Найти в Дзене
Яндекс Путешествия

16 уникальных народных игрушек России

Игрушки сопровождают человека на протяжении всей истории: самые древние экземпляры, найденные археологами, имеют возраст около пяти тысяч лет. Долгое время они служили не только для забав, но и выполняли обрядовые функции, поэтому относились к ним предельно серьёзно: каждый образ, символ, цвет имели своё значение. Самая знаменитая русская народная игрушка — это, конечно, матрёшка. Её можно встретить едва ли не во всех сувенирных магазинах. Но в нашей стране есть ещё много уникальных и интересных промыслов, которые знамениты далеко за пределами своих регионов. Это и яркая дымковская игрушка, и искусная богородская, и незатейливая хлудневская, и многие другие. Расскажу о 16 русских народных игрушках: когда и где они появились, чем уникальны, где сегодня на них посмотреть — и подскажу, что ещё интересного есть в этих регионах. Абашевская игрушка Регион: Пензенская область Первые упоминания об этом народном промысле относятся к XVII веку, но расцвет абашевской игрушки начался в XIX веке. В
Оглавление

Игрушки сопровождают человека на протяжении всей истории: самые древние экземпляры, найденные археологами, имеют возраст около пяти тысяч лет. Долгое время они служили не только для забав, но и выполняли обрядовые функции, поэтому относились к ним предельно серьёзно: каждый образ, символ, цвет имели своё значение.

Самая знаменитая русская народная игрушка — это, конечно, матрёшка. Её можно встретить едва ли не во всех сувенирных магазинах. Но в нашей стране есть ещё много уникальных и интересных промыслов, которые знамениты далеко за пределами своих регионов. Это и яркая дымковская игрушка, и искусная богородская, и незатейливая хлудневская, и многие другие.

Расскажу о 16 русских народных игрушках: когда и где они появились, чем уникальны, где сегодня на них посмотреть — и подскажу, что ещё интересного есть в этих регионах.

Абашевская игрушка

Регион: Пензенская область

Первые упоминания об этом народном промысле относятся к XVII веку, но расцвет абашевской игрушки начался в XIX веке. В те времена небольшое село Тамбовской губернии (сейчас это Пензенская область) было ведущим гончарным центром Российской империи: изделия местных мастеров приобрели широкую популярность даже за пределами родины. И абашевская игрушка там занимала особое место.

Изделия отличаются яркой индивидуальностью — вы легко узнаете творения пензенских мастеров.

Как правило, это звери, которые приобретают сказочные, даже фантасмагорические формы: ветвистые, многоярусные рога, длинные изящные шеи, строгие формы и тонкие черты. Фото: Nord794ub / Wikimedia
Как правило, это звери, которые приобретают сказочные, даже фантасмагорические формы: ветвистые, многоярусные рога, длинные изящные шеи, строгие формы и тонкие черты. Фото: Nord794ub / Wikimedia

Абашевская игрушка всегда яркая, её детали часто расписаны серебром или золотом. Олени, кони, львы, собачки словно явились к нам из другого мира. Неудивительно, что их наделяли глубоким смыслом и использовали в качестве оберегов.

Например, корова символизировала плодородие, барашек — достаток, птица — творческое начало. Фото: Michkasova Elena / Shutterstock / Fotodom
Например, корова символизировала плодородие, барашек — достаток, птица — творческое начало. Фото: Michkasova Elena / Shutterstock / Fotodom

Абашевскую игрушку до сих пор любят и почитают на родине: это один из официальных символов Пензенской области. На предприятии «Абашевская керамика» можно не только купить изделие, но и посетить мастер-класс, где вас научат изготавливать и расписывать сказочных существ. Подробную информацию ищите на официальном сайте.

Есть в Пензе ещё одно уникальное явление — Музей одной картины, где в одно время выставлено лишь одно полотно.

Акбулакская игрушка

Регион: Оренбургская область

История этого промысла началась в начале XX века в деревне на границе с Казахстаном, когда в эти места пришла железная дорога. В регион стали стекаться переселенцы, которым нужно было обустраивать свой быт. В том числе приобретать посуду, преимущественно керамическую.

Земля возле посёлка Акбулак насыщена глиной, поэтому местные мастера начали изготавливать тарелки, кувшины, горшки и прочую утварь. И для детишек тоже постарались — для них делали игрушки-свистульки, которые имели свой узнаваемый звонкий «голос».

Чаще всего свистульки делали в форме животных: жар-птицы, козы, коня. Встречаются и куклы-барыни. Акбулакские мастера часто изображают лошадь Пржевальского — образ вольной степи, символ упорства и выносливости. Фото: Региональный центр развития культуры Оренбургской области
Чаще всего свистульки делали в форме животных: жар-птицы, козы, коня. Встречаются и куклы-барыни. Акбулакские мастера часто изображают лошадь Пржевальского — образ вольной степи, символ упорства и выносливости. Фото: Региональный центр развития культуры Оренбургской области

Традиционная акбулакская игрушка изящная и лёгкая. Палитра сдержанная, не кричащая, цвета приближены к естественным. Изделия часто не закрашивают полностью, ведь местная глина сама по себе красива: золотисто-жёлтая с вкраплениями блестящей слюды. При этом единого мотива нет: у каждого мастера свой стиль.

Оренбург знаменит в первую очередь своими пуховыми платками, но есть тут и другие примечательные вещи. В городе много интересных архитектурных памятников, например Степной цейхгауз, водонапорная башня на улице Постникова и здание банка Общества взаимного кредита. А в области вы найдёте удивительные природные объекты, например Букобайские яры и Кзыладырское карстовое поле.

Вырковская игрушка

Регион: Рязанская область

Вырково издавна было гончарным центром региона. Этому способствовала сама земля: в двух километрах от деревни расположено месторождение ярко-красной глины. В начале XX века изготовление керамической утвари приобрело массовый характер: для многих это стало семейным делом, а детей привлекали к производству с 11–12 лет.

Помимо посуды, местные умельцы в большом количество изготавливали и игрушки-свистульки: коньков, петушков, медведей. Особо искусные мастера делали «говорящих» зверей: свинки в их руках начинали хрюкать, собачки — лаять, а птицы — чирикать.

Вырковская игрушка, как правило, минималистична: её отличают простые наивные формы и отсутствие ярких красок. Фото: Рязанский областной научно-методический центр народного творчества
Вырковская игрушка, как правило, минималистична: её отличают простые наивные формы и отсутствие ярких красок. Фото: Рязанский областной научно-методический центр народного творчества

Увидеть изделия вырковских мастеров можно в музеях. Они выставлены в Касимовском краеведческом музее и Рязанском художественном музее.

Помимо этого самобытного промысла, на рязанской земле ещё много интересного: это и Рязанский кремль, и дом-музей С. А. Есенина, и Глебово-Городище, и многое другое.

Дымковская игрушка

Регион: Кировская область

Это один из самых ярких и узнаваемых русских народных промыслов. Мотивы дымковского орнамента даже показали на церемонии открытия зимних Олимпийских игр 2014 года в Сочи.

Первое письменное упоминание о «дымке» относится к 1811 году, но игрушки точно имеют более долгую историю: с XV века они были неотъемлемым атрибутом весеннего праздника «Вятская свистунья».

Дымковская игрушка, как правило, творение женских рук. Секреты изготовления матери передавали своим дочерям из поколения в поколение.

Может, поэтому главным сюжетом дымковской игрушки стала барышня. Другие частые образы: лошадки, всадники, домашние животные. Фото: Ele-chudinovsk / Wikimedia
Может, поэтому главным сюжетом дымковской игрушки стала барышня. Другие частые образы: лошадки, всадники, домашние животные. Фото: Ele-chudinovsk / Wikimedia

Местные говорят, что «дымка» не любит одиночества, поэтому мастера часто создают целые композиции: тройка лошадей с весёлой компанией, мать, укачивающая младенца, ярмарочные гуляния, пожилая пара за чаепитием.

После изготовления игрушку в несколько слоёв покрывают белилами — за счёт этого детали выглядят особенно ярко. Затем её раскрашивают, причём в выборе палитры вятские мастера себя не ограничивают: дымковская игрушка всегда цветастая.

Среди частых мотивов встречается геометрический орнамент: круги, ромбы, полоски, клетки. Некоторые детали украшают сусальным золотом. Фото: Ele-chudinovsk / Wikimedia
Среди частых мотивов встречается геометрический орнамент: круги, ромбы, полоски, клетки. Некоторые детали украшают сусальным золотом. Фото: Ele-chudinovsk / Wikimedia

Сейчас дымковская игрушка — это визитная карточка Кировской области. Ярких барынь, лошадок и петушков вы найдёте во всех сувенирных магазинах. Есть они даже на улице: в Кирове есть скульптура «Семья», выполненная по мотивам «дымки». Посмотреть на изделия местных мастеров можно также в музее, посвящённом этому промыслу. Входной билет стоит 200 рублей. Иногда местные мастерицы проводят мастер-классы по лепке и росписи. Актуальную информацию ищите на официальном сайте.

Когда налюбуетесь дымковской игрушкой, загляните и в другие интересные места Кирова, например в палеонтологический музей, где собраны уникальные окаменелости.

Жбанниковская игрушка

Регион: Нижегородская область

Активно жбанниковские игрушки-свистульки начали производить в 1930-х, но традиция эта куда древнее: археологи обнаружили в этом районе подобные изделия, которые датируются XIII веком.

Как это часто бывает, свистульки имели важную обережную функцию: местные жители верили, что чистый звук игрушки отпугивает нечисть и привлекает в дом удачу и достаток.

Формы у жбанниковской игрушки чаще всего минималистичные, без мелких деталей. При этом свистульки имеют уникальную характерную черту: у неё, как правило, три ножки-опоры. Фото: I-Igrushki
Формы у жбанниковской игрушки чаще всего минималистичные, без мелких деталей. При этом свистульки имеют уникальную характерную черту: у неё, как правило, три ножки-опоры. Фото: I-Igrushki

Расписывали свистульки обычно так: сначала мастер красит изделие в один тон, а затем незамысловатыми мазками добавляет ещё два-три более светлых оттенка. Причём каждый цвет имел своё значение: красный привлекал любовь, чёрный — плодородие, коричневый — достаток. На некоторые элементы игрушки иногда наносят алюминиевый порошок, который придаёт им серебряный цвет.

Сегодня жбанниковскую игрушку продолжают создавать мастера из нескольких сёл Городецкого района Нижегородской области.

Кстати, этот регион — родина ещё одного знаменитого народного промысла — городецкой росписи. Понравится в Нижегородской области и любителям мистики: здесь находится загадочное озеро Светлояр, в котором, по легенде, затонул мифический город Китеж. И, конечно, сюда нужно приехать, если вы любите Пушкина: в музее-заповеднике «Болдино» вы сможете лучше узнать о жизни поэта.

Каргопольская игрушка

Регион: Архангельская область

Гончарным промыслом мастера из Каргополя начали заниматься ещё со времён Средневековья. Рядом с городком было месторождение красной глины, которая отлично подходила для лепки. Летом материал добывали, а осенью и зимой всей семьёй занимались изготовлением различной утвари: тарелок, плошек, крынок, горшков. Из остатков глины делали игрушки для местных ребятишек.

