заявление о Себе.
Для начала Иисус исцеляет парализованного больного в субботу, что порождает спор с иудейскими начальниками, которые усмотрели в поступке Иисуса, совершенный в день покоя, труд. Иисус говорит, что Его Отец работает в субботу, а поэтому и Он работает в субботу. Они уловили суть Его слов и поняли, что, называя Бога Своим Отцом, Он делает Себя равным Богу, поэтому они решают Его убить.
Следующая история происходит во время Пасхи, праздника, который воссоздает историю исхода с помощью символического ужина, во время которого едят приготовленного ягненка, хлеб и вино. Во время празднования Иисус чудесным образом добывает еду для пятитысячной толпы, и, конечно же, люди просят Его давать им хлеба еще. Иисус же говорит, что только Он — «истинный хлеб», и если они будут «есть Его», то что обретут вечную жизнь. Это утверждение оскорбило многих людей, и они перестали следовать за Ним.
После этого следует серия историй, которые случились в Иерусалиме во время праздника Кущей, когда люди вспоминали странствия Израиля в пустыне, где Бог вел их в столбе облачном и огненном и добывал для них воду в пустыне.
Иисус входит во двор храма и громко провозглашает: «Кто жаждет, приди ко Мне и пей». Позже Он говорит: «Я — свет миру». Господь утверждает, что Он и есть Божье озаряющее присутствие и спасающий дар для Своего народа. Одни верят Ему и следуют за Ним, другие оскорбляются, а третьи пытаются Его убить за эти величественные утверждения.
Последняя история, произошедшая в праздник, случилась во время Хануки, что означает «переосвящение». Праздник посвящен тому, что когда-то сделал Иуда Маккавей. Он очистил храм от идолов и еще раз его осветил. Иисус входит на территорию храма и заявляет, что Он тот, кого Бог отделил как святого, что Он является истинным храмом, в котором пребывает присутствие Божье. Он говорит: «Я и Отец одно». Это приводит иудейских начальников в бешенство. Они строят планы убить Иисуса, поэтому Он удаляется из города.
Все эти конфликты идут по нарастающей, достигая высшей точки, когда Иисус совершает последнее чудесное знамение. Иисус услышал, что Его близкий друг Лазарь болен, но он с семьей живет очень близко к Иерусалиму, приближение к которому означает для Иисуса попадание в смертельную ловушку. Иисус мог бы держаться на расстоянии от опасности и таким образом спасти Свою жизнь, но Он любит Лазаря. Как только Иисус услышал, что Лазарь умер, Он отправляется в путь, чтобы воскресить его из мертвых. Он вызывает Лазаря к жизни из гроба, зная, что это будет стоить ему собственной жизни. И, конечно же, новость об этом великом чуде быстро разнеслась повсюду. И как Иисус и ожидал, иерусалимские начальники, услышав ее, стали замышлять, как Его убить.
Иисус въезжает в Иерусалим как израильский царь, отвергнутый Его вождями. Таким образом, первая часть Евангелия от Иоанна приходит к завершению, вместе с историей о том, как Иисус пожертвовал Своей жизнью, оказав любовь к Своему другу.
ИОАНН 13-21
Первый раздел второй части полностью фокусируется на событиях последнего вечера, проведенного Иисусом со Своими учениками, а также на последних словах наставления, которыми Он старался их подготовить к Своей приближающейся смерти.
Во время ужина Иисус совершает немыслимый поступок. Он повел Себя так, как пристало обыкновенному слуге — опустился на колени перед каждым учеником и вымыл их грязные ноги. В этой культуре никакой учитель не сделал бы это для своих учеников, чей статус ниже по значимости. И тогда Иисус сказал, что в этом поступке символически высветилась вся цель его жизни — открыть истинные свойства Бога, которые сводятся к абсолютно бескорыстной любви. Его поступок — символ того, что Иисус собирается совершить. Он станет слугой и отдаст Свою жизнь за грехи мира. Его действия предваряют великую заповедь ученикам о том, что они должны следовать за Ним, возлюбив друг друга так, как Он возлюбил их. Дела любвеобильной щедрости должны стать отличительным признаком всех Его учеников. Тем самым они покажут миру, кто такой Иисус и, следовательно, кто такой Бог.
