Игрушки сопровождают человека на протяжении всей истории: самые древние экземпляры, найденные археологами, имеют возраст около пяти тысяч лет. Долгое время они служили не только для забав, но и выполняли обрядовые функции, поэтому относились к ним предельно серьёзно: каждый образ, символ, цвет имели своё значение.
Самая знаменитая русская народная игрушка — это, конечно, матрёшка. Её можно встретить едва ли не во всех сувенирных магазинах. Но в нашей стране есть ещё много уникальных и интересных промыслов, которые знамениты далеко за пределами своих регионов. Это и яркая дымковская игрушка, и искусная богородская, и незатейливая хлудневская, и многие другие.
Расскажу о 16 русских народных игрушках: когда и где они появились, чем уникальны, где сегодня на них посмотреть — и подскажу, что ещё интересного есть в этих регионах.
Абашевская игрушка
Регион: Пензенская область
Первые упоминания об этом народном промысле относятся к XVII веку, но расцвет абашевской игрушки начался в XIX веке. В те времена небольшое село Тамбовской губернии (сейчас это Пензенская область) было ведущим гончарным центром Российской империи: изделия местных мастеров приобрели широкую популярность даже за пределами родины. И абашевская игрушка там занимала особое место.
Изделия отличаются яркой индивидуальностью — вы легко узнаете творения пензенских мастеров.
Абашевская игрушка всегда яркая, её детали часто расписаны серебром или золотом. Олени, кони, львы, собачки словно явились к нам из другого мира. Неудивительно, что их наделяли глубоким смыслом и использовали в качестве оберегов.
Абашевскую игрушку до сих пор любят и почитают на родине: это один из официальных символов Пензенской области. На предприятии «Абашевская керамика» можно не только купить изделие, но и посетить мастер-класс, где вас научат изготавливать и расписывать сказочных существ. Подробную информацию ищите на официальном сайте.
Есть в Пензе ещё одно уникальное явление — Музей одной картины, где в одно время выставлено лишь одно полотно.
Акбулакская игрушка
Регион: Оренбургская область
История этого промысла началась в начале XX века в деревне на границе с Казахстаном, когда в эти места пришла железная дорога. В регион стали стекаться переселенцы, которым нужно было обустраивать свой быт. В том числе приобретать посуду, преимущественно керамическую.
Земля возле посёлка Акбулак насыщена глиной, поэтому местные мастера начали изготавливать тарелки, кувшины, горшки и прочую утварь. И для детишек тоже постарались — для них делали игрушки-свистульки, которые имели свой узнаваемый звонкий «голос».
Традиционная акбулакская игрушка изящная и лёгкая. Палитра сдержанная, не кричащая, цвета приближены к естественным. Изделия часто не закрашивают полностью, ведь местная глина сама по себе красива: золотисто-жёлтая с вкраплениями блестящей слюды. При этом единого мотива нет: у каждого мастера свой стиль.
Оренбург знаменит в первую очередь своими пуховыми платками, но есть тут и другие примечательные вещи. В городе много интересных архитектурных памятников, например Степной цейхгауз, водонапорная башня на улице Постникова и здание банка Общества взаимного кредита. А в области вы найдёте удивительные природные объекты, например Букобайские яры и Кзыладырское карстовое поле.
Вырковская игрушка
Регион: Рязанская область
Вырково издавна было гончарным центром региона. Этому способствовала сама земля: в двух километрах от деревни расположено месторождение ярко-красной глины. В начале XX века изготовление керамической утвари приобрело массовый характер: для многих это стало семейным делом, а детей привлекали к производству с 11–12 лет.
Помимо посуды, местные умельцы в большом количество изготавливали и игрушки-свистульки: коньков, петушков, медведей. Особо искусные мастера делали «говорящих» зверей: свинки в их руках начинали хрюкать, собачки — лаять, а птицы — чирикать.
Увидеть изделия вырковских мастеров можно в музеях. Они выставлены в Касимовском краеведческом музее и Рязанском художественном музее.