Изначально каргопольская игрушка имела примитивные, даже архаичные формы. Декорировали её особым образом: раскалённое изделие, только что вынутое из печи, помещали в мучной раствор, отчего на поверхности игрушки появлялся чёрный узор. Фото: Виталька / Яндекс Карты
Изначально каргопольская игрушка имела примитивные, даже архаичные формы. Декорировали её особым образом: раскалённое изделие, только что вынутое из печи, помещали в мучной раствор, отчего на поверхности игрушки появлялся чёрный узор. Фото: Виталька / Яндекс Карты

Со временем изделия стали сложнее и изящнее. Их классический узнаваемый облик сформировался в 1970-х. Сейчас каргопольскую игрушку, как правило, расписывают яркими темперными красками. Часто можно встретить несложные узоры: круги, точки, волнистые линии и растительный орнамент.

Образов каргопольской игрушки много: встречаются и люди, и животные, и сказочные существа. Один из самых частых персонажей — Полкан, полуконь-получеловек. Этого былинного богатыря местные очень почитали, ведь он, по преданию, был защитником слабых и обездоленных. Фото: Yegor Larin / Shutterstock / Fotodom
Образов каргопольской игрушки много: встречаются и люди, и животные, и сказочные существа. Один из самых частых персонажей — Полкан, полуконь-получеловек. Этого былинного богатыря местные очень почитали, ведь он, по преданию, был защитником слабых и обездоленных. Фото: Yegor Larin / Shutterstock / Fotodom

Другой любимец каргопольских мастеров — сказочный конь с двумя головами Тянитолкай. Часто одну голову ему красили в белый цвет, а вторую — в чёрный. Нередко на спину Тянитолкаю сажали всадника. Он символизировал выбор, который должен сделать каждый человек: путь добра (светлую голову) или зла (тёмную).

Увидеть каргопольскую игрушку можно во многих музеях региона. В Каргополе есть Музей мастеров Шевелёвых. Иногда там проводят мастер-классы по изготовлению и росписи игрушек.

А после обязательно прогуляйтесь по этому древнему городу: полюбуйтесь на величественные храмы, загляните в экопарк «Медвежий край» и насладитесь северной природой.

Кожлянская игрушка

Регион: Курская область

Когда именно на Курской земле начали изготавливать глиняные игрушки, доподлинно неизвестно, но учёные полагают, что промысел появился минимум 250 лет назад. Местные гончары не считали это серьёзным промыслом, и забавных зверушек и человечков лепили в основном женщины и девочки из остатков глины.

Мастерицы часто воплощали бытовые сюжеты, вдохновляясь самой жизнью. Среди кожлянских игрушек можно встретить лихих всадников на коне, кокетливых барышень, игривых котят и щенков, упрямых барашков. Лепили и свистульки, которые могли издавать звуки, очень похожие на соловьиные трели.

Кожлянская игрушка отличается лаконичностью: простые формы, плавные изгибы, отсутствие деталей. Она не так искусна, как, например, «дымка», но всё равно прекрасна благодаря своей лёгкости и наивности. Фото: Курский областной краеведческий музей
Кожлянская игрушка отличается лаконичностью: простые формы, плавные изгибы, отсутствие деталей. Она не так искусна, как, например, «дымка», но всё равно прекрасна благодаря своей лёгкости и наивности. Фото: Курский областной краеведческий музей

Интересно, что кожлянские игрушки, как правило, делают из цельного куска глины: все детали вытягивают из заготовки, а не налепляют сверху.

Для производства кожлянских игрушек традиционно использовали местную глину, которая после обжига приобретала бежевый или песочный оттенок. Для росписи использовали всего четыре цвета: красный, жёлтый, синий и зелёный. Иногда к ним добавляли розовый или фиолетовый. Орнамент у кожлянской игрушки простой: полоски, крестики, точки.

И, конечно, узнаваемая сеточка, выполненная тончайшими линиями. Фото: Курский областной краеведческий музей
И, конечно, узнаваемая сеточка, выполненная тончайшими линиями. Фото: Курский областной краеведческий музей

Традиция изготовления кожлянской игрушки до сих пор жива: опытные мастера обучают ремеслу молодых и с удовольствием знакомят с промыслом всех желающих. В Курчатове ежегодно проходит фестиваль народного творчества «Батюшка Егорий», где организуют мастер-классы по лепке из глины и росписи.

Посмотреть на кожлянскую игрушку можно в Курском краеведческом музее. А если вы увлекаетесь историей, загляните также в местный музей археологии.

Романовская игрушка

Регион: Липецкая область

Романовская игрушка имеет богатую историю: старейшие образцы датируются XVII веком. Во многих других регионах изначально к изготовлению игрушек не относились серьёзно: их лепили из остатков глины исключительно для своих детей. Романовской игрушке повезло: её почти сразу выделили в отдельный промысел и стали продавать на ярмарках далеко за пределами Липецкой области.

На родине её очень любят и ласково называют «романушкой». Фото: Ferluht / Wikimedia
На родине её очень любят и ласково называют «романушкой». Фото: Ferluht / Wikimedia

Мир романовской игрушки невероятно разнообразен: исследователи насчитывают более полусотни сюжетов. Первыми мастера из села Романово стали лепить животных: лошадок, коров, коз, баранов, петухов, оленей. Позже появились барыни, солдаты в папахе, всадники, запряжённые тройки, парочки и другие интересные композиции. Интересно, что мастера нередко отражали в своих творениях исторические события: например, встречаются упоминания о романовских игрушках в виде Николая II и Льва Толстого.

