Здравствуйте, дорогие читатели.
На днях, листая каналы, я наткнулся на какое-то современное юмористическое шоу. Стендап называется. На сцене стоял молодой человек и очень громко, с нажимом, рассказывал что-то, что, по идее, должно было быть смешным. Зал ухал, аплодировал, а я... сидел и чувствовал себя неловко. Даже немного стыдно.
И чтобы как-то смыть это странное послевкусие, я включил старую, засмотренную до дыр «Бриллиантовую руку». И знаете, на фразе «Будете у нас на Колыме — милости просим!» я снова смеялся. Искренне, тепло и без всякого чувства неловкости. И в этот момент я поймал себя на мысли: куда же он пропал, этот хороший, добрый юмор? Почему гениальные комедии Гайдая и Рязанова можно пересматривать бесконечно, а от многих современных «комедий» хочется просто выключить телевизор?
«Шутка, которая живёт 50 лет»: В чём секрет Гайдая и Рязанова?
Давайте попробуем разобраться. Ведь дело не в том, что «раньше трава была зеленее». Секрет их юмора, как мне кажется, кроется в нескольких очень важных вещах.
Во-первых, это юмор характеров, а не просто гэгов. Трус, Балбес и Бывалый — это не просто три дурачка. Это три гениально прописанных типажа, чьи поступки смешны, потому что они абсолютно логичны для их характеров. Мы смеёмся над нелепым Новосельцевым, потому что узнаём в нём эту робость и неуклюжесть. Мы хохочем над Шуриком, потому что его наивная интеллигентность в столкновении с реальностью рождает массу комичных ситуаций. Шутки Гайдая и Рязанова — это не набор анекдотов. Это жизнь, доведённая до лёгкого абсурда.
Во-вторых, это юмор ситуаций. Вспомните «Гараж» Рязанова. Ведь это трагикомедия! Людей заперли и заставили решать, кто из них «лишний». Страшно? Да. Но как же смешно, когда интеллигентные с виду люди начинают вести себя как пауки в банке! Или «Ирония судьбы» — история о том, как типовая застройка и пьянство довели человека до чужой квартиры. Смешно, потому что в этом есть доля правды нашей жизни.
И в-третьих, это юмор слова. «Наши люди в булочную на такси не ездят!», «Красота — страшная сила!», «Какая гадость эта ваша заливная рыба!». Эти фразы ушли в народ не потому, что их повторяли сто раз. А потому, что они остроумны, точны и гениальны в своей простоте. Это был юмор, который уважал зрителя, считая его умным собеседником.
«Юмор ниже пояса»: Что пошло не так с современными комедиями?
А теперь давайте посмотрим на то, что нам часто предлагают сегодня под видом юмора. Я не хочу огульно ругать всё, но если взять за символ тот же Comedy Club или многие современные кинокомедии, то картина вырисовывается печальная.
На смену характерам пришли плоские карикатуры. Вместо сложных, смешных персонажей — набор масок: тупая блондинка, быдловатый гопник, жадный чиновник. Они не живут, они просто отрабатывают свой стереотип.
На смену юмору ситуаций пришёл юмор физиологии. Основными темами для шуток стали те, что «ниже пояса». Это самый лёгкий путь — пошутить про туалет, секс или пьяную выходку. Это вызывает быструю и громкую реакцию, ту самую «ржаку». Но у такого смеха нет послевкусия. Он как фастфуд: быстро насытил и тут же забылся, оставив лёгкую изжогу.
А главное — юмор стал злым. Очень часто он построен на унижении. На том, чтобы высмеять кого-то — его внешность, его акцент, его мнение. Это смех не вместе с героем, а над ним. И когда ты видишь, как на сцене унижают человека, а зал над этим хохочет, становится не смешно, а жутко. Это смех от жестокости, а не от остроумия.
«Смех сквозь слёзы» против «ржаки ради ржаки»
Вот, мне кажется, и есть главный водораздел. Великие советские комедии почти всегда были «печальными комедиями». Мы смеялись над героем Юрия Деточкина, но в то же время сочувствовали ему. Мы умилялись чудачествам героев «Служебного романа», но понимали, что за этим стоит их глубокое одиночество. Это был «смех сквозь слёзы», смех, который очищал и делал нас чуточку добрее.
Современный юмор — это часто «ржака ради ржаки». Его цель — не заставить задуматься, а помочь отвлечься. Не вызвать сопереживание, а просто громко поржать и забыть. Это не хорошо и не плохо, это просто другой жанр. Жанр аттракциона, а не искусства.
Вместо финала
Так что же получается? Юмор Гайдая и Рязанова был построен на любви — к своим героям, к своему зрителю, к своей стране. А коммерческий юмор нашего времени часто построен на цинизме и желании быстро «срубить кассу» на самых примитивных инстинктах.
И когда я в сотый раз смотрю, как Семён Семёныч Горбунков падает на арбузной корке, я смеюсь не над тем, что человек упал. Я смеюсь от радости узнавания этого доброго, нелепого, такого родного человека. И этот смех лечит душу. А от современного «юмора» душу иногда хочется спрятать подальше.
А вы как думаете? Может, я просто брюзга и ворчун? Мы действительно разучились смеяться над тонкими шутками, или нам просто перестали их предлагать? И есть ли современные комедии или комики, за которых вам не стыдно?
Напишите в комментариях, очень интересно ваше мнение.
Удачи вам, хорошего настроения и только доброго смеха!
До встречи.
С уважением, Дмитрий.
Если вам понравилось, подпишитесь, пожалуйста, на канал и прочтите также мои прошлые лучшие статьи: