Найти в Дзене
Путешествуя на диване

Почему на Кавказе веками погребали детей в огороде? Жуткая традиция, которая на самом деле полна смысла

Когда мы говорим о традициях Кавказа, в голову приходят гостеприимство, уважение к старшим и пышные застолья. Но есть страницы истории, о которых в путеводителях не пишут. Они касаются самой деликатной и страшной темы - смерти детей. Турист, забредший в старое горное село, может заметить странность: на древних кладбищах почти нет детских могил. А если спросить местных стариков, можно услышать вещи, от которых у современного родителя волосы встанут дыбом. Оказывается, веками здесь действовал строгий запрет: младенцев нельзя было хоронить вместе со взрослыми. Их могилы прятали в огородах, на полях или даже под полом дома. Почему так происходило? Жестокость? Равнодушие? Нет. За этим скрывается сложнейшая система верований, где каждый ритуал имел свой сакральный смысл. Давайте разбираться. "Не достоин лежать рядом с воином" Начнем с Осетии. Здесь долгое время существовал негласный закон: если ребенок умирал, не дожив до трех лет (а особенно если это был мальчик), путь на общее родовое кл
Оглавление

Когда мы говорим о традициях Кавказа, в голову приходят гостеприимство, уважение к старшим и пышные застолья. Но есть страницы истории, о которых в путеводителях не пишут. Они касаются самой деликатной и страшной темы - смерти детей.

Турист, забредший в старое горное село, может заметить странность: на древних кладбищах почти нет детских могил. А если спросить местных стариков, можно услышать вещи, от которых у современного родителя волосы встанут дыбом.

Оказывается, веками здесь действовал строгий запрет: младенцев нельзя было хоронить вместе со взрослыми. Их могилы прятали в огородах, на полях или даже под полом дома.

Почему так происходило? Жестокость? Равнодушие? Нет. За этим скрывается сложнейшая система верований, где каждый ритуал имел свой сакральный смысл. Давайте разбираться.

"Не достоин лежать рядом с воином"

Начнем с Осетии. Здесь долгое время существовал негласный закон: если ребенок умирал, не дожив до трех лет (а особенно если это был мальчик), путь на общее родовое кладбище ему был заказан.

Многие сейчас пытаются объяснить это тем, что дети были некрещеными. Мол, нельзя хоронить некрещеного в освященной земле. Но этнографы говорят: это чушь. Традиция намного древнее христианства, она идет из языческой глубины веков.

-2

Дело в статусе. Маленький мальчик - это еще не мужчина. Он не прошел обряд инициации, не держал меч, не пахал землю. Он всё еще принадлежит миру женщин, он "связан с матерью".

Для горца-воина было оскорблением, если рядом с ним, героем, павшим в бою, положат младенца, у которого, простите, молоко на губах не обсохло. Кладбище - это место для достойных членов рода, а малыш еще не успел им стать.

Это жестко, но логично для сурового общества воинов.

Мужчинам вход воспрещен

Отношение к смерти ребенка диктовалось еще и понятием "ритуальной нечистоты". Женщина после родов считалась "нечистой" (и в язычестве, и позже в христианстве). Этот статус переносился и на младенца.

-3

Поэтому отец ребенка старался держаться от него подальше. Обычай "избегания" был строгим: мужчинам не полагалось брать младенцев на руки, сюсюкать с ними или показывать свои чувства на людях.

Если ребенок умирал, отец не должен был плакать. Скорбь считалась слабостью. Даже матери запрещалось рыдать над колыбелью. Телом занимались пожилые соседки, а родители должны были вести себя так, будто ничего не случилось.

Есть знаменитая нартская легенда, где герой Уастырджи (прообраз святого Георгия) приходит в дом, где только что умер младенец. Мать, пряча слезы, начинает печь гостю пироги. Гостеприимство и долг перед живыми были важнее горя по мертвым.

Позже, когда пришло христианство, этому нашли более мягкое объяснение: "Не плачь, ребенок стал птичкой в раю, своими слезами ты мочишь ему крылья".