Затем Иисус произносит длинную поучительную речь, которая завершается молитвой. Обратите внимание, что вся эта речь объединяется воедино несколькими повторяющимися темами. Иисус повторяет несколько раз мысль о том, что Он должен будет их покинуть. Естественно, ученики горюют об этом. Однако Иисус говорит, что для них это будет лучше, потому что Он пошлет им Духа Святого, который будет их утешителем.
Будучи человеком, Иисус мог быть в данный момент времени только в одном месте. Через Духа же Его присутствие может появляться везде и повсюду одновременно. Иисус говорит, что Дух может делать множество вещей. Помните, что говорил Иоанн ранее? Уникальное свойство единого Бога состоит в наполненных любовью отношениях между Отцом и Сыном.
Иисус утверждает, что Дух — это то преисполненное любви личное Божье присутствие, которое будет обитать среди верующих в Него и делать их причастными к отношениям любви между Отцом и Сыном. Поэтому Его ученики будут пребывать в этой божественной любви, так же как ветви соединены с виноградной лозой.
Иисус здесь описывает, как личная любовь Бога пронизывает всю жизнь человека — исцеляет его, преобразовывает и делает его новым человеком. И даже больше. Дух также даст последователям Иисуса необходимые силы продолжать Его миссию в мире и прежде всего выполнять его самую великую заповедь — любить друг друга так, чтобы эта любовь проявлялась бы в радикальных актах служения.
Кроме того, их миссия также состоит в том, чтобы быть свидетелями истины, обличать и указывать на эгоистические и греховные поступки людей в их отношениях между собой, а также провозглашать им ту весть, что по причине Своей великой любви к людям Бог спас мир через Иисуса.
И, наконец, Он предрекает ученикам гонения. Так же, как иудеи гнали Его, так будут гнать и Его последователей. Однако Христос призывает их не бояться, поскольку Он уже одержал победу над миром.
Что Иисус в данном случае подразумевает под словом «победа»? По этому поводу Он ничего не говорит. Но перейдя к следующему, последнему разделу книги, мы видим, как Иоанн показывает нам, что значит «победа» согласно Иисусу.
Иудейские начальники послали к Иисусу и Его ученикам солдат, которые должны были взять Его под стражу. Когда солдаты спросили «Кто здесь Иисус?», он ответил «Я есмь». И они отступают назад и падают на землю.
И здесь Иоанн очень тонко подмечает нечто поистине замечательное. В словах «Я есмь», кульминация двух секций, состоящих из семи эпизодов, в которых Иисус употребляет это выражение. При этом каждый раз подчеркивалось то или иное ключевое утверждение Иоанна об Иисусе.
Эти слова «Я есмь», что по-гречески «Эго эйми», есть нечто иное, как греческий перевод еврейского личного заветного имени Бога, которое Он открыл Моисею в третьей главе книги Исход. Это же имя многократно повторяется в книге Исаии. Кроме того, Иоанн стратегически выверенно включил в свое повествование семь моментов, где Иисус повторяет «Я есмь», и затем добавляет важное утверждение о Себе: Я есмь хлеб жизни, Я свет миру, дверь овцам, добрый пастырь, воскресенье, путь, истина и жизнь, истинная виноградная лоза.
Иоанн также включил в книгу семь других эпизодов, в ключевых моментах которых Иисус, говоря «Я есмь», повторяет это присущее одному Богу имя. Таким образом, сейчас, когда Иисуса берут под стражу, по иронии судьбы все эти «Я есмь» достигают своей кульминации, потому что Иисус открывает Свое божественное имя, силу и победу именно в тот момент, когда отдает Свою жизнь.