Почти всегда романовская игрушка — это свистулька. Изделия отличаются невероятной музыкальностью: с их помощью можно воспроизводить не только простые звуки, но и сложные мелодии. Мастера делают в свистульке несколько отверстий, что позволяет менять тональность. А ещё говорят, что местная глина приобретает особые акустические свойства после обжига.

Традиционно «романушку» декорировали поливным способом: наносили на заготовку специальную цветную глазурь. Палитра деликатная, сдержанная: чаще всего использовали тёмно-зелёный или коричневый цвета. Со временем методы усложнились и фигурки стали расписывать яркими красками, а отдельные детали серебрили.

Романовскую игрушку легко узнать по лицу: оно, как правило, схематично, глаза, нос и рот отмечают с помощью отверстий. Фото: Владимир Алексеев / Яндекс Карты
Романовскую игрушку легко узнать по лицу: оно, как правило, схематично, глаза, нос и рот отмечают с помощью отверстий. Фото: Владимир Алексеев / Яндекс Карты

Промысел процветает и сегодня. В селе Троицкое Липецкой области работает Центр романовской игрушки, где традиции её изготовления бережно хранят и передают новым поколениям. Местные умельцы часто организуют развлекательные мероприятия и мастер-классы по росписи свистулек и фигурок. Все подробности вы найдёте на официальном сайте.

Вообще, Липецкая область — весьма интересный регион. Один парк «Кудыкина гора» с его огромной статуей Змея Горыныча чего стоит. Даже в малых городах есть на что посмотреть: например, если будете в Ельце, обязательно загляните в Музей елецкого кружева и Музей народных ремёсел и промыслов. В последнем, кстати, и романовская игрушка представлена.

Старооскольская игрушка

Регион: Белгородская область

Первые упоминания об этом промысле относятся к началу XVII века, но некоторые исследователи считают, что он зародился раньше — в XV веке. Это даёт старооскольской игрушке право считаться одной из самых древних.

Как это часто бывает, изготовление фигурок и свистулек было побочным промыслом: лепили их в основном жёны и дети гончаров. Это позволяло им заработать дополнительные деньги. Часто игрушки меняли на еду: на рынке за простую фигурку давали одно яйцо, за более сложную — два.

Старооскольская игрушка стала своеобразной летописью. В городе-крепости всегда было много военных, и неудивительно, что местные мастерицы часто лепили именно их, детально воссоздавая амуницию. Причём от моды не отставали: в начале XIX века появились игрушки-всадники с характерным головным убором того времени — двууголкой, а к XX веку её сменила фуражка.

Барыни тоже были нарядные. Чаще всего на их головках был капор — головной убор, популярный в начале XIX века. Фото: Сайт органов местного самоуправления Старооскольского городского округа
Барыни тоже были нарядные. Чаще всего на их головках был капор — головной убор, популярный в начале XIX века. Фото: Сайт органов местного самоуправления Старооскольского городского округа

Помимо декоративных фигурок, старооскольские мастерицы лепили свистульки в виде животных: петушков, уточек, лошадок, баранов, собак.

Старооскольские изделия — редкий пример посадской народной игрушки. Она не такая примитивная, как деревенская, и при этом не такая искусная, как городская. Форма у них достаточно простая, наивная, деталей почти нет, цветовая палитра сдержанная.

Глина, которую использовали для изготовления игрушек, после обжига приобретает приятный белый или бело-бежевый цвет. Она сама по себе декоративна, поэтому старооскольские игрушки не закрашивают полностью.

Расписывают фигурки просто и минималистично: точками, полосами, волнами, ёлочкой или даже простыми мазками. Фото: Сайт органов местного самоуправления Старооскольского городского округа
Расписывают фигурки просто и минималистично: точками, полосами, волнами, ёлочкой или даже простыми мазками. Фото: Сайт органов местного самоуправления Старооскольского городского округа

Познакомиться поближе со старооскольской игрушкой можно в Центре народных промыслов, где регулярно проводят мастер-классы по лепке и гончарному делу.

А если вы хотите больше узнать об этом регионе и быте её обитателей — идите в Музей народной культуры в Белгороде, где выставлены подлинные костюмы, орудия труда, посуда и ещё много чего интересного.

Хлудневская игрушка

Регион: Калужская область

Лепить игрушки в деревне Хлуднево начали в XIX веке. Это всегда творение женских рук. Мужчины были заняты добычей глины и «большим» промыслом, а их жёны лепили и расписывали забавные фигурки.

Формы хлудневских игрушек традиционны: лошадки, козы, петухи, «бабы» в широких юбках, всадники, сказочные персонажи.

Но есть и уникальный сюжет, характерный лишь для этого промысла, — древо жизни, которое символизировало силу рода и важность семейных связей. Фото: arina arina / Яндекс Карты
Но есть и уникальный сюжет, характерный лишь для этого промысла, — древо жизни, которое символизировало силу рода и важность семейных связей. Фото: arina arina / Яндекс Карты

Лепили, конечно, и музыкальные инструменты — звонкие свистульки. Кроме этого, делали «грематушки» — полые цилиндры с несколькими глиняными шариками внутри. При тряске они издавали громкий звук, который нередко помогал привлекать внимание покупателей на ярмарках. Поэтому дела у хлудневских гончаров всегда шли хорошо.

Хлудневскую игрушку отличают простота и незатейливость, некоторая схематичность и грубоватость. Изначально сложных сюжетов и обилия деталей не было, но современные мастера смело экспериментируют с формами. Хлудневская игрушка эволюционирует, сохраняя при этом традиции и характерные черты.

Для изготовления игрушек используют светлую глину: после обжига она приобретает нежный бело-розовый оттенок. Поначалу изделия вовсе не раскрашивали или использовали для декорирования природные материалы: сажу, ржавчину, отвары трав. Со временем мастерицы стали использовать яркие фабричные краски.

Хлудневскую игрушку никогда не покрывают краской целиком, расписывая лишь отдельные детали и добавляя простые узоры. На изделиях часто можно встретить обрядовые и обережные символы, например солнце или ромб. Фото: Роспатент
Хлудневскую игрушку никогда не покрывают краской целиком, расписывая лишь отдельные детали и добавляя простые узоры. На изделиях часто можно встретить обрядовые и обережные символы, например солнце или ромб. Фото: Роспатент

С 2022 года хлудневская игрушка — официальный символ Калужской области. Увидеть старинные фигурки и работы современных мастеров можно в калужском Музее ремесла, архитектуры и быта и Доме мастеров. В последнем проводят мастер-классы по лепке из глины и другим народным промыслам. Актуальную информацию ищите на официальном сайте.

Во время путешествия по Калужской области обязательно загляните в Никола-Ленивец — самый большой в Европе арт-парк. Любоваться творческими объектами тут можно бесконечно. Хорошо, что в парке можно остаться с ночёвкой.

Филимоновская игрушка

Регион: Тульская область

Обрабатывать глину в этом регионе начали с глубокой древности. При раскопках местных курганов археологи обнаружили черепки гончарных изделий, которым около 1000 лет. Причём рисунки и знаки на них ну очень похожи на те, что используют для росписи филимоновской игрушки.

Многие исследователи полагают, что фигурки из глины тут начали делать тоже в дохристианскую эпоху.

К XVII веку гончарное дело стало основным источником дохода для многих жителей села Филимоново. Взрослые занимались «большим» промыслом, а игрушки лепили девочки под руководством заботливых бабушек. Часть фигурок продавали, а вырученные деньги откладывали на приданое юным мастерицам.

На солидный возраст филимоновской игрушки указывает и её сюжетный ряд, где каждое изделие было наделено глубоким смыслом. Дамы с младенцами на руках — символ материнства и женского начала, корова сулила достаток и благополучие, всаднику досталась роль защитника. Позже появились более сложные композиции из нескольких фигурок.

Один из любимых сюжетов филимоновских мастериц — «любота», то есть встреча влюблённых. Фото: Celest / Wikimedia
Один из любимых сюжетов филимоновских мастериц — «любота», то есть встреча влюблённых. Фото: Celest / Wikimedia

Филимоновская игрушка — это не только забавная безделушка, но и оберег. Большая часть изделий — это уже знакомые нам свистульки, щебетание которых, по преданию, отгоняло злых духов. Помогали от нечистой силы и погремушки. Филимоновская игрушка часто становилась желанным подарком. Например, её было принято дарить на свадьбу как пожелание молодожёнам долгой и счастливой жизни.

Фигурки филимоновских мастериц просты, но вместе с тем изящны. У животных, как правило, длинные тонкие шеи, маленькие головы, заострённые рожки и минималистичные, часто улыбающиеся мордочки. Отличительная черта человеческих фигурок — конусообразная голова без шеи. Часто её венчает замысловатый головной убор. Формы у игрушек вытянутые, пропорции условные.

Палитра филимоновской игрушки особенно интересна. Традиционно для росписи используют всего три цвета: жёлтый, красный (или розовый) и зелёный. При таком ограниченном выборе фигурки невероятно красочные. Фото: Дмитрий Chief / Яндекс Карты
Палитра филимоновской игрушки особенно интересна. Традиционно для росписи используют всего три цвета: жёлтый, красный (или розовый) и зелёный. При таком ограниченном выборе фигурки невероятно красочные. Фото: Дмитрий Chief / Яндекс Карты

Интересно, что цвета традиционно наносят в определённом порядке: сначала жёлтый, потом красный и в конце — зелёный.

Роспись у филимоновской игрушки достаточно примитивная, также отсылающая к архаичным традициям. Здесь важна не форма, а содержание, ведь каждый символ имел своё значение: круг — это солнце, ёлочка — живая природа и древо жизни, треугольник — земля, которая кормит, полоски — дождь, насыщающий землю. Дополняют их всевозможные линии, сеточки, точки. Отдельные детали иногда покрывают краской полностью: например, кафтан у юноши или ушки у животного.

В посёлке Одоеве Тульской области есть Музей филимоновской игрушки, где можно полюбоваться на изделия местных мастериц и самому слепить и расписать фигурку. Актуальные цены и анонсы мастер-классов ищите на официальном сайте.

А ещё раз в два года в посёлке проходит фестиваль гончарных промыслов «Сказки Деда Филимона». Посетителей ждут ярмарка, показательные выступления, мастер-классы и народные гуляния.

Кстати, в небольшом Одоеве ещё много интересного: старинное городище, музей советской игрушки, памятник, который местные шутливо называют «Кузькина мать». А ещё это родина слонов. Почему — узнаете в местном краеведческом музее.

Богородская игрушка

Регион: Сергиево-Посадский район Московской области

Это один из немногих промыслов, где игрушки делают не из глины, а из дерева.

Резным делом в Богородском начали заниматься в середине XIX века, и уже к 1870-м промысел начал обретать популярность. В селе не только изготавливали игрушки, но и обучали этому юных мастеров. В 1914 году здесь появилась земская школа, в которой юноши получали профессию резчика по дереву.