Помимо этого самобытного промысла, на рязанской земле ещё много интересного: это и Рязанский кремль, и дом-музей С. А. Есенина, и Глебово-Городище, и многое другое.
Дымковская игрушка
Регион: Кировская область
Это один из самых ярких и узнаваемых русских народных промыслов. Мотивы дымковского орнамента даже показали на церемонии открытия зимних Олимпийских игр 2014 года в Сочи.
Первое письменное упоминание о «дымке» относится к 1811 году, но игрушки точно имеют более долгую историю: с XV века они были неотъемлемым атрибутом весеннего праздника «Вятская свистунья».
Дымковская игрушка, как правило, творение женских рук. Секреты изготовления матери передавали своим дочерям из поколения в поколение.
Местные говорят, что «дымка» не любит одиночества, поэтому мастера часто создают целые композиции: тройка лошадей с весёлой компанией, мать, укачивающая младенца, ярмарочные гуляния, пожилая пара за чаепитием.
После изготовления игрушку в несколько слоёв покрывают белилами — за счёт этого детали выглядят особенно ярко. Затем её раскрашивают, причём в выборе палитры вятские мастера себя не ограничивают: дымковская игрушка всегда цветастая.
Сейчас дымковская игрушка — это визитная карточка Кировской области. Ярких барынь, лошадок и петушков вы найдёте во всех сувенирных магазинах. Есть они даже на улице: в Кирове есть скульптура «Семья», выполненная по мотивам «дымки». Посмотреть на изделия местных мастеров можно также в музее, посвящённом этому промыслу. Входной билет стоит 200 рублей. Иногда местные мастерицы проводят мастер-классы по лепке и росписи. Актуальную информацию ищите на официальном сайте.
Когда налюбуетесь дымковской игрушкой, загляните и в другие интересные места Кирова, например в палеонтологический музей, где собраны уникальные окаменелости.
Жбанниковская игрушка
Регион: Нижегородская область
Активно жбанниковские игрушки-свистульки начали производить в 1930-х, но традиция эта куда древнее: археологи обнаружили в этом районе подобные изделия, которые датируются XIII веком.
Как это часто бывает, свистульки имели важную обережную функцию: местные жители верили, что чистый звук игрушки отпугивает нечисть и привлекает в дом удачу и достаток.
Расписывали свистульки обычно так: сначала мастер красит изделие в один тон, а затем незамысловатыми мазками добавляет ещё два-три более светлых оттенка. Причём каждый цвет имел своё значение: красный привлекал любовь, чёрный — плодородие, коричневый — достаток. На некоторые элементы игрушки иногда наносят алюминиевый порошок, который придаёт им серебряный цвет.
Сегодня жбанниковскую игрушку продолжают создавать мастера из нескольких сёл Городецкого района Нижегородской области.
Кстати, этот регион — родина ещё одного знаменитого народного промысла — городецкой росписи. Понравится в Нижегородской области и любителям мистики: здесь находится загадочное озеро Светлояр, в котором, по легенде, затонул мифический город Китеж. И, конечно, сюда нужно приехать, если вы любите Пушкина: в музее-заповеднике «Болдино» вы сможете лучше узнать о жизни поэта.
Каргопольская игрушка
Регион: Архангельская область
Гончарным промыслом мастера из Каргополя начали заниматься ещё со времён Средневековья. Рядом с городком было месторождение красной глины, которая отлично подходила для лепки. Летом материал добывали, а осенью и зимой всей семьёй занимались изготовлением различной утвари: тарелок, плошек, крынок, горшков. Из остатков глины делали игрушки для местных ребятишек.
Со временем изделия стали сложнее и изящнее. Их классический узнаваемый облик сформировался в 1970-х. Сейчас каргопольскую игрушку, как правило, расписывают яркими темперными красками. Часто можно встретить несложные узоры: круги, точки, волнистые линии и растительный орнамент.
Другой любимец каргопольских мастеров — сказочный конь с двумя головами Тянитолкай. Часто одну голову ему красили в белый цвет, а вторую — в чёрный. Нередко на спину Тянитолкаю сажали всадника. Он символизировал выбор, который должен сделать каждый человек: путь добра (светлую голову) или зла (тёмную).
