Коль пошла, как говорится, такая пьянка... Если Греция и Ионийский полуостров были в Причерноморье, то может и Египет был где-то по соседству? Африканская долина Нила с её пирамидами – это все-таки кладбище. Здесь людей хоронили. А где они жили?
И вот ярчайший пример того, как изучая письменные свидетельства об одной территории, ученые смотрят на другую и придумывают для неё совершенно иную, невероятной древности эпоху.
Египет как часть Греции
Очень смущают союзы Египта как с Древней Грецией, так и с Золотой Ордой. Кажется, не очень сподручно африканцам выстраивать такие соседские отношения.
Из письменных источников мы знаем, что Египет после его завоевания Александром Македонским стал по факту Грецией. В Египте было деление страны на греческие номы (префектуры). В Египте был даже ном Геракла. В Египте была столица Македонской империи Александрия. Там прославлялись греческие Боги. Вся культура Древнего Египта была проникнута эллинизмом.
В качестве небольшого отвлечения
Если внимательнее посмотреть на официальную точку зрения, насколько все-таки странным с позиции здравого смысла выглядит то, что Александр Македонский, правитель крошечного государства, имея у себя под боком крайне агрессивных соседей, отправляется из своей страны вместе с армией в пеший экзотический тур через северную Африку куда-то в Индию. Для чего? Посмотреть мир? Не имея ни какого представления о том, куда он идет, с кем и с чем там столкнется.
- Он таким образом в походе объединил в одно государство и египтян, и индийцев, и персов и еще массу других народов.
- "Александр Македонский, конечно герой", но такое возможно разве что в компьютерной игре или сказке, в отличие от реальности, законов которой наши историки вообще, кажется, не хотят понимать.
Допустим, что можно за 10 лет промчаться, как «неуловимый Джо» по прерии, по всем этим территориям. И оставить после себя сожженные и разграбленные селения. Хотя и это сомнительно. У тебя на хвосте всегда будет армия желающих с тобой поквитаться. А тебе нужен обоз, чтобы тащить за собой провиант и награбленное, иначе какой смысл в этом походе? Нужно что-то делать с больными и ранеными, которых становится все больше. А дееспособных воинов - все меньше. Дошел Наполеон аж до Москвы. И что? За несколько месяцев исчерпал весь внутренний ресурс. Бросил остатки армии и бежал.
Но даже если ты сумел выдержать 10-летний рейд длиной много тысяч километров по враждебным тебе территориям, новое государство ты этим походом все-равно не создашь. Нужна, как минимум, оперативная система коммуникаций между всеми завоеванными провинциями и каким-то административным центром. Почему Золотая орда и создавала систему ямской гоньбы (почтовых станций). А еще нужны лояльные чиновники в каждом городе, в каждой крепости.
Напомню еще раз и слова Страбона, который писал: «И общеизвестные рассказы, сочиненные для прославления Александра, не находят всеобщего признания; их сочинители думали больше о лести, чем об истине. Так, например, они переносят название «Кавказ» с гор, возвышающихся над Колхидой и Евксинским Понтом, на Индийские горы и лежащее поблизости от них Восточное море. Ведь только эти горы, находящиеся от Индии на расстоянии свыше 30 000 стадий, греки называли Кавказом... В самом деле, эти горы были самыми отдаленными из известных в то время людям… Правда, Александру было бы больше славы покорить Азию вплоть до Индийских гор, чем до самой отдаленной части Евксинского Понта и Кавказа… – все это послужило причиной, почему писатели думали польстить царю, перенеся имя Кавказа на Индию»[1].
Так какой Египет завоевал Александр Македонский, дойдя только до Кавказа? Тем более стоит прислушаться к этим словам, если Древняя Греция была в Причерноморье.
Египет и Золотая Орда
А в работе С. Закирова «Дипломатические отношения Золотой Орды с Египтом (XIII-XIV вв.)»[2], автор сообщает о таком тесном политическом союзе между ними, что «…переписка в Золотой Орде велась главным образом с Египтом, а канцелярское делопроизводство, процедура переписки, внешняя форма её соответствовали таковым в Египте. То же можно в известной мере сказать и о придворном этикете и государственной иерархии золотоордынского двора».