Похороны в огороде: ближе к дому, дальше от мертвых

Но где же хоронили этих "птичек", если на кладбище нельзя? Ответ шокирует: прямо у дома.
Могилу могли выкопать в углу собственного огорода, на краю семейного пахотного поля или в укромном месте, которое называли "фæсфæд" (слово, которое даже перевести трудно, что-то вроде "за следом"). Почему так?

Во-первых, это практично. Зачем нести крошечное тело далеко в горы?
Во-вторых, это защита. Ребенок оставался в пространстве семьи, под присмотром.

-4

Если кто-то нарушал запрет и хоронил младенца на общем погосте, старики качали головами: "Жди беды". Считалось, что взрослые покойники разгневаются за такое соседство и начнут мстить живым.

Этнографы описывали случаи, когда дед, похоронивший внука на кладбище с почестями, становился изгоем, а все несчастья села списывали на его поступок.

Нянька на том свете

Была и другая, мистическая причина. Осетины верили, что загробный мир - это не абстрактный рай, а вполне конкретное место, где живут предки. И вот представьте: приходит туда маленький ребенок. Он ничего не умеет, он плачет, он беспомощный.

Взрослые духи, по поверьям, не очень-то рады такой обузе. "Мертвецы не любят детей, они шумные и за ними надо ухаживать", - говорили старики.

Чтобы малыша там не обидели, проводили специальный обряд "фæдзæхсын" - "поручение". Родители готовили угощение и символически "передавали" ребенка кому-то из умерших родственников.

Желательно тем, кто умер бездетным и скучал по детям. Или добрым соседям. Старший в роду обращался к духу покойного дяди: "Вот тебе наш мальчик, прими его, воспитай, будь ему отцом". Это была своего рода загробная инициация - ребенка официально принимали в род на том свете.

-5

Кстати, по легендам, у детей там была важная миссия. Только они могли видеть воинов, погибших на чужбине и блуждающих в темноте. Дети черпали молоко из волшебного озера и поили им уставшие души солдат. Красиво и грустно.

Жертва духов

Есть еще одна версия, от которой веет древней хтонической жутью. Обычай хоронить детей у дома может быть отголоском "строительной жертвы".

В фольклоре многих народов (и на Кавказе, и в Европе) есть сюжеты о том, как в стену крепости или башни замуровывали ребенка, чтобы строение стояло вечно. Жестокая плата духам земли за право жить на ней.

Возможно, захоронение младенца в фундаменте или у стены дома - это смягченный вариант той же идеи. Ребенок становился духом-хранителем жилища.

В осетинской башне нижний этаж часто отводился под скот и... под склепы предков. Живые жили на верхних этажах, мертвые - внизу, в фундаменте. Жизнь и смерть переплетались в одном доме. И ребенок, похороненный в огороде, просто возвращался в лоно семьи, становясь частью её невидимой защиты.

-6

Сегодня эти традиции ушли в прошлое. На Кавказе стоят памятники детям, матери открыто носят траур, а могилы малышей усыпаны цветами на общих кладбищах.

Но зная эту историю, начинаешь по-другому смотреть на суровых горцев. Их "равнодушие" было не черствостью, а способом выжить в мире, где смерть была так близко, что с ней приходилось договариваться каждый день.

А как вы думаете, что правильнее: современные пышные похороны, которые иногда превращаются в ярмарку тщеславия, или тот, древний, сдержанный подход, где горе проживали внутри, не показывая виду? Пишите в комментариях, тема сложная, но важная.

Хотите узнать больше о необычных уголках планеты и погрузиться в традиции далеких народов? Подписывайтесь на канал, чтобы отправиться в захватывающее путешествие по культуре, обычаям и самым удивительным историям! 🌍

Друзья, если вы хотите поддержать наш канал, вы сможете сделать это по специальной ссылке! Это помогает каналу расти и публиковать для вас больше увлекательных, интересных и невыдуманных историй. Спасибо!

А еще у нас есть телеграм канал, в котором мы освещаем уникальный и интересный материал, которого нет на дзене - традиции, народы, обычаи и уникальные места нашей планеты. Присоединяйтесь!"