Увидеть каргопольскую игрушку можно во многих музеях региона. В Каргополе есть Музей мастеров Шевелёвых. Иногда там проводят мастер-классы по изготовлению и росписи игрушек.
А после обязательно прогуляйтесь по этому древнему городу: полюбуйтесь на величественные храмы, загляните в экопарк «Медвежий край» и насладитесь северной природой.
Кожлянская игрушка
Регион: Курская область
Когда именно на Курской земле начали изготавливать глиняные игрушки, доподлинно неизвестно, но учёные полагают, что промысел появился минимум 250 лет назад. Местные гончары не считали это серьёзным промыслом, и забавных зверушек и человечков лепили в основном женщины и девочки из остатков глины.
Мастерицы часто воплощали бытовые сюжеты, вдохновляясь самой жизнью. Среди кожлянских игрушек можно встретить лихих всадников на коне, кокетливых барышень, игривых котят и щенков, упрямых барашков. Лепили и свистульки, которые могли издавать звуки, очень похожие на соловьиные трели.
Интересно, что кожлянские игрушки, как правило, делают из цельного куска глины: все детали вытягивают из заготовки, а не налепляют сверху.
Для производства кожлянских игрушек традиционно использовали местную глину, которая после обжига приобретала бежевый или песочный оттенок. Для росписи использовали всего четыре цвета: красный, жёлтый, синий и зелёный. Иногда к ним добавляли розовый или фиолетовый. Орнамент у кожлянской игрушки простой: полоски, крестики, точки.
Традиция изготовления кожлянской игрушки до сих пор жива: опытные мастера обучают ремеслу молодых и с удовольствием знакомят с промыслом всех желающих. В Курчатове ежегодно проходит фестиваль народного творчества «Батюшка Егорий», где организуют мастер-классы по лепке из глины и росписи.
Посмотреть на кожлянскую игрушку можно в Курском краеведческом музее. А если вы увлекаетесь историей, загляните также в местный музей археологии.
Романовская игрушка
Регион: Липецкая область
Романовская игрушка имеет богатую историю: старейшие образцы датируются XVII веком. Во многих других регионах изначально к изготовлению игрушек не относились серьёзно: их лепили из остатков глины исключительно для своих детей. Романовской игрушке повезло: её почти сразу выделили в отдельный промысел и стали продавать на ярмарках далеко за пределами Липецкой области.
Мир романовской игрушки невероятно разнообразен: исследователи насчитывают более полусотни сюжетов. Первыми мастера из села Романово стали лепить животных: лошадок, коров, коз, баранов, петухов, оленей. Позже появились барыни, солдаты в папахе, всадники, запряжённые тройки, парочки и другие интересные композиции. Интересно, что мастера нередко отражали в своих творениях исторические события: например, встречаются упоминания о романовских игрушках в виде Николая II и Льва Толстого.
Почти всегда романовская игрушка — это свистулька. Изделия отличаются невероятной музыкальностью: с их помощью можно воспроизводить не только простые звуки, но и сложные мелодии. Мастера делают в свистульке несколько отверстий, что позволяет менять тональность. А ещё говорят, что местная глина приобретает особые акустические свойства после обжига.
Традиционно «романушку» декорировали поливным способом: наносили на заготовку специальную цветную глазурь. Палитра деликатная, сдержанная: чаще всего использовали тёмно-зелёный или коричневый цвета. Со временем методы усложнились и фигурки стали расписывать яркими красками, а отдельные детали серебрили.
Промысел процветает и сегодня. В селе Троицкое Липецкой области работает Центр романовской игрушки, где традиции её изготовления бережно хранят и передают новым поколениям. Местные умельцы часто организуют развлекательные мероприятия и мастер-классы по росписи свистулек и фигурок. Все подробности вы найдёте на официальном сайте.
Вообще, Липецкая область — весьма интересный регион. Один парк «Кудыкина гора» с его огромной статуей Змея Горыныча чего стоит. Даже в малых городах есть на что посмотреть: например, если будете в Ельце, обязательно загляните в Музей елецкого кружева и Музей народных ремёсел и промыслов. В последнем, кстати, и романовская игрушка представлена.
Старооскольская игрушка
Регион: Белгородская область
Первые упоминания об этом промысле относятся к началу XVII века, но некоторые исследователи считают, что он зародился раньше — в XV веке. Это даёт старооскольской игрушке право считаться одной из самых древних.
Как это часто бывает, изготовление фигурок и свистулек было побочным промыслом: лепили их в основном жёны и дети гончаров. Это позволяло им заработать дополнительные деньги. Часто игрушки меняли на еду: на рынке за простую фигурку давали одно яйцо, за более сложную — два.
Старооскольская игрушка стала своеобразной летописью. В городе-крепости всегда было много военных, и неудивительно, что местные мастерицы часто лепили именно их, детально воссоздавая амуницию. Причём от моды не отставали: в начале XIX века появились игрушки-всадники с характерным головным убором того времени — двууголкой, а к XX веку её сменила фуражка.
Помимо декоративных фигурок, старооскольские мастерицы лепили свистульки в виде животных: петушков, уточек, лошадок, баранов, собак.
Старооскольские изделия — редкий пример посадской народной игрушки. Она не такая примитивная, как деревенская, и при этом не такая искусная, как городская. Форма у них достаточно простая, наивная, деталей почти нет, цветовая палитра сдержанная.
Глина, которую использовали для изготовления игрушек, после обжига приобретает приятный белый или бело-бежевый цвет. Она сама по себе декоративна, поэтому старооскольские игрушки не закрашивают полностью.
Познакомиться поближе со старооскольской игрушкой можно в Центре народных промыслов, где регулярно проводят мастер-классы по лепке и гончарному делу.
А если вы хотите больше узнать об этом регионе и быте её обитателей — идите в Музей народной культуры в Белгороде, где выставлены подлинные костюмы, орудия труда, посуда и ещё много чего интересного.
Хлудневская игрушка
Регион: Калужская область
Лепить игрушки в деревне Хлуднево начали в XIX веке. Это всегда творение женских рук. Мужчины были заняты добычей глины и «большим» промыслом, а их жёны лепили и расписывали забавные фигурки.
Формы хлудневских игрушек традиционны: лошадки, козы, петухи, «бабы» в широких юбках, всадники, сказочные персонажи.
Лепили, конечно, и музыкальные инструменты — звонкие свистульки. Кроме этого, делали «грематушки» — полые цилиндры с несколькими глиняными шариками внутри. При тряске они издавали громкий звук, который нередко помогал привлекать внимание покупателей на ярмарках. Поэтому дела у хлудневских гончаров всегда шли хорошо.
Хлудневскую игрушку отличают простота и незатейливость, некоторая схематичность и грубоватость. Изначально сложных сюжетов и обилия деталей не было, но современные мастера смело экспериментируют с формами. Хлудневская игрушка эволюционирует, сохраняя при этом традиции и характерные черты.
Для изготовления игрушек используют светлую глину: после обжига она приобретает нежный бело-розовый оттенок. Поначалу изделия вовсе не раскрашивали или использовали для декорирования природные материалы: сажу, ржавчину, отвары трав. Со временем мастерицы стали использовать яркие фабричные краски.
С 2022 года хлудневская игрушка — официальный символ Калужской области. Увидеть старинные фигурки и работы современных мастеров можно в калужском Музее ремесла, архитектуры и быта и Доме мастеров. В последнем проводят мастер-классы по лепке из глины и другим народным промыслам. Актуальную информацию ищите на официальном сайте.
Во время путешествия по Калужской области обязательно загляните в Никола-Ленивец — самый большой в Европе арт-парк. Любоваться творческими объектами тут можно бесконечно. Хорошо, что в парке можно остаться с ночёвкой.
Филимоновская игрушка
Регион: Тульская область
Обрабатывать глину в этом регионе начали с глубокой древности. При раскопках местных курганов археологи обнаружили черепки гончарных изделий, которым около 1000 лет. Причём рисунки и знаки на них ну очень похожи на те, что используют для росписи филимоновской игрушки.
