Найти в Дзене
Gedonistica

Пироги, байки и налимья печёнка: гастрономические приключения Гиляровского

Владимир Гиляровский Гиляровский обладал редким даром: он писал о еде так, что страницы буквально пахнут расстегаями, свежим ситничком и горячим чаем. Его тексты хочется не читать, а есть ложкой. Он заходил в трактир не только поесть, его интересовало всё: насколько горячий самовар, о чём гудит публика и свежа ли налимья печёнка. Для него трапеза была живым существом: шумным, переменчивым, тёплым. Гиляровский стал летописцем дымной, щедрой московской кухни с шумом тарелок и свистом самоваров. Русский трактир, эскиз. «Кузьма подвинул к себе расстегай, взмахнул пухлыми белыми руками, как голубь крыльями, моментально и беззвучно обратил рядом быстрых взмахов расстегай в десятки узких ломтиков, разбегавшихся от цельного куска серой налимьей печенки на середине к толстым зарумяненным краям пирога. — Розан китайский, а не пирог! — восторгался В. П. Далматов.» Кто бы ещё увидел в расстегае китайский розан? У Гиляровского еда — это поэзия, а трактир — сцена большого московского спектакля. Для
Владимир Гиляровский
Владимир Гиляровский

Гиляровский обладал редким даром: он писал о еде так, что страницы буквально пахнут расстегаями, свежим ситничком и горячим чаем. Его тексты хочется не читать, а есть ложкой.

Он заходил в трактир не только поесть, его интересовало всё: насколько горячий самовар, о чём гудит публика и свежа ли налимья печёнка. Для него трапеза была живым существом: шумным, переменчивым, тёплым. Гиляровский стал летописцем дымной, щедрой московской кухни с шумом тарелок и свистом самоваров.

Русский трактир, эскиз.
Русский трактир, эскиз.

«Кузьма подвинул к себе расстегай, взмахнул пухлыми белыми руками, как голубь крыльями, моментально и беззвучно обратил рядом быстрых взмахов расстегай в десятки узких ломтиков, разбегавшихся от цельного куска серой налимьей печенки на середине к толстым зарумяненным краям пирога.

— Розан китайский, а не пирог! — восторгался В. П. Далматов.»

Кто бы ещё увидел в расстегае китайский розан? У Гиляровского еда — это поэзия, а трактир — сцена большого московского спектакля.

Для него московский трактир — это место, где кипела жизнь. Здесь заключали сделки на сотни тысяч, мирились давние недруги, ели и спорили, пили чай без сахара в пост, вспоминали молодость и начинали новую жизнь. В Москве тех времён редко спрашивали «где встретимся?»

Говорили: «в каком трактире?»

«Извозчик с холоду любил что пожирнее…

— Принеси-ка на двугривенный рубца. Да пару ситничков захвати или калачика!

А постом:

— Киселька горохового, да пусть пожирнее маслицем попоснит!»

Он точно знал, где стерлядка «живенькая, как золото», где сомовина особенно жирна, а где ситнички подают горячими, что пар поднимается столбом.

Как он ярко подмечает детали!

«Старинные кубки, стопы, стопочки…

-3

Меню — допетровских времён…

Шампанское в огромном серебряном жбане, в ведро величиной, и черпали вино серебряным ковшом, а пили кубками.»

У вас уже разыгрался аппетит?

«Пельменей… было приготовлено 2500 штук: и мясные, и рыбные, и фруктовые в розовом шампанском… И хлебали их сибиряки деревянными ложками…»

Все эти строки невозможно написать без любви. Гиляровский был влюблён: в Москву, в её людей, в её невероятную кухню.

Эх, вот она, Москва, которой больше нет…

-4

Но на один вечер мы попробуем её вернуть!

Мы воссоздадим атмосферу старомосковского застолья: яркую, щедрую и немного авантюрную.

10 января на «Ужине по Гиляровскому: Москва и москвичи» вас ждет:

• Оливье с телячьим языком и копчёной семужкой

с рассказом обо всех салатных интригах конца XIX века.

• Селянка с осетринкой и лососинкой — настоящая «манность небесная».

• Кулебяка трёхслойная

поросёнок, гречка, капустка с тмином — архитектура старомосковского вкуса.

• Гурьевская каша десертная

та самая, ради которой князья специально приезжали в Москву.