Изготовление богородской игрушки — дело трудоёмкое и совсем не быстрое. Для начала мастеру нужно было заготовить сырьё. Для резки выбирали деревья с мягкой древесиной: липу, осину, ольху. Зимой их срубали, делили на брёвна и снимали почти всю кору. Затем материал сушили 2–3 года. Перед резкой дерево замачивали, снова сушили и лишь потом приступали к работе.

Сначала мастер всегда делает прототип: воплощает композицию в пластилине или глине и лишь потом приступает к изготовлению игрушки. Первым делом чурбачки обрубают топориком, чтобы придать заготовке основные очертания, потом с помощью различных инструментов вырезают детали. Для финальной обработки используют специальный богородский нож, с помощью которого можно придать игрушке нужную текстуру.

Богородская игрушка отличается искусностью и детализацией. Мастер уделяет внимание каждому миллиметру изделия: воссоздаёт фактуру медвежьей шкуры, вырезает каждое пёрышко у петушка и каждую прядь лошадиной гривы. Пропорции, как правило, приближены к настоящим. Фото: Ирина / Яндекс Карты
Богородская игрушка отличается искусностью и детализацией. Мастер уделяет внимание каждому миллиметру изделия: воссоздаёт фактуру медвежьей шкуры, вырезает каждое пёрышко у петушка и каждую прядь лошадиной гривы. Пропорции, как правило, приближены к настоящим. Фото: Ирина / Яндекс Карты

Изначально фигурки не раскрашивали, но со временем стали покрывать цветом некоторые детали. Сейчас встречаются и полностью расписанные игрушки.

Первые экземпляры богородских игрушек были одинарные. Как правило, это фигурки животных: барана, медведя, лошади. Со временем появились групповые композиции, например тройка или чаепитие.

Вершина мастерства богородских умельцев — это «живые» игрушки. К ним относятся, например, щелкуны, которые колют орехи зубами. Другой вид — игрушки-акробаты, которые умеют крутиться. Но самые узнаваемые — это, конечно, кузнецы. Чаще всего это медведь и мужик, которые с помощью специального механизма стучат молоточками по наковальне.

Однажды такую игрушку подарили знаменитому французскому скульптору Огюсту Родену. Вещица ему очень понравилась, а когда он узнал, что в России есть целая деревня искусных мастеров, то сказал: «Народ, который создал эту игрушку, — великий народ». Фото: laksena / Shutterstock / Fotodom
Однажды такую игрушку подарили знаменитому французскому скульптору Огюсту Родену. Вещица ему очень понравилась, а когда он узнал, что в России есть целая деревня искусных мастеров, то сказал: «Народ, который создал эту игрушку, — великий народ». Фото: laksena / Shutterstock / Fotodom

Помимо традиционных сюжетов, богородская игрушка всегда охотно откликалась на исторические события. Например, после Великой Отечественной войны появились фигурки в виде богатырей как собирательный образ защитников родины. А среди современных игрушек можно встретить мишек, которые катаются на велосипеде или сидят за компьютером.

Косолапый — любимец богородских мастеров. Он стал настоящим символом этого промысла. Фото: Мария Доронина / Яндекс Карты
Косолапый — любимец богородских мастеров. Он стал настоящим символом этого промысла. Фото: Мария Доронина / Яндекс Карты

Со временем производство игрушек значительно сократилось, и сейчас промысел уже не так популярен. Тем не менее богородские мастера продолжают вручную создавать забавные механизмы, которые нравятся даже современным детям.

Погрузиться в мир этого промысла можно в Музее богородской игрушки. Там вы увидите самые интересные экземпляры, познакомитесь с работой мастера и под его руководством соберёте из заготовок свой уникальный сувенир. Все подробности — на официальном сайте.

Богородское находится всего в 27 километрах от Сергиева Посада, так что за одни выходные вы успеете и полюбоваться на забавных деревянных мишек, и посетить Троице-Сергиеву лавру, и попасть на купеческое чаепитие.

Мазыкская игрушка

Регион: Владимирская область

Это уникальный промысел, который имеет много особенностей. Неизвестно, когда он зародился, а первое упоминание о мазыкской игрушке относится к XIX веку.

Интересно, что название промысла происходит не от населённого пункта, где он появился, а от рода деятельности мастеров. Мазыки (или офени) — пожалуй, одно из самых таинственных сообществ России. Известно о них мало: они произошли от скоморохов, до XX века проживали на территории Владимирской губернии, занимались мелкой торговлей, имели свой особый язык и, по слухам, были носителями тайных знаний.

Были среди мазыков и плотники, которые изготавливали мебель и предметы обихода. Игрушки для них были скорее способом отвлечься: когда в мастерскую заглядывали гости или члены семьи, хозяин откладывал серьёзные дела и брался резать фигурку.

Главная особенность мазыкской игрушки в том, что для её изготовления используют только один инструмент — топорик. Мастер тщательно натачивал инструмент, поэтому с его помощью можно было вырезать тончайшие детали.

Для игрушек часто брали полешки с торчащими сучками, которые не подходят для других изделий. При этом мастер не стремился скрыть дефект материала, а превращал его в особенность: сучки становились хвостами, клювами, конечностями фигурок.

Мазыкские игрушки грубоватые, лаконичные, часто угловатые. Как правило, это фигурки людей, животных, мифических персонажей, языческих идолов.

Один из самых частых персонажей — лошадь, которую мазыки называли коником. Фото: Издательство «Роща» / Wikimedia
Один из самых частых персонажей — лошадь, которую мазыки называли коником. Фото: Издательство «Роща» / Wikimedia

Деревянные фигурки не расписывают и ничем не покрывают. В редких случаях мастера наносят минималистичный орнамент. Иногда игрушки украшают цветными нитями или соломой, например делают гриву коням или крылья птицам.