Вот оказывается как! Какой странный у нас Египет. То он весь греческий, то тюркский золотоордынский.
Кроме того, нам известно, что египетский султан в своих письмах к визирю Золотой Орды подписывался «родитель его». Об этом, например, пишет российский историк В. Егоров в монографии «Историческая география Золотой Орды в XIII-XIV веках».
А из письменных источников самого Древнего Египта нам известно, что визирем в этом государстве назначался, действительно, именно сын правителя (см. Об истории письменности. Часть 1. Значение бумаги. https://dzen.ru/a/aS_pWfyxBVTCwgcB).
То есть Египет был не просто частью Золотой Орды. А даже, похоже, что главнейшей («Родитель его»)?
Черкесия
А когда в конце XIV века Золотая орда разваливается, тюркскую династию в Египте сменяет династия черкесских султанов. И государство начинает называться соответственно Черкесским. Теперь Египет у нас еще и черкесский!
Для людей не очень посвященных в разные исторические перипетии, это может показаться не очень умной шуткой. Но это так. Под этим названием, так называемый Египет, и существовал предположительно с 1382 по 1517 годы.
За власть в этой Черкесии между собой сражаются, как и положено, черкесы, абхазы, причерноморские кипчаки, армяне, грузины. Историки настаивают, что все это происходило именно в Африке. Просто всех этих людей кто-то привозил в Египет (простите, в Черкесию) специально в качестве рабов. Но рабов каких-то до невероятности странных. Стоит им только туда прибыть, как они получают самые высокие государственные должности. Видели где-нибудь такое? Весь этот бред наши ученые сообщают, совершенно серьезно.
И при этом, что особенно удивительно, те же события в то же время происходят и на Кавказе. Черкесия после развала Золотой Орды формируется и здесь. Пик её могущества приходится на время Инала Великого верховного князя Черкесии (предположительно с 1427 по 1453г.г.), который создает единое Черкесское государство. И это уже не про Африку.
А вот и Геродот (предположительно живший около 484 г. до н. э. — около 425 г. до н. э.) тоже добавил нам интриги, написав о Колхиде: «Ведь колхи, очевидно, египтяне: я высказываю это мнение, сам пришедши к нему прежде, чем услышал от других, а так как это заинтересовало меня, то я расспрашивал тех, и других, и колхи лучше помнили египтян, нежели египтяне колхов. Египтяне говорили, что, по их мнению, колхи происходят от Сезострисова войска».
Напомним, что Сесострис или Сезострис - это полумифический египетский правитель. Он как и Александр Македонский, пытался объединить религиозные культы Египта и Греции. В частности, учредил культ бога Сераписа, которого изображали как греческого бога, но с египетской атрибутикой.
При этом, согласитесь, спрашивать Геродоту, что думают жители Африки о жителях Колхиды - странное занятие. Особенно в те древние времена, когда еще не было ни газет, ни телевидения. Но это странно, только если жители Колхиды и египтяне не жили по соседству.
Топонимика
Кто хоть немного знаком с античной историей, не мог, конечно, не запомнить давнюю дискуссию о том, насколько правомерно отождествлять древнее самоназвание египетского народа «кеми» с киммерийцами Крыма.
Но египтяне называли свою страну не только Та-Кемет, а еще и Та-мери. Предполагается, что в переводе это означает «Земля возлюбленная». При этом первое из дошедших до нас названий Азовского моря у меотов – Та-маринда, что переводят сегодня как «мать-моря».
Вот что писал Страбон об Александрии: «Выгоды положения города разнообразны; во-первых, площадь его омывается двумя морями: на севере так называемым Египетским морем, на юге же – Марейским озером, которое носит название Мареотиды. Озеро наполняется водой по множеству каналов, проведённых из Нила, как с верховьев, так и со стороны притоков; через эти каналы ввозится гораздо больше товаров, чем с моря, так что гавань на озере в действительности богаче морской гавани». И там же у Страбона: «Озеро Марея или Мареотида, простирающееся до Херронеса, шириной более 150 стадий, а в длину менее 300 стадий. На озере 8 островов, и все окрестности его хорошо заселены».
- Не очень понятно, какое разнообразие товаров могли поставлять в озерную гавань жители африканской пустыни. Тем более, что ни каких следов этой гавани ни античных времен, ни каких других в этой африканской лагуне так и не было найдено.
- Сильно ли отличаются названия озера Мареотида Египта и Маринда или Меотида (прошлые название Азовского моря)?
- А Херронес Египта и Херсонес Крыма разве не созвучны?
- И далее у Страбона об Египетских землях: «…затем следует Танитское устье, которое иные называют Саисским; в нём – большой город Танис». Может все-таки о Танаисе в устье Дона идёт речь?
И вспомним, что писал о проливе между Каспийским и Азовским морями Е.П. Савельев: «Все товары востока: Индии, Персии, Туркестана и даже Китая, говорит эта летопись, этим водным путем из Каспийского моря шли в р. Дон, на народное торжище города Танаиса, а оттуда далее на запад уже морским путем».
Может Танаис и был той озерной гаванью Египта, которая была богаче морской?
Мед и виноград Египта
Но продолжим поиски. Все тот же Страбон об известном ему Египте пишет: «урожай винограда в этой области такой хороший, что мареотийское вино разливают в сосуды, чтобы оно стало выдержанным».
Но из-за жаркого и засушливого климата северной Африки, а также низкого качества её почв неоднократные попытки заложить здесь хоть какие-то виноградники оказывались безуспешными вплоть до XX века.
Документы говорят о том, что Египет был крупнейшим производителем и экспортёром пшеницы. Ну не вяжется раздолье пшеничных полей с Африкой! Это не её почвы, не её климат.
Можно, конечно, предположить, что плодоносить виноградники и зреть пшеница в Африке могли тысячи лет назад во времена древнего царства. А потом произошли какие-то климатические изменения. Хорошо, допустим.
Но в советской историографии имеется солидная монография Л.А. Семеновой «Салах Ад-Дин и мамлюки в Египте»[3], написанная в основном по текстам египетского географа и историка АБУ-ЛЬ-АББАС АЛЬ–МАКРИЗИ (1364-1442г.г.). И вот какие сведения об уже средневековом Египте собрала для нас советский историк.
1. Это государство, действительно, называлось Черкесским.
2. Оно граничило с армянскими княжествами!
- Каково?! Как пришлось в очередной раз нашим историкам «натягивать сову на глобус», чтобы объяснять этот казус.
3. Земледелие наряду с торговлей и ремесленничеством было основной его доходной статьей. Главной фигурой мамлюкской деревни был крепостной крестьянин. Он отрабатывал барщину или платил поземельную подать.
4. Крестьяне должны были, среди прочего, поставлять требуемое количество леса (!) в государственные ведомства для постройки зданий и кораблей, для топлива или для продажи. А также поставлять сено. Представляете себе египтянина на сенокосе?
Сеяли в это время на полях лен, люцерну, ячмень, пшеницу. Разводили чеснок, горох, редис, репу, капусту, дыни, баклажаны. Налоги здесь брались не только с пахотных и сенокосных угодий, но и с пастбищ.
5. Во множестве в этот период в Египте, особенно при монастырях, возделывались оливковые, гранатовые сады и виноградники. Только в первой половине XIV века на землях Египта было разбито около тысячи новых садов.
- Каких монастырях?! Если почитать, например, воспоминания Наполеона о его египетском походе, то не встречал он там ничего кроме редких убогих селений.
6. Владельцы пчелиных ульев Египта выплачивали особый налог медом и воском. Это при том, что африканские пчелы в силу климатических особенностей, вообще, не ведут медосбора! Но нашим историкам подвластны и не такие чудеса.
