Найти в Дзене
Просто Училка

О поведении школьников: как репетитор дисциплину за полторы минуты наладил. История из практики

На моём телеграм-канале недавно была дискуссия об изменении отношения к услугам. Сравнивали "как раньше" и текущий момент. Действительно, перемены есть. При прежнем строе не было пренебрежительного отношения к бесплатному, а сейчас оно появилось.

Если бесплатное - плохо, раз платное - хорошо.

Захотите обсудить, приходите в гости, мы там ещё и не такое обсуждаем😊

***

Так как тематика моего канала образовательно-воспитательная, рано или поздно разговоры сводятся к школьному обучению.

В очередной раз встретила тезис, который выводит меня из состояния равновесия.

"Дисциплину невозможно установить обязаловкой! Дисциплина - это прежде всего уважение к учителю и ученикам!"

Когда я встречаю эти два слова - дисциплина и уважение - в одном предложении, мне сразу хочется спорить. Убеждена, что происходит подмена понятий. Из-за этого дикая путаница, разброд и шатания. Причём как в голове детей, так и в речах взрослых.

При такой подтасовке у нас ни дисциплины не будет, ни уважения.

Поделюсь историей из личной практики, как, наладив дисциплину, мне удалось подготовить несколько классов к экзаменам по математике. Заметьте, без всякого уважения (сейчас был сарказм, если что).

***

Я репетитор, работаю на даче. Много лет ко мне ходили местные ребятишки. Мы занимались математикой, русским, английским и французским. Даже музыкой занимались, однако она как раз отношения к статье не имеет.

Дача двухэтажная, на втором этаже имеется большая светлая комната. Её-то я и приспособила для групповых занятий. Максимум было трое учеников.

И так продолжалось до пандемии, во время которой нельзя было работать очно. Так я, кстати, и стала блогером: выкладывала темы для своих ребят на ютуб, чтобы у них навыки не потерялись.

Затем беда прошла стороной, остались её последствия. За то время, что учёбы в привычном формате не было, ребята "провисли". Тогда дистанционное обучение было на заре своего, так сказать, становления. Не получилось сразу и рыбку съесть и интернет всем наладить, и гаджеты организовать.

В результате стало понятно, что очередную ВПР (Всероссийская Проверочная Работа) школьники не напишут ни при каких обстоятельствах. Про ОГЭ лучше было даже не говорить, потому что всё было грустно. К тому же, в то время так случилось, что и учителей было немного. По математике недобор произошёл с учителями.

Именно поэтому директора местных школ за мной охотились: "Пойдёмте к нам в школу поработаем". Я деликатно отказывалась, они сулили и заманивали.

Так у меня сложились приятельские отношения с одной директрисой.

И она придумала схему, которая устроила и меня, и родителей: все немножко скидываются, идут ко мне, и мы готовимся к математике.

  • Я получаю широкую клиентуру.
  • Директриса получает подготовленных учеников.
  • Родители получают спокойные нервы.

Составили расписание, и оказалось, что у меня сформировались... целые классы!

Не в моих правилах отказываться, я вообще сначала ввязываюсь (как в блогинг, к примеру), а потом уже думаю. Стратегия такая.

Испугалась, конечно. Но решительно приступила.

С группой девятиклассников проблем не возникло ни разу. Семь человек. Робкие воробушки засели за два приготовленных стола. И два астрономических часа с перерывом 20 минут головы не поднимали. Учились как заведённые. Весь оговоренный период, почти полгода. Один парнишка, смешливый и позитивный, иногда засыпал. Я не ругалась. Обыгрывала, шутила, поддерживала.

Забегая вперёд, скажу: все всё сдали.

Десять восьмиклассников тоже не подвели.

"Вы у меня дома. Ведёте себя прилично. Телефоны складываем сюда (коробочка). Хотите сказать - поднимаете руку. Хотите спросить - поднимаете руку. Меня не перебивать, между собой не разговаривать, пока я не разрешу. Хотите выйти - для этого перемена. На урок не опаздываем. Кто опоздает - больше не приходит. Нравится - я вас подготовлю к ВПР, вы всё напишете. Не нравится - уходите домой и не возвращаетесь".