Многие исследователи полагают, что фигурки из глины тут начали делать тоже в дохристианскую эпоху.
К XVII веку гончарное дело стало основным источником дохода для многих жителей села Филимоново. Взрослые занимались «большим» промыслом, а игрушки лепили девочки под руководством заботливых бабушек. Часть фигурок продавали, а вырученные деньги откладывали на приданое юным мастерицам.
На солидный возраст филимоновской игрушки указывает и её сюжетный ряд, где каждое изделие было наделено глубоким смыслом. Дамы с младенцами на руках — символ материнства и женского начала, корова сулила достаток и благополучие, всаднику досталась роль защитника. Позже появились более сложные композиции из нескольких фигурок.
Филимоновская игрушка — это не только забавная безделушка, но и оберег. Большая часть изделий — это уже знакомые нам свистульки, щебетание которых, по преданию, отгоняло злых духов. Помогали от нечистой силы и погремушки. Филимоновская игрушка часто становилась желанным подарком. Например, её было принято дарить на свадьбу как пожелание молодожёнам долгой и счастливой жизни.
Фигурки филимоновских мастериц просты, но вместе с тем изящны. У животных, как правило, длинные тонкие шеи, маленькие головы, заострённые рожки и минималистичные, часто улыбающиеся мордочки. Отличительная черта человеческих фигурок — конусообразная голова без шеи. Часто её венчает замысловатый головной убор. Формы у игрушек вытянутые, пропорции условные.
Интересно, что цвета традиционно наносят в определённом порядке: сначала жёлтый, потом красный и в конце — зелёный.
Роспись у филимоновской игрушки достаточно примитивная, также отсылающая к архаичным традициям. Здесь важна не форма, а содержание, ведь каждый символ имел своё значение: круг — это солнце, ёлочка — живая природа и древо жизни, треугольник — земля, которая кормит, полоски — дождь, насыщающий землю. Дополняют их всевозможные линии, сеточки, точки. Отдельные детали иногда покрывают краской полностью: например, кафтан у юноши или ушки у животного.
В посёлке Одоеве Тульской области есть Музей филимоновской игрушки, где можно полюбоваться на изделия местных мастериц и самому слепить и расписать фигурку. Актуальные цены и анонсы мастер-классов ищите на официальном сайте.
А ещё раз в два года в посёлке проходит фестиваль гончарных промыслов «Сказки Деда Филимона». Посетителей ждут ярмарка, показательные выступления, мастер-классы и народные гуляния.
Кстати, в небольшом Одоеве ещё много интересного: старинное городище, музей советской игрушки, памятник, который местные шутливо называют «Кузькина мать». А ещё это родина слонов. Почему — узнаете в местном краеведческом музее.
Богородская игрушка
Регион: Сергиево-Посадский район Московской области
Это один из немногих промыслов, где игрушки делают не из глины, а из дерева.
Резным делом в Богородском начали заниматься в середине XIX века, и уже к 1870-м промысел начал обретать популярность. В селе не только изготавливали игрушки, но и обучали этому юных мастеров. В 1914 году здесь появилась земская школа, в которой юноши получали профессию резчика по дереву.
Изготовление богородской игрушки — дело трудоёмкое и совсем не быстрое. Для начала мастеру нужно было заготовить сырьё. Для резки выбирали деревья с мягкой древесиной: липу, осину, ольху. Зимой их срубали, делили на брёвна и снимали почти всю кору. Затем материал сушили 2–3 года. Перед резкой дерево замачивали, снова сушили и лишь потом приступали к работе.
Сначала мастер всегда делает прототип: воплощает композицию в пластилине или глине и лишь потом приступает к изготовлению игрушки. Первым делом чурбачки обрубают топориком, чтобы придать заготовке основные очертания, потом с помощью различных инструментов вырезают детали. Для финальной обработки используют специальный богородский нож, с помощью которого можно придать игрушке нужную текстуру.
Изначально фигурки не раскрашивали, но со временем стали покрывать цветом некоторые детали. Сейчас встречаются и полностью расписанные игрушки.
Первые экземпляры богородских игрушек были одинарные. Как правило, это фигурки животных: барана, медведя, лошади. Со временем появились групповые композиции, например тройка или чаепитие.
Вершина мастерства богородских умельцев — это «живые» игрушки. К ним относятся, например, щелкуны, которые колют орехи зубами. Другой вид — игрушки-акробаты, которые умеют крутиться. Но самые узнаваемые — это, конечно, кузнецы. Чаще всего это медведь и мужик, которые с помощью специального механизма стучат молоточками по наковальне.
Помимо традиционных сюжетов, богородская игрушка всегда охотно откликалась на исторические события. Например, после Великой Отечественной войны появились фигурки в виде богатырей как собирательный образ защитников родины. А среди современных игрушек можно встретить мишек, которые катаются на велосипеде или сидят за компьютером.
Со временем производство игрушек значительно сократилось, и сейчас промысел уже не так популярен. Тем не менее богородские мастера продолжают вручную создавать забавные механизмы, которые нравятся даже современным детям.
Погрузиться в мир этого промысла можно в Музее богородской игрушки. Там вы увидите самые интересные экземпляры, познакомитесь с работой мастера и под его руководством соберёте из заготовок свой уникальный сувенир. Все подробности — на официальном сайте.
Богородское находится всего в 27 километрах от Сергиева Посада, так что за одни выходные вы успеете и полюбоваться на забавных деревянных мишек, и посетить Троице-Сергиеву лавру, и попасть на купеческое чаепитие.
Мазыкская игрушка
Регион: Владимирская область
Это уникальный промысел, который имеет много особенностей. Неизвестно, когда он зародился, а первое упоминание о мазыкской игрушке относится к XIX веку.
Интересно, что название промысла происходит не от населённого пункта, где он появился, а от рода деятельности мастеров. Мазыки (или офени) — пожалуй, одно из самых таинственных сообществ России. Известно о них мало: они произошли от скоморохов, до XX века проживали на территории Владимирской губернии, занимались мелкой торговлей, имели свой особый язык и, по слухам, были носителями тайных знаний.
Были среди мазыков и плотники, которые изготавливали мебель и предметы обихода. Игрушки для них были скорее способом отвлечься: когда в мастерскую заглядывали гости или члены семьи, хозяин откладывал серьёзные дела и брался резать фигурку.
Главная особенность мазыкской игрушки в том, что для её изготовления используют только один инструмент — топорик. Мастер тщательно натачивал инструмент, поэтому с его помощью можно было вырезать тончайшие детали.
Для игрушек часто брали полешки с торчащими сучками, которые не подходят для других изделий. При этом мастер не стремился скрыть дефект материала, а превращал его в особенность: сучки становились хвостами, клювами, конечностями фигурок.
Мазыкские игрушки грубоватые, лаконичные, часто угловатые. Как правило, это фигурки людей, животных, мифических персонажей, языческих идолов.
Деревянные фигурки не расписывают и ничем не покрывают. В редких случаях мастера наносят минималистичный орнамент. Иногда игрушки украшают цветными нитями или соломой, например делают гриву коням или крылья птицам.
Мазыкская игрушка — большая редкость. Во-первых, мастера делали её не на продажу, а лишь для своих детей. Во-вторых, древесина — недолговечный материал, которому свойственно разрушаться со временем.
До наших дней промысел почти не сохранился. По данным этнографов, изготовлением традиционной мазыкской игрушки сейчас занимаются лишь несколько мастеров, проживающих в Ивановской и Владимирской областях.
Если поедете в последний регион, обязательно загляните в Нескучный музей, где вы узнаете больше о купеческом быте. А если вы любите природу, вам точно понравится в Дюкинском заказнике.
Поморская игрушка
Регион: Архангельская область
Поморы — это не отдельный народ, как можно подумать, а этнографическая группа. Они живут на побережье Белого моря на землях бывшей Архангелогородской губернии (сейчас это территории Мурманской, Архангельской областей и некоторые районы Республики Карелия и Ненецкого автономного округа).