Мазыкская игрушка — большая редкость. Во-первых, мастера делали её не на продажу, а лишь для своих детей. Во-вторых, древесина — недолговечный материал, которому свойственно разрушаться со временем.

До наших дней промысел почти не сохранился. По данным этнографов, изготовлением традиционной мазыкской игрушки сейчас занимаются лишь несколько мастеров, проживающих в Ивановской и Владимирской областях.

Если поедете в последний регион, обязательно загляните в Нескучный музей, где вы узнаете больше о купеческом быте. А если вы любите природу, вам точно понравится в Дюкинском заказнике.

Поморская игрушка

Регион: Архангельская область

Поморы — это не отдельный народ, как можно подумать, а этнографическая группа. Они живут на побережье Белого моря на землях бывшей Архангелогородской губернии (сейчас это территории Мурманской, Архангельской областей и некоторые районы Республики Карелия и Ненецкого автономного округа).

Жили поморы в тяжёлых условиях севера, занимались в основном рыбным промыслом и охотой. Может, поэтому их игрушки тоже немного суровые и серьёзные. Они нужны не только для того, чтобы развлекать, но и защищать.

Долгое время быт и культура поморов оставалась загадкой для этнографов. Поэтому первые упоминания об этом промысле относятся лишь к концу XIX — началу XX века. Но при одном взгляде на поморские игрушки становится очевидно, что они впитали в себя нечто древнее и сакральное.

Вырезали игрушки в перерывах между работой. Материал для фигурок выбирали особенно тщательно, ведь, по мнению поморов, каждое дерево обладает своей особенной энергетикой. Часто для игрушек использовали берёзу, которая символизирует связь человека с родом и предками, защищает от зла и болезней.

Главный символ поморской игрушки — кукла-панка. Это грубоватые, архаичные, идолоподобные фигурки, которые чаще всего изображают женщин. Как правило, они состоят из трёх, реже двух частей. Лиц нет или они едва намечены, ног и рук не бывает никогда. Панок не раскрашивают и не покрывают лаком. Иногда их декорируют орнаментом, который отсылает к традиционной поморской одежде.

По одной из версий, название фигурок произошло от слова «панк», которое в ненецком языке означает дерево, ствол, стебель. Фото: Annet Prilutskaya / Яндекс Карты
По одной из версий, название фигурок произошло от слова «панк», которое в ненецком языке означает дерево, ствол, стебель. Фото: Annet Prilutskaya / Яндекс Карты

Изначально панки служили оберегами. Фигурки были тесно связаны с женским началом, поэтому в первую очередь они берегли семью, дом и детей.

Несмотря на такую важную функцию, куклы-панки не были чем-то неприкасаемым. Поморские ребятишки часто играли с ними. Компанию человеческим фигуркам составляли деревянные животные — домашние и дикие.

Ещё один примечательный представитель поморской игрушки — птица счастья, или поморский голубок. В отличие от панок, эта фигурка отличается своеобразной изящностью и лёгкостью.

Игрушка представляет собой фигурку птицы с тонкими крыльями. Тело вырезали из цельного бруска, а крылья и хвост — из щепок. Интересно, что для изготовления мастер не использовал клей. Детали крепились с помощью особого метода изгибания щепок. Иногда «пёрышки» украшали нитками.

Птица счастья символизировала человеческую душу и её связь с высшими силами. Поморы верили, что она также защищает семью от сглаза и приносит удачу.

Фигурку часто подвешивали в красном углу. Когда семья садилась пить чай и ставила на стол горячий самовар, под воздействием пара птичка начинала раскачиваться и кружиться. Фото: Sasha Krotov / Wikimedia
Фигурку часто подвешивали в красном углу. Когда семья садилась пить чай и ставила на стол горячий самовар, под воздействием пара птичка начинала раскачиваться и кружиться. Фото: Sasha Krotov / Wikimedia

Увидеть традиционные поморские игрушки можно во многих музеях, например в Архангельском краеведческом музее, музее-заповеднике «Кижи» и Русском музее в Санкт-Петербурге.

Да и вообще Русский Север прекрасен своей удивительной природой, уникальными памятниками деревянного зодчества и самобытной культурой. А ещё здесь огромное количество красивых деревень, где время словно замерло двести лет назад.

Саратовская игрушка

Регион: Саратовская область

Забавные игрушки начали делать в деревнях под Саратовом в начале XVII века. Сюда приезжало много переселенцев из других регионов, и кто именно привёз с собой эту традицию, неизвестно. Делали игрушки в свободное время в основном для своих детей, отдельным промыслом это никогда не было.

Саратовская игрушка примечательна уникальным способом декорирования — расточкой. Мастер не прорисовывает орнамент, а с помощью специальных штампов вдавливает его в изделие. Получаются ямки в виде звёздочек, ромбиков, кружков и других узоров.

Традиционно саратовскую игрушку не закрашивают полностью. Краску наносят лишь в получившиеся фигурные ямки. Фото: ИринаЯ / Wikimedia
Традиционно саратовскую игрушку не закрашивают полностью. Краску наносят лишь в получившиеся фигурные ямки. Фото: ИринаЯ / Wikimedia

Примечателен и сюжетный ряд саратовских игрушек. Среди них почти нет человеческих фигурок, только животные. Интересно, что среди исторических экспонатов встречаются не только привычные для региона звери, но и экзотические верблюды.

Это были не просто фигурки, а искусные свистульки (или, как их называют местные, гуделки). У каждого мастера была своя технология: кто-то делал большие изделия, кто-то — маленькие, кто-то с одним отверстием, кто-то — с несколькими. От этого каждая игрушка приобретала свой голос, по которому легко было узнать изготовителя.

