Сегодня тревога стала универсальным переживанием, почти новой грамматикой повседневности. Однако философия XX века — и прежде всего Мартин Хайдеггер — предлагает более тонкий взгляд: тревога, или страх, (Angst) не является эмоциональной «ошибкой» или случайным сбоем психики. Хайдеггер утверждает, что именно тревога открывает человеку самого себя, как если бы она мягко, но безжалостно убирала привычные декорации мира. Ведь в тревоге мы ощущаем не просто «мне плохо», а скорее «я не знаю, кто я в этом мире, но именно это незнание и есть моё подлинное положение». Страх имеет объект. Тревога — нет. И это меняет всё. Хайдеггер различает страх (Furcht) и тревогу (Angst) не ради лингвистической игры. Разница тут онтологическая. Страх — это всегда страх перед чем-то. Он имеет адрес и конкретику. Тревога же — беспричинна. Она не направлена на объект, и потому действует сильнее. В эссеистическом смысле можно сказать, что тревога — это не реакция на угрозу, а прикосновение к фундаментальной неуст
Тревога как форма мышления: что говорил Хайдеггер и почему это актуально сегодня.
7 декабря7 дек
569
2 мин