Далее над Ним вершат суд за все те Его величественные утверждения, который Он сделал о Себе как о Сыне Божьем и царе Израиля.
Сначала Он предстает перед судом первосвященника, а затем перед римским прокуратором Пилатом, которому по долгу службы положено тщательно расследовать случаи, когда обвиняемому инкриминируют царские притязания на трон Израиля.
Иисус говорит Пилату, что Его «царство не от мира сего», имея в виду то, что Он и есть царь, и его царство предназначено для этого мира. Однако оно радикально отличается от него своей ценностной системой. В нем пересмотрены такие понятия, как сила и величие. Все ценности Его царства взяты не от мира сего. Они определены Божьей личностью, которая была открыта Иисусом через Его царство, перевернутая вверх дном и нашедшая свое олицетворение в кресте Христовом. Это место, где истинный царь мира побеждает грех и зло, позволив им победить Его. Иисус одерживает победу над миром в акте жертвенной и бескорыстной любви. Потом тело Иисуса кладут в гробницу, которую сразу запечатывают.
В первый день недели Мария, а позже и другие ученики, обнаруживают странную вещь. Во-первых, гробница открыта, а во-вторых, она пуста. И вдруг Мария встречает Иисуса, воскресшего из мертвых. Здесь следует упомянуть, что воскресение Иисуса связано с еще одной совокупностью из семи чудес, которые Иоанн описал в своем Евангелии.
Еще описывая начало служения Иисуса на браке в Канне, где Он превратил воду в вино, Иоанн указал, что это было первое совершенное Иисусом чудо. Он также написал, что Иисус совершил второе чудо — исцеление больного мальчика, которое описывается в четвертой главе. Но потом Иоанн просто предоставляет самому читателю загибать пальцы, считая чудеса. Если вы так и сделали, то должны были досчитать до шести. Шестым чудом было восстание Лазаря из гроба, что стоило Иисусу собственной жизни.
И все эти чудеса указывали на седьмое и самое величайшее чудо, которое и есть кульминацией всей книги — воскрешение из мертвых самого Иисуса. Оно подтверждает утверждение Иисуса о том, что Он — Сын Божий, Источник Жизни, чья любовь победила саму смерть. Восстав из гроба, Иисус встречается со всеми учениками. Факт того, что Он, как и обещал, оставляет им Духа Святого, говорит о том, что Христос оставил им определенные полномочия, поскольку отныне миссию, которая была Ему поручена Отцом, Он будет выполнять через них.
Книга заканчивается эпилогом, в котором обсуждается суть долгосрочной миссии, которую должны выполнять ученики Иисуса в мире.
Некоторые ученики идут ловить рыбу, но рыба не ловится. Иисус является им на берегу, но они Его не узнают. Тогда Он повелевает им закинуть сеть по другую сторону лодки. Они слушаются Его и ловят огромное количество рыбы, и только теперь узнают Иисуса. Здесь Иоанн рисует картину ученичества. Последователи Иисуса будут наиболее эффективны в мире не тогда, когда будут зациклены на том, что должны делать, а тогда, когда будут просто слушать голос Иисуса и делать то, что Он говорит. Именно тогда они по-настоящему увидят, как Он действует в их жизни.
После этого Иисус разговаривает с Петром и поручает ему особую роль — быть лидером в распространении христианства. Кроме того, Он упомянул, что однажды Петр тоже пожертвует своей жизнью.
Однако последние эпизоды книги фокусируются не на Петре, а на авторе настоящего Евангелия, а именно на ученике, которого Иисус любил. В отличие от Петра, его задача будет не возглавлять распространение христианства, а скорее посвятить всю свою долгую жизнь свидетельству об Иисусе, с тем, чтобы другие люди могли поверить в Него. И в сущности, написав эту замечательную историю об Иисусе, Мессии и Сыне Божьем, он выполнил поставленную перед ним цель.