Жили поморы в тяжёлых условиях севера, занимались в основном рыбным промыслом и охотой. Может, поэтому их игрушки тоже немного суровые и серьёзные. Они нужны не только для того, чтобы развлекать, но и защищать.
Долгое время быт и культура поморов оставалась загадкой для этнографов. Поэтому первые упоминания об этом промысле относятся лишь к концу XIX — началу XX века. Но при одном взгляде на поморские игрушки становится очевидно, что они впитали в себя нечто древнее и сакральное.
Вырезали игрушки в перерывах между работой. Материал для фигурок выбирали особенно тщательно, ведь, по мнению поморов, каждое дерево обладает своей особенной энергетикой. Часто для игрушек использовали берёзу, которая символизирует связь человека с родом и предками, защищает от зла и болезней.
Главный символ поморской игрушки — кукла-панка. Это грубоватые, архаичные, идолоподобные фигурки, которые чаще всего изображают женщин. Как правило, они состоят из трёх, реже двух частей. Лиц нет или они едва намечены, ног и рук не бывает никогда. Панок не раскрашивают и не покрывают лаком. Иногда их декорируют орнаментом, который отсылает к традиционной поморской одежде.
Изначально панки служили оберегами. Фигурки были тесно связаны с женским началом, поэтому в первую очередь они берегли семью, дом и детей.
Несмотря на такую важную функцию, куклы-панки не были чем-то неприкасаемым. Поморские ребятишки часто играли с ними. Компанию человеческим фигуркам составляли деревянные животные — домашние и дикие.
Ещё один примечательный представитель поморской игрушки — птица счастья, или поморский голубок. В отличие от панок, эта фигурка отличается своеобразной изящностью и лёгкостью.
Игрушка представляет собой фигурку птицы с тонкими крыльями. Тело вырезали из цельного бруска, а крылья и хвост — из щепок. Интересно, что для изготовления мастер не использовал клей. Детали крепились с помощью особого метода изгибания щепок. Иногда «пёрышки» украшали нитками.
Птица счастья символизировала человеческую душу и её связь с высшими силами. Поморы верили, что она также защищает семью от сглаза и приносит удачу.
Увидеть традиционные поморские игрушки можно во многих музеях, например в Архангельском краеведческом музее, музее-заповеднике «Кижи» и Русском музее в Санкт-Петербурге.
Да и вообще Русский Север прекрасен своей удивительной природой, уникальными памятниками деревянного зодчества и самобытной культурой. А ещё здесь огромное количество красивых деревень, где время словно замерло двести лет назад.
Саратовская игрушка
Регион: Саратовская область
Забавные игрушки начали делать в деревнях под Саратовом в начале XVII века. Сюда приезжало много переселенцев из других регионов, и кто именно привёз с собой эту традицию, неизвестно. Делали игрушки в свободное время в основном для своих детей, отдельным промыслом это никогда не было.
Саратовская игрушка примечательна уникальным способом декорирования — расточкой. Мастер не прорисовывает орнамент, а с помощью специальных штампов вдавливает его в изделие. Получаются ямки в виде звёздочек, ромбиков, кружков и других узоров.
Примечателен и сюжетный ряд саратовских игрушек. Среди них почти нет человеческих фигурок, только животные. Интересно, что среди исторических экспонатов встречаются не только привычные для региона звери, но и экзотические верблюды.
Это были не просто фигурки, а искусные свистульки (или, как их называют местные, гуделки). У каждого мастера была своя технология: кто-то делал большие изделия, кто-то — маленькие, кто-то с одним отверстием, кто-то — с несколькими. От этого каждая игрушка приобретала свой голос, по которому легко было узнать изготовителя.
В начале XX века технология изготовления саратовской игрушки была почти полностью утеряна. Новая жизнь промысла началась лишь в наше время, когда его возродил неравнодушный саратовский мастер Пётр Петрович Африкантов.
С тех пор дела у саратовской игрушки пошли отлично: с 2015 года она стала объектом нематериального культурного наследия региона и постоянным гостем на праздниках и фестивалях.