7. Среди богатого сословия было широко распространено ношение дорогих мехов – соболя, бобра, рыси, белки, горностая.
- Предлагаю по этому поводу тоже почитать воспоминания Наполеона.
Знакомясь с этими фактами, все труднее представлять Африку.
Меотийское болото, как его называли древние, по своим природно-климатическим характеристикам несравненно больше подходит под описание плодородной илистой долины с райским мягким климатом, где росли виноградники и зрела пшеница, чем африканская пустыня. Тем более, что на найденных археологами в районе Фанагории древних монетах, как один из государственных символов, изображалось пшеничное зерно. Безусловно, это знак большого значения этой культуры в жизни местных народов.
Кстати, о монетах
Как центру международной торговли без них. Но оказывается, что на территории африканского Египта не найдено вообще ни каких монет этого государства. Ни периода «древних царств», ни средневековья, как и монет других государств. Хотя основная статья доходов его столицы Александрии, насколько мы знаем, была международная торговля.
Для сравнения приведём цитату из интервью с руководителем археологической экспедиции в Фанагории Владимиром Кузнецовым: «Каждый сезон, вскрывая один слой, мы находим несколько сотен монет. Вот умножьте несколько сотен монет на мощность культурного слоя. Получится, что миллионы только монет хранятся в Фанагории»[4].
Архитектура Египта
Да и с архитектурой получаются какие-то нестыковки. Страбон в своей «Географии» пишет, что Александрия была на треть застроена дворцами. Помимо этих многочисленных дворцов, там имелся театр, стадион, ипподром, гимнасия, храм муз, святилище Пана, Александрийский маяк, храм Посейдона. Там была знаменитая Александрийская библиотека, наконец.
Но морской порт Александрия, как и озерный, оказывается, тоже исчез. Как утверждают историки, это произошло «вследствие глубокого проседания грунта» как будто ещё в IV веке.
Хотя вот что писал об Александрии арабский путешественник Ибн Джубайр, посетивший этот город в 1182 году: «мы никогда не видели города со столь широкими путями к нему и столь высокими зданиями, более красивого и более населённого, чем он».
А это русский путешественник, торговый гость Василий, прошедший через Египет и Сирию в 1465-1466 гг.: "Египет град вельми велик, а в нем четырнадцать тысяч улиц..., да в иных улицах до 18 тысяч дворов, да во всякой улице по торгу по великому".
– Не могли же совершенно исчезнуть все без исключения дворцы, храмы Александрии.
– Не могли... но исчезли.
Имеется лишь современная реконструкция небольшого амфитеатра и реконструированная же крепость мамлюков Кайт-Бей. В общем, примерно тот же «джентльменский набор» исторического муляжа, с которым мы сталкивались на острове Родос: стилизованный под античность амфитеатр и под средневековье – замок. Это, если не считать, конечно, различных кладбищенских строений.
Египет
Да и само слово Египет - это не самоназвание страны. Египет - точнее «Ай-гипт(-ос)» - это название появилось довольно поздно. Уже в текстах греческих авторов.
Нужно отметить, что тюркская династия Ай-юбидов правила Египтом с 1169 по 1252 годы уже нашей эры. Невольно возникает подозрение, не об этом ли времени Ай-юбидов и рассказывают нам эти «греческие» тексты, посвященные Ай-гипту?
При этом в древнетюркском языке «Ай» означает красивый, чистый, светлый. Даже «святой». А еще слово «Ай» переводится с тюркского как месяц или луна.
Есть и башкирское родоплеменное объединение Ай, которое имело родовой знак (тамгу) в виде полумесяца или подковы. Такой же знак был и у представителей правившей в Египте тюркской династии Ай-юбидов.
Напомню, все эти греческие тексты обнародуются уже в Европе не ранее эпохи Возрождения, как вывезенные из погибшей Византии. Написанные, как минимум частью, а, возможно, что и полностью, арабской вязью.