(Эти же правила были накануне озвучены родителям. Мы с директрисой проговорили "от и до". Все горячо согласились и выделили одного-двух сопровождающих.)

Ни одной проблемы не доставили. Все умнички и зайки.

А семиклассников было 13 человек. Несчастливое число. Причём этого тринадцатого было видно издалека: хамоватый, развязный, громкий.

С ними решено было заниматься по 45 минут с переменой 15 минут.

Как только я огласила свои правила, он сразу руку поднял.

- А я что, должен сидеть терпеть, если мне очень надо?

- Да. Я уже сказала, что у ученика есть 15 минут между уроками. Можешь сидеть здесь, на диване; можешь на улицу пойти погулять; можешь выйти в туалет. На уроке выходить нельзя.

Кое-как отработали первые 45 минут. Он ёрзал, вздыхал, смотрел с вызовом. Короче, всячески показывал, что это его класс, что это он устанавливает правила. Я дала шанс. Делала вид, что всё в порядке.

Наступила перемена. Никто никуда не пошёл, все расселись на моём диване и остались на стульях. Хорошие ребята, мы отлично пообщались.

А негативный лидер демонстративно прошествовал к лестнице - гулять.

Не запрещено. Там две дамы чай пьют на первом этаже, это уже их дело.

Что вы думаете? Умудрился опоздать на мой урок, гуляя в моём же саду!

Понятное дело, это был продуманный план. Вызов лично мне.

Я обязана была отреагировать.

- Ты опоздал на урок. Я тебя удаляю. Ты идёшь вниз к бабушке (к его родной бабушке, она вызвалась сопровождать группу, как оказалось, неспроста). Но на первый раз я тебя прощаю. В следующий раз можешь приходить вместе со всеми. Ты сделаешь выводы и будешь соблюдать мои правила.

- Никуда я не пойду! Мы за уроки заплатили, а ваши правила - полная...!

Одна девочка тихонько заплакала.

Вот не надо было ему это слово говорить. Я с пацаном мысленно попрощалась ещё после его первого вопроса. Просто хотела дать шанс. Не надо было.

Пошёл вон! - с этими словами я взяла его сначала за руку, потом в охапку, потому что он выворачивался, и потащила к лестнице. Навстречу уже поднималась бабушка:

- Простите его, бога ради, он непослушный у нас. Вот я тебе дома задам!

Полторы минуты ушло на мероприятие

Я так испугалась, что вы из-за него всех выгоните, - всхлипывала маленькая красавица, - а я только уравнения начала понимааааать...

Когда учеников стало 12, всё пошло как по маслу. Удалив негативного лидера, я добилась железной дисциплины, которая, в свою очередь, гарантировала мне отличный педагогический результат.

Без всякого, простите, уважения.

***

Второй раз в педагогической практике мне пришлось на правах не только учителя, но и хозяйки, принимать решительные меры.

Первый случай был здесь описан:

***

Вот что потерял учитель. Он потерял дом. Ведь школа для учителя - дом. И для учеников - дом. Но в доме должен быть главный. Это он устанавливает дисциплину. На правах старшего. А там уж и до уважения недалеко.

Не должен учитель добиваться уважения, чтобы наладить дисциплину. Всё наоборот! Помните: главный! Кто в доме главный?

В моём доме главная я. Наладила дисциплину обязаловкой. И сработало. А в ходе обязаловки у меня появилась возможность показать себя, и тут уже возникло уважение.

А в сегодняшней школе...

Кто спешит припомнить мне Макаренко и его "Педагогическую поэму" - извольте. Только сначала обязательно перечитайте. А потом сразу приступим к продуктивной дискуссии.

В телеграм-канале. Адрес выше😊👍

Поддержать работу канала можно тут👉: спасибо🙏👍