Увидеть забавные игрушки-свистелки с таким узнаваемым декором можно в Саратовском государственном художественном музее.
Кстати, саратовский музей вполне может посоревноваться с петербургским Русским музеем и Третьяковской галереей. В его коллекции представлены работы Айвазовского, Репина, Брюллова, Левитана, Саврасова, Кустодиева, Сурикова, Шишкина, Петрова-Водкина, Малевича и других художников.
Чернышенская игрушка
Регион: Орловская область
Жители села Чернышено начали заниматься гончарным промыслом очень давно. В этом регионе несколько месторождений с разноцветной качественной глиной. А где есть глина, там обязательно будут игрушки. Старейшие экземпляры археологи относят к XVI–XVII векам.
Изготовление игрушек было женским делом. Мастерицы делали свои «ляпушки» в свободное от домашних хлопот время, а потом продавали их на ярмарках. Заработанную копеечку заслуженно оставляли себе.
Встречается также образ фигурки-«монашки» в характерном одеянии с куполообразной нижней частью. На ярмарках они, как правило, стоили дешевле, а покупали их в основном мужчины, чтобы использовать в качестве рюмок.
Игрушки эти тесно связаны с народными верованиями и обрядами. Например, мастерицы почти не лепили домашнюю птицу. Вероятно, дело в каком-то суеверии.
Особый интерес представляет роспись чернышенских игрушек. Её называют «кукушечьей» из-за того, что узоры на фигурках напоминают оперение этих птиц. Кукушку в этих краях почитают как «божью» птицу. Считалось, что она знает судьбу каждого человека.
Основу орнамента составляют всевозможные полоски, точки, реже волнистые линии и геометрические фигуры. Палитра минималистична: фон, как правило, белый, а для окраски использовали в основном красный, фиолетовый, жёлтый и синий цвета.
Сейчас чернышенскую игрушку продолжают делать несколько мастеров из Орловской области, а в некоторых учреждениях, например в Орловском областном центре народного творчества и краеведческом музее, проводят мастер-классы по лепке и росписи фигурок.
Кстати, Орёл — очень творческий город. В нём есть целый историко-литературный квартал, который объединяет шесть музеев, посвящённых литераторам.
Советы путешественникам и интересные факты
- Народные глиняные игрушки изготавливают не только в России. На испанском острове Майорка ещё с древности лепят сиурельс, в странах Средней Азии широко распространены свистульки, которые называют хуштак или аджуба, а японцы верят, что керамические манэки-нэко приносят удачу.
- Посмотреть на народные игрушки можно и в местных краеведческих музеях, но ещё интереснее узнать о промысле из первых уст. Во многих небольших городах и деревнях до сих пор живут целые семьи мастеров-игрушечников, которые с удовольствием рассказывают о своём ремесле. Например, в Каргополе есть Музей мастеров Шевелёвых, где выставлены лучшие изделия представителей этой творческой династии.
- Если будет возможность, обязательно посетите мастер-класс по изготовлению игрушек. Вы сможете сделать уникальный сувенир на память или в подарок близкому человеку, но самое главное — приобретёте незабываемый опыт.
- Игрушки-свистульки — это отличный инструмент для дыхательной гимнастики. Они станут ценным презентом для детей.
- В начале XX века многие народные промыслы почти угасли: старые мастера отходили от дел, а молодёжи было не до изготовления игрушек. Дожили до наших дней они лишь благодаря энтузиастам, которые бережно хранили традиции несмотря на сложные времена. Для многих это стало делом всей жизни.
- Планируйте путешествие по регионам России с Яндекс Путешествиями. На сервисе вы легко найдёте выгодные билеты и подберёте самое комфортное жильё. После бронирования вы получите кешбэк баллами Плюса, которые можно потратить в следующих поездках.
Полезные ссылки
Не только хохлома: 10 видов росписи в России, о которых вы могли не знать
От борцоки до жареного молока: какие необычные блюда попробовать в регионах России?
Текст: Ксения Чередина для Яндекс Путешествий
Подписывайтесь на наш Дзен и путешествуйте лучше всех!