Император в изгнании, двоюродный брат Николая II, великий князь Кирилл Владимирович (1876–1938 гг.) отличился в личной жизни. Вопреки запрету государя и протестам родственников он в 1905 году женился на своей двоюродной сестре – Виктории Мелите Саксен-Кобург-Готской (в православии – Виктории Федоровне).
У пары родились 3 детей – дочки Мария, Кира и сын Владимир. Как сложились судьбы наследниц императора в изгнании?
Сломанная жизнь Мари
Женившись на Виктории, Кирилл Владимирович навлек на себя гнев Николая II, который не признал этот брак и запретил ему жить в России. Изгнанные, но счастливые супруги осели в Париже. Через 2 года у них родилась Мария (1907–1951 гг.), которую назвали в честь матери Виктории – Марии Александровны (единственной выжившей дочери Александра II) и сестры Виктории Марии.
Тогда же Виктория приняла православие, что упрочило семейное счастье и способствовало примирению четы с императором, который признал брак и разрешил кузену приехать в Россию. В 1910 году семья, которая в 1909 году пополнилась Кирой (1909–1967 гг.), перебралась в Петербург.
Для сестер наступила золотая пора. Родители их обожали, они ни в чем не знали недостатка. Но в 1917 году старый мир рухнул. Кирилл Владимирович выразил лояльность Временному правительству, но это ему не помогло. Видя быстрое крушение старых порядков, он с женой и детьми сначала уехал в Финляндию (где в 1917 году Виктория родила Владимира), а потом перебрался в Европу.
В 1924 году он провозгласил себя императором всероссийским; Мари (так ее называли в семейном кругу) и Кира получили титулы великих княжон. Помог ли громкий титул Марии найти свое место в новом мире?
Нетрудно понять, что княжне было непросто устроиться на руинах старой, послевоенной Европы. В то время брак был лучшим (подчас единственным) способом для девушки встать на ноги. Но где среди шатких, слабеющих монархий найти подходящего жениха для правнучки императора-освободителя?
К сожалению, Мари не могла похвастать привлекательной внешностью. Правда, сестра Виктории Федоровны, Мария (будущая королева Румынии) оставила весьма лестное описание племянниц:
«Очаровательные дети, рослые, здоровые, с чудесными волосами и идеальной кожей; холеные, точно английские пони».
Однако это было не более, чем очарование юности. Сохранившиеся фотографии княжны наглядно доказывают, что она была отнюдь не красавицей.
И Виктория Федоровна принимает единственно возможное решение: отправляет дочку к своей сестре, румынской королеве Марии. Мари не прижилась при дворе, зато влюбилась в принца Фридриха Карла Лейнингенского, который происходил из рода мелких немецких князей.
Не о таком женихе для своей Мари мечтали Кирилл и Виктория. Но у них не было другого выбора: пришлось дать согласие на брак, который был заключен в 1925 году. У супругов родились 7 детей. Их семейное счастье было прервано Второй мировой войной. Хотя Карл не поддерживал нацизм, все же он был отправлен на службу в ВМС Германии.
Его судьба сложилась трагически: принц попал в советский плен и в 1946 году умер от голода под Саранском. Мария Кирилловна ненамного пережила мужа. Оставшись вдовой с 6 детьми (последний ребенок умер во младенчестве), она быстро сдала.
В свои 40 лет Мария выглядела на 10 лет старше… Она скоропостижно скончалась в 1951 году в Мадриде, где гостила у брата Владимира. Может, это было ее последним утешением в жизни, которую так сурово скомкал маховик истории?
Кира – княжна в изгнании
Свое необычное имя девочка получила в честь отца, который был слегка разочарован тем, что любимая жена не родила сына-наследника. В отличие от Мари, вторая дочь императора в изгнании выросла настоящей красавицей: стройной брюнеткой с безупречными чертами лица.
Она была не просто красавицей, а эффектной женщиной, претендовавшей на лавры светской львицы. В Европе она вела активный образ жизни: постоянно посещала развлекательные мероприятия, рауты, выставки, балы, свадьбы. Она пользовалась успехом в высшем свете: прекрасная пианистка, утонченная леди, она была желанной гостьей в аристократических кругах.
Родители мечтали о блестящей партии для Киры. Ей прочили в мужья болгарского царя Бориса III, наследника испанского престола Альфонсо, но ее суженым стал принц Луи Фердинанд Гогенцоллерн – претендент на германский и прусский престол.
Они уже были знакомы, но тогда, в юности, остались равнодушными друг ко другу. Однако к 1937 году Кира расцвела, и Луи, сраженный ее красотой и обаянием, на рождественском празднике сделал ей предложение руки и сердца. Пышную свадьбу сыграли в следующем году. Супруги были абсолютно счастливы. Как и Мари, Кира родила мужу 7 детей.
«…Брак полностью изменил мою жизнь и сделал меня по-настоящему счастливым. Не уверен, что я нашел бы… кого-нибудь похожего на мою жену», – писал Луи.
Как сложилась жизнь пары в годы Второй мировой войны? Луи не скрывал своих антинацистских взглядов, поэтому за ним и его семьей был установлен строгий контроль.
В 1944 году Луи чуть не арестовали – принца заподозрили в покушении на Гитлера, его с пристрастием допрашивали офицеры гестапо… Кира Кирилловна была на грани отчаяния, но все-таки не падала духом: сказывалась царская выдержка. В январе 1945 года в ее дневнике появилась следующая запись:
«Все мои мысли – с ним. Я хочу быть рядом… разделить с ним бремя ответственности и забот… Пусть только Бог дарует нам возможность быть вместе и уберечь детей».
Они скитались по разным городам и только в 1947 году осели под Бременом.
В 1951 году после смерти отца Луи стал кайзером… на бумаге. Это трагикомическое обстоятельство не изменило жизнь супругов, которая проходила в тени новой эпохи. В 1967 году Кира навестила своего брата Владимира во Франции. Во время этого визита с ней случился сердечный приступ, который свел ее в могилу.
Жизнь Киры Кирилловны сложилась несколько удачнее судьбы Марии. Она дожила до преклонного возраста и не потеряла мужа. Могла ли она рассчитывать на бо́льшее в ужасном, опасном, безумном 20 веке?
О судьбе судьба единственного наследника императора в изгнании читайте в статье: