В СМИ появились новости о «танке ядерного апокалипсиса», «транспорте судного дня» или даже «машине апокалипсиса», которую видели на CВO. А ведь речь идет о «Ладоге». Так что это за машина? Для чего её сделали такой? И зачем этот «танк без пушки» эксплуатируют сейчас? Давайте разбираться вместе.
С чего всё началось?
Всё началось с гонки вооружений, когда мир оказался на грани третьей, но уже не обычной, а ядерной войны.
Первое боевое применение ядерной бомбы США произошло 6 августа 1945 года, когда США сбросили атомную бомбу на японский город Хиросима. Бомба называлась «Little Boy» («Малыш»). Однако первое испытание ядерной бомбы в США (не боевое, а экспериментальное) состоялось ещё раньше – 16 июля 1945 года в рамках проекта «Манхэттен» на полигоне Тринити в штате Нью-Мексико.
СССР никогда не применял ядерную бомбу в боевых действиях.
Первое испытание советской атомной бомбы состоялось 29 августа 1949 года на Семипалатинском испытательном полигоне (ныне Казахстан). Бомба получила обозначение РДС-1 и ее назвали «Первая молния», а в США её называли «Joe-1». Это был ядерный взрыв мощностью около 22 килотонн, аналогичный бомбе, сброшенной на Нагасаки.
Правда, тогда ещё не до конца понимали, насколько опасна радиация и в 1954 году на Тоцком полигоне в Оренбургской области прошли единственные в истории СССР учения с настоящей атомной бомбой. После взрыва 40-килотонной бомбы (примерно в 3 раза мощнее Хиросимы) солдаты шли в атаку – прямо через заражённую местность. Многие из солдат и местного населения потом сильно страдали от болезней, вызванных облучением.
В 1961 году СССР применил самое мощное в мире ядерное оружие «Царь-бомбу».
А в 1962 году США испытали нейтронную бомбу – оружие, которое убивает людей, но почти не разрушает здания. СССР ответил аналогичной разработкой только в 1978 году.
Все эти испытания подтвердили, что гонка вооружений набирает скорость, а СССР стал второй ядерной державой в мире.
Почему танки стали защищать от ядерного удара?
Показав друг другу «силу» и достигнув ядерного паритета, обе стороны продолжали разработку оружия и, конечно же, средств защиты.
Ведь чтобы воевать в условиях, где вокруг радиация, химия и биологические угрозы, нужна была не просто броня, а полноценная защита экипажа.
Именно поэтому, ещё в 1950-х годах в СССР начали оснащать танки противоатомной защитой (ПАЗ):
1. Экипаж защищён от радиации, светового излучения, проникающей радиации и избыточного давления.
2. В танке есть герметичная система, фильтро-вентиляционная установка (ФВУ), и автоматические системы дезактивации.
3. Такой танк может действовать в зоне, заражённой радиацией, после ядерного удара.
Первым из них стал танк Т-55 – модернизация знаменитого Т-54. Всё это привело к созданию новых, намного более защищённых машин, таких как Т-60, Т-72, Т-80 и последующих танков.
А одной из вершин этого направления стала «машина-невидимка» – ВТС «Ладога».
«Ладога» – что это за машина?
Ладога – это не боевой танк, а высокозащищённое транспортное средство (ВТС), а также командно-штабная машина (КШМ), созданная в 1982 году в Ленинграде на базе шасси танка Т-80.
Её задача – сохранить живыми людей внутри, даже если вокруг – ядерный апокалипсис.
Представьте себе бронированную капсулу на гусеницах:
- масса – 42 тонны (почти как тяжёлый танк);
- внутри – экипаж из 2 человек и ещё 4 пассажира;
- двигатель – газотурбинный (как у истребителей!), что даёт высокую скорость – до 70 км/ч;
- работает автономно 48 часов;
- может проехать 350 км и при этом обеспечить экипажу герметичность, чистый воздух и даже комфорт (по меркам военной техники).
Но главное, у этого ВТС полная защита:
- От радиации – благодаря специальным материалам и герметичной кабине.
- От химического и бактериологического оружия – через фильтро-вентиляционную систему.
- От перепадов давления и высоких температур – за счёт продуманной конструкции.
Впервые «Ладога» проявила себя в 1986 году – во время ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. Именно эта машина смогла подойти ближе всех к разрушенному реактору, снять уникальные видеозаписи и фотографии, и при этом не подвергнуть экипаж опасному облучению. Без неё многие детали аварии остались бы загадкой.
Почему «Ладога» снова в деле?
Сегодня высокозащищённое транспортное средство ВТС «Ладога» заметили в зоне спец.операции и широко осветили в СМИ. А зачем этот танк без пушки вообще там нужен?
Во-первых, она отлично подходит как бронетранспортёр для высокопоставленных офицеров: прочная, защищённая, незаметная.
Во-вторых, ядерная угроза не исчезла. Атаки на АЭС, угрозы применения «грязных бомб», нестабильность в мире – всё это заставляет армии держать готовыми технику для выживания в экстремальных условиях.
И, в-третьих, «Ладога» до сих пор не имеет аналогов в мире. Это наследие эпохи холодной войны, когда инженеры думали не только о том, как убить, но и как выжить, если мир рухнет.
Вместо заключения
ВТС «Ладога» одна из самых защищённых машин на планете, способная выжить даже после ядерного взрыва.
Но она, лишь верхушка айсберга. Сколько ещё таких «монстров апокалипсиса» спрятано в бункерах, на базах и в секретных ангарах? Сколько технологий времён СССР до сих пор работают тихо, надёжно и без лишнего пиара?
Однако, мы всем сердцем надеемся, что им никогда не придётся выполнять своё главное предназначение. Потому что, если начнётся ядерная война, то не останется победителей – останутся только выжившие.
Статья написана на основе материала:
Возможно, Вам будет интересно:
Благодарю, что дочитали до конца. Лайк – лучшее спасибо мне, как автору!