«Старый конь борозды не испортит». Надежные и проверенные временем машины (которым под 60 лет) до сих пор в строю и помогают уничтожать танки и современную военную технику. Неужели тягач МТ-ЛБ сохраняет свою актуальность спустя десятилетия? Давайте разбираться вместе.
Легендарный гусеничный тягач МТ-ЛБ
Советские МТ-ЛБ (многоцелевые транспортеры легко-бронированные) несмотря на их принятие на вооружение в 1964 году, верой и правдой служили и до сих пор служат во многих странах мира.
За эти годы выпущено более 55 000 машин и не только в СССР. Их выпускали в Болгарии и Польше. А используются эти гусеничные тягачи на всей территории постсоветского пространства, а также в Ираке, Сирии, Нигерии, Уругвае, Швеции, Финляндии, Германии и т.д.
Удивительно надежные (военные их прозвали «Мотолыги») 10-тонные гусеничные транспортёры разгоняются до 80 км/ч, умеют плавать, везут на себе 2,5 тонны груза или 11 «пассажиров», таскают пушки и служат надёжной и универсальной базой для различных командных машин и самоходных артиллерийских установок.
Небольшая цена и удивительная живучесть МТ-ЛБ – именно поэтому этот тягач активно применяли и в мирной жизни.
Неудивительно, что до сих пор владельцы МТ-ЛБ (как отечественные, так и зарубежные), не торопятся выводить их из эксплуатации. Напротив, они продолжают находить этим машинам новые задачи, в том числе превращая их из простых тягачей в полноценные боевые единицы.
«Мотолыга» МТ-ЛБ против современных танков
Завод «Муромтепловоз» предлагает как минимум семь различных модификаций: от простых версий с крупнокалиберными пулемётами «Корд» (МТ-ЛБ ВМК) до модели МТ-ЛБМ 6МБ, оснащённой боевым модулем от БТР-80А с возможностью установки автоматического гранатомёта. Также существует вариант с башней, оснащённой четырьмя пусковыми установками для ПТУР «Корнет».
Кроме того, тягачи получают обновлённые, более мощные двигатели и проходят капитальный ремонт и модернизацию, восстанавливая до 80% своего базового ресурса.
Такие улучшенные машины поступают на вооружение сухопутных войск и морской пехоты.
Также МТ-ЛБ послужил платформой для создания 122-мм самоходной гаубицы «Гвоздика», артиллерийской установки «Хоста», зенитного ракетного комплекса «Стрела», самоходного ПТРК «Штурм-С» и 82-мм миномётов «Поднос» и «Василёк», а также множества специализированных машин.
Однако всё чаще из «Мотолыги» стараются создать полноценную боевую машину для действий на передовой.
Самоходка «Рапира» на базе МТ-ЛБ в комплексе «Кастет»
Одной из новых модернизаций стала самоходка «Рапира» на базе МТ-ЛБ, которая сейчас активно принимает участие в военных действиях и бьет по противнику управляемой ракетой 9М117 комплекса «Кастет».
Установленное орудие может стрелять:
- с закрытых позиций;
- осколочно-фугасными снарядами ЗОФ35К на расстоянии до 8200 метров;
- при угле возвышения ствола +20 градусов;
- противотанковыми управляемыми ракетами 9М117 комплекса «Кастет» на дистанциях от 4000 до 4500 метров.
Таким образом, легендарный 60-летний многоцелевой тягач МТ-ЛБ (одна из лучших платформ легкого бронирования из СССР) продолжает быть незаменимым инструментом на поле современного боя и с помощью управляемой ракеты комплекса «Кастет» разрезать танки, словно консервный нож крышки банок.
Вместо заключения
Эволюция военной техники доказывает, что проверенные временем платформы могут оставаться актуальными благодаря модернизации и интеграции новых технологий.
Самоходка «Рапира» на базе многоцелевого легкобронированного тягача МТ-ЛБ – яркий пример того, как сочетание надёжности и инноваций создаёт мощный инструмент для современных боевых задач.
А вы считаете правильно, что старые платформы превращают в новое оружие войны?
Благодарю, что дочитали до конца. Лайк – лучшее спасибо мне, как автору!