В далеких уже 1990-х годах эти самолеты можно было очень часто встретить на обложках журналов, на фото и видео. Несмотря на экономическую катастрофу после развала СССР, в России пытались довести до серийного производства следующий вариант Су-27 с литерой «М» и сверхманевренный самолет на его базе — Су-37. Потом появился Су-35БМ, но в итоге серийным стал Су-35С…
Когда разрушали СССР, тяжелый истребитель Су-27 активно поставлялся в войска и готовилась его смена в виде Су-27М (название в ОКБ Сухого — Т-10М). Первый Т-10М поднялся в небо в 1988 году. Советские конструкторы видели в «продолжении» Су-27 главным — повышение его маневренных характеристик и усиление его боевых возможностей. Была выбрана аэродинамическая компоновка с передним горизонтальным оперением (ПГО).
Перспективная машина получила и более серьезный бортовой радиолокационный комплекс, это немного добавило массы, но дало возможность размещения на борту разнообразного ракетного вооружения. Доработки конструкции позволили увеличить количество узлов подвески (их стало 14) и нарастить до 8 тонн максимальную массу боевой нагрузки Су-27М.
Самолет, несмотря на казавшуюся неспециалистам небольшими внешними изменениями, серьезно изменился. Во-первых, он получил цифровую систему дистанционного управления в продольном, поперечном и путевом каналах. Новый комплекс бортового оборудования с двумя РЛС — переднего и заднего обзора позволял видеть «типовые» воздушные цели на дистанции до 200 км. В кабине летчика появились 3 многофункциональных монитора.
Выросло и количество топлива, появилась система дозаправки топливом в полете с выпускаемой штангой в предкабинном отсеке слева (как на Су-27K/Су-33), добавилась возможность применения двух подкрыльевых подвесных топливных баков емкостью по 2000 литров. С ростом максимальной взлетной массы до 34 тонн пришлось усилить и изменить конструкцию шасси.
Машина получалась перспективная, но на дворе начался экономический хаос, вызванный распадом СССР и приходом к власти проамериканского режима Ельцина в России. Работы над Су-27М шли, при этом становилось ясно, что ВВС РФ закупать такие самолеты не будут, — бюджет страны сжимался и к концу 1990-х выглядел катастрофически. Единственный путь проекта тогда вырисовывался в экспорте за рубеж. В это время в Индию пошли экспортные варианты Су-30, а в Китай — Су-27 и Су-30. Доводка нового «СуперСухого» продолжалась.
Если 1 апреля 1992 года полетел первый Су-27М в предсерийной версии, то к 1996 году было собрано в общей сложности 12 машин и еще три как серийные. На 11-й машине Т-10М-11 (б/н 711, 1993 года постройки) установили систему управления вектором тяги (УВТ) двигателей, и она стала прототипом сверхманевременного боевого самолета. Возникло новое название — Су-37. В 1996 году были начаты полеты с системой УВТ. Машина получила два двигателя ТРДДФ АЛ-31ФП мощностью по 14500 кгс каждый.
Су-37 стал звездой авиасалонов, его уникальные возможности в плане маневренности вызывали интерес во всем мире. Российские разработчики очень рассчитывали продать этот самолет в Объединенные Арабские Эмираты, но там активно сработали французы с их модернизацией старых «Миражей-2000», и продажи не состоялись. На Су-37 стояла своя кабина — впервые с цветными жидкокристаллическими мониторами, а также с изменившейся системой управления. Возможности истребителя позволяли выполнять сложнейшие фигуры пилотажа — разворот в плоскости симметрии на 360 градусов («Чакра Фролова» или «Кульбит»), боевой разворот за несколько секунд, поворот на вертикали, «Кобру» с углами атаки 150-180 градусов и переворот на «Колоколе». 19 декабря 2002 года самолет потерпел аварию в Московской области, кстати с него уже был сняты двигатели с УВТ и стояли обычные АЛ-31Ф. Тогда некоторые СМИ сообщили, что «разбился Су-35«.
Тут стоит пару слов сказать про появление названия «Су-35«. Экспортный Су-27М пытались продвигать на рынок зарубежных стран под этим названием. А как уже говорилось выше, имя «Су-37» использовалось для ответвления от линейки Су-27М в виде сверхманевренного истребителя с УВТ. На рубеже 1990-х-2000-х годов эти вольности с названиями жестоко путали всех неспециалистов, а неграмотные журналисты усиливали эту путаницу в умах.
Еще одним Су-35 стал самолет Су-35БМ, но это уже был родоначальник нынешней ветки Су-35. БМ в данном случае обозначало «Большая модернизация». Истребитель строился как развитие линии Су-27 без переднего горизонтального оперения, впервые полетел в 2007 году и после доработок стал в итоге нынешним Су-35С.
Но в линейке Су-27М была еще одна модификация, и она тоже называлась Су-35, точнее Су-35УБ (Т-10УБМ). Эта двухместная машина взлетела еще в 2000 году и представляла собой микс из решений Су-30МК и Су-27М. Она могла стать хорошим экспортным продуктом для 2000-х годов, но этого не произошло.
Резюмируем. Программа Су-27М была дальнейшим развитием работ по Су-27. Она пришлась по времени на бардак в экономике и политической системе в России 1990-х годов, и уже в первой половине 2000-х была завершена. Полученные в ходе испытаний на построенных машинах результаты не пропали, а были использованы при создании следующих машин ОКБ Сухого. Из-за маркетинговой политики того времени возникла путаница с названиями Су-35 и Су-37, а сегодняшний Су-35С - это еще одна ветка развития семейства Су-27.
Читайте также наши материалы:
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ ДЗЕН-КАНАЛ и вступайте в наши группы в ВК и Телеграм: https://vk.com/tehnoomsk и https://t.me/tehnoomsk.
ВНИМАНИЕ! Теперь у нас есть канал в MAX: https://max.ru/tehnorussia
Спасибо за вашу поддержку, друзья!