В начале XX века технология изготовления саратовской игрушки была почти полностью утеряна. Новая жизнь промысла началась лишь в наше время, когда его возродил неравнодушный саратовский мастер Пётр Петрович Африкантов.

С тех пор дела у саратовской игрушки пошли отлично: с 2015 года она стала объектом нематериального культурного наследия региона и постоянным гостем на праздниках и фестивалях.

Увидеть забавные игрушки-свистелки с таким узнаваемым декором можно в Саратовском государственном художественном музее.

Кстати, саратовский музей вполне может посоревноваться с петербургским Русским музеем и Третьяковской галереей. В его коллекции представлены работы Айвазовского, Репина, Брюллова, Левитана, Саврасова, Кустодиева, Сурикова, Шишкина, Петрова-Водкина, Малевича и других художников.

Чернышенская игрушка

Регион: Орловская область

Жители села Чернышено начали заниматься гончарным промыслом очень давно. В этом регионе несколько месторождений с разноцветной качественной глиной. А где есть глина, там обязательно будут игрушки. Старейшие экземпляры археологи относят к XVI–XVII векам.

Изготовление игрушек было женским делом. Мастерицы делали свои «ляпушки» в свободное от домашних хлопот время, а потом продавали их на ярмарках. Заработанную копеечку заслуженно оставляли себе.

У чернышенской игрушки сильное женское начало: основу составляют разнообразные барыни с причудливыми головными уборами, женщины-«кормилки» с выдающейся грудью, матери с младенцами, домашние животные. Мужские фигуры почти не встречаются. Разве что в виде всадника, причём человек, как правило, очень маленький и схематичный. Фото: Орловский областной центр народного творчества
У чернышенской игрушки сильное женское начало: основу составляют разнообразные барыни с причудливыми головными уборами, женщины-«кормилки» с выдающейся грудью, матери с младенцами, домашние животные. Мужские фигуры почти не встречаются. Разве что в виде всадника, причём человек, как правило, очень маленький и схематичный. Фото: Орловский областной центр народного творчества

Встречается также образ фигурки-«монашки» в характерном одеянии с куполообразной нижней частью. На ярмарках они, как правило, стоили дешевле, а покупали их в основном мужчины, чтобы использовать в качестве рюмок.

Игрушки эти тесно связаны с народными верованиями и обрядами. Например, мастерицы почти не лепили домашнюю птицу. Вероятно, дело в каком-то суеверии.

Чернышевские фигурки наивны и просты. Формы, как правило, обтекаемы, лица отсутствуют или едва намечены точками. Деталей немного. Фото: Орловский областной центр народного творчества
Чернышевские фигурки наивны и просты. Формы, как правило, обтекаемы, лица отсутствуют или едва намечены точками. Деталей немного. Фото: Орловский областной центр народного творчества

Особый интерес представляет роспись чернышенских игрушек. Её называют «кукушечьей» из-за того, что узоры на фигурках напоминают оперение этих птиц. Кукушку в этих краях почитают как «божью» птицу. Считалось, что она знает судьбу каждого человека.

Основу орнамента составляют всевозможные полоски, точки, реже волнистые линии и геометрические фигуры. Палитра минималистична: фон, как правило, белый, а для окраски использовали в основном красный, фиолетовый, жёлтый и синий цвета.

Сейчас чернышенскую игрушку продолжают делать несколько мастеров из Орловской области, а в некоторых учреждениях, например в Орловском областном центре народного творчества и краеведческом музее, проводят мастер-классы по лепке и росписи фигурок.

Кстати, Орёл — очень творческий город. В нём есть целый историко-литературный квартал, который объединяет шесть музеев, посвящённых литераторам.

Советы путешественникам и интересные факты

  1. Народные глиняные игрушки изготавливают не только в России. На испанском острове Майорка ещё с древности лепят сиурельс, в странах Средней Азии широко распространены свистульки, которые называют хуштак или аджуба, а японцы верят, что керамические манэки-нэко приносят удачу.
  2. Посмотреть на народные игрушки можно и в местных краеведческих музеях, но ещё интереснее узнать о промысле из первых уст. Во многих небольших городах и деревнях до сих пор живут целые семьи мастеров-игрушечников, которые с удовольствием рассказывают о своём ремесле. Например, в Каргополе есть Музей мастеров Шевелёвых, где выставлены лучшие изделия представителей этой творческой династии.
  3. Если будет возможность, обязательно посетите мастер-класс по изготовлению игрушек. Вы сможете сделать уникальный сувенир на память или в подарок близкому человеку, но самое главное — приобретёте незабываемый опыт.
  4. Игрушки-свистульки — это отличный инструмент для дыхательной гимнастики. Они станут ценным презентом для детей.
  5. В начале XX века многие народные промыслы почти угасли: старые мастера отходили от дел, а молодёжи было не до изготовления игрушек. Дожили до наших дней они лишь благодаря энтузиастам, которые бережно хранили традиции несмотря на сложные времена. Для многих это стало делом всей жизни.
  6. Планируйте путешествие по регионам России с Яндекс Путешествиями. На сервисе вы легко найдёте выгодные билеты и подберёте самое комфортное жильё. После бронирования вы получите кешбэк баллами Плюса, которые можно потратить в следующих поездках.

Полезные ссылки

Не только хохлома: 10 видов росписи в России, о которых вы могли не знать

От борцоки до жареного молока: какие необычные блюда попробовать в регионах России?

Текст: Ксения Чередина для Яндекс Путешествий

Подписывайтесь на наш Дзен и путешествуйте лучше всех!