Кубань
Кстати, говоря о Черкесии, невозможно пройти мимо особого значения лошадей в культуре здешних народов. Древнейшая порода, которую называют сегодня кабардинской распространена в верховьях реки Кубань. Лошадей здесь издревле выращивали как боевую породу.
В книге «Путешествия в Черкесию» её автор Эдмонд Спенсер, побывавший в Причерноморье в 1830 году писал: «Возможно, ни в одной стране в мире с лошадью не обращаются лучше, чем здесь; нет другого народа, который понимал бы лучше как управлять ею… черкесская лошадь обучается понимать каждое чувство, адресованное ей».
И древнее название реки Кубани было Гип-Ан(-ис) – что сегодня читается историками как Конная река.
И это созвучно с именем греческого бога Посейдона - Гиппий, что переводят сегодня как Конный. Считалось, что существованием лошадей и коневодства люди обязаны именно этому Богу, который создал коня и научил смертных управлять им. Поэтому он и имел прозвище Гиппий (Конный). И изображался мчащимся по воде на конной колеснице.
Трудно не заметить тогда и Кип-чаков (кип-саков?). На многих тюркских языках (например, татарский, крымскотатарский) слово «кипчак» означает «колесо» или «колесница».
А еще скифы известны своими Киб-ит-ками. Это жилище скифов, приспособленное к их кочевому образу жизни. Это крытые повозки с изогнутым верхом, которые использовались и как транспортное средство, и как жильё. Для ночлега кибитки снимали и ставили на войлочные циновки, расстеленные на земле. В случае опасности кибитки располагали кругом, превращая в укреплённый стан. По типу "только бурка казаку во степи подруга..."
Возможно, Египет - это Ай-Кип-Ат (Ат в тюркских языках, действительно, означает конь). Что-то вроде "Лунное колесо или колесница небесного коня".
Итог
В общем, мы должны констатировать - на северном побережье Африки нет ни каких следов античного торгового города. Ни порта, ни дворцов, ни монет, которые сопровождают любые торговые отношения.
Климат и природный ландшафт Африки не дают оснований говорить, что там могли заготавливать лес для строительства кораблей и зданий, сено для зимовки скота, мед, выращивать оливки, гранаты, виноград и пшеницу.
То, что Египет был частью Золотой Орды, а после её развала Черкесией - явно указывает на территорию Восточного и Северного Причерноморья. Об этом же говорят названия природных объектов и населенных пунктов, упоминаемые в текстах древних авторов.
Похоже, что Египта, действительно, было два - Верхний и Нижний. Нижний - больше торговый и более интеллектуальный. Верхний - больше военный, сила которого была в боевых колесницах. Но именно его правитель пытался соединить две культуры в одну.
Эллинизм был связан со священным тюрко-арабским словом Эль. Эллада - это Эль-Ат - страна лошадей.
По всей видимости, центром Нижнего Египта была река Кубань (Киб-Ан, Гип-Ан(-ис)).
Если это тюркский след, «уши» которого начинают торчать все больше, то самое время вспомнить о тюркской Великой матери Ум-Ай-Ана. Она же позднее проявится как Великая мать Киб-элла в Европе, превратившись в еще более позднее учение Каббала.
А Верхний Египет больше был связан с рекой Тан-аи(-с) -Те-Ан-Ай, став в какой-то момент мужским началом Де-он(-исом), Доном.
Учитывая, что в ранних письменах гласные звуки отсутствовали, реку Н-ил, можно прочитать и по тюркски «АН-Эль». Мать - дарительница плодородия, владычествующая над горами, лесами и зверями.
[1] Страбон. География Книга XI, 5,5.
[2] https://djvu.online/file/BUeiF9aAzf7Tg
[3] https://na5ballov.pro/lib/azia/3908-semenova-lv-salah-ad-din-i-mamlyuki-v-egipte.html
[4] Газета.ru https://web.archive.org/web/20210813140522/https://www.gazeta.ru/science/2014/07/25_a_6145113.shtml