Найти в Дзене
Internetwar. Исторический журнал

Воевода. Роман больше, чем о Пожарском

Суперобложка книги. В девяностые годы издательство «Армада» выпускало хорошие серии книг. Хорошие по тем временам. «Романовы», «Рюриковичи», «Русские полководцы» и массу других тематических серий романов. Романы внесерийные издательство объединило в серию «Россия. История в романах». Вот в этой обобщенной серии в 1996 году и вышел роман «Воевода» Дмитрий Евдокимова. В самой книге написали «Печатается впервые». Но в этой формулировке изрядная доля лукавства. Равно как и заявление «роман о Дмитрии Пожарском» в общем-то не соответствует действительности. Дмитрий Валентинович Евдокимов (1937-2009) по образованию историк, по роду деятельности журналист, впервые напечатал «Воеводу» в 1990 году. А дальше, видимо, то же блюдо, но под другим соусом и вышло в «Армаде». Потом эта книжка, но уже как «Дмитрий Пожарский» выходила еще когда-то где-то. Самое честное название имело издание 2001 года: «Дмитрий Пожарский: Летопись Смутного времени». А теперь заглянем под обложку этого действительно объем
Суперобложка книги.
Суперобложка книги.

В девяностые годы издательство «Армада» выпускало хорошие серии книг. Хорошие по тем временам. «Романовы», «Рюриковичи», «Русские полководцы» и массу других тематических серий романов. Романы внесерийные издательство объединило в серию «Россия. История в романах».

Вот в этой обобщенной серии в 1996 году и вышел роман «Воевода» Дмитрий Евдокимова. В самой книге написали «Печатается впервые». Но в этой формулировке изрядная доля лукавства. Равно как и заявление «роман о Дмитрии Пожарском» в общем-то не соответствует действительности.

Дмитрий Валентинович Евдокимов (1937-2009) по образованию историк, по роду деятельности журналист, впервые напечатал «Воеводу» в 1990 году. А дальше, видимо, то же блюдо, но под другим соусом и вышло в «Армаде».

Потом эта книжка, но уже как «Дмитрий Пожарский» выходила еще когда-то где-то. Самое честное название имело издание 2001 года: «Дмитрий Пожарский: Летопись Смутного времени».

А теперь заглянем под обложку этого действительно объемного труда – свыше 500 страниц.

Художественная вариация на тему воззвания Минина.
Художественная вариация на тему воззвания Минина.

Книга на самом деле в большей степени «Летопись Смутного времени», чем роман о Дмитрии Пожарском. Действие начинается в 1599 году и продолжается до избрания царя Михаила. А дальше уже в виде эпилога бегло последние 30 лет жизни Пожарского.

И по большей степени повествование не имеет к Пожарскому никакого отношения. Я бы даже сказала, что здесь в качестве героев куда больше присутствуют наемники Маржерет и Буссов да купец Исаак Масса.

Оно и понятно – автор чрезвычайно обильно цитирует выдержки из их книг. И во многих описаниях явно опирается на эти источники. Кроме того, не в малой степени цитируются и летописи. Книга вообще порой напоминает науч-поп, а не роман.

Хотя в большей степени является романом с диалогами, вымышленными отношениями между персонажами, с характерами и даже загадками. Загадки тут полудетективного содержания вроде судьбы библиотеки Иоанна Грозного или тайны сокровищ Дмитрия Самозванца.

Но в центре всё же остаются основные события Смуты. Царствование Бориса, появление Лжедмитрия, заговор Шуйского, Иван Болотников и так далее вплоть до Московского сражения августа 1612 года.

Пожарский изредка появляется. И поначалу больше в качестве притянутой за уши вымышленной фигуры – фактов-то о его жизни и службе до 1609 года у нас кот наплакал. Я уж плакался по этому поводу в своем цикле очерков о Пожарском:

К чему эта фотка из моей поездки в Новгород? Может быть дальше по тексту будет понятно.
К чему эта фотка из моей поездки в Новгород? Может быть дальше по тексту будет понятно.

Ну что ж, такой роман-хроника не просто имеет право быть. Он даже полезен. Он в более простой форме вводит в тему не сильно знакомых с ней читателей. Однако при этом автор, не предупреждая, в качестве основной выбирает какую-либо из спорных версий. Порой весьма неожиданную.

Например, в «Воеводе» Дмитрий Евдокимов из всего обилия версий происхождения Лжедмитрия выбирает, пожалуй, самую неочевидную. Дескать, царевич Дмитрий на самом деле – Рюрикович. И даже потомок Василия III. Однако не по линии Ивана Грозного, а по линии Георгия-Кудеяра. Того самого сына Василия, якобы рожденного в монастыре его первой женой Соломонией Сабуровой. Опа, вот вам и распишитесь!

На ход истории, на сшивку прочих данных выбор этой версии не влияет. Но как-то слегка припекает, что ли. Ну да Бог с ним. Таких спорных моментов Евдокимов выбрал немного.

Куда хуже в книжке с анахронизмами. Терминологической строгости тут не наблюдается. В прямой речи персонажей можно поймать такие слова или словосочетания из другой эпохи: Иван Четвертый, Василий Третий, Ливонская война и многие другие.

Крайне позабавил такой момент (отношу его не на счет автора, а на счет редактора). Попалась фраза: «Стрельцы, стоявшие кто как, опершись о берданки, гордо приосанились». Это просто прелестно. Берданки вместо бердышей.

Ну вот, как-то так. Книжку я всё-таки рекомендую. Правда, не как роман о Пожарском, но как более или менее легкое описание в целом событий Смутного времени. Может быть, кому-то будет интересно, как мне было интересно 30 лет назад. Да и сейчас перечитал не без удовольствия.

------

Все книги "Книжной полки" канала:

Книжная полка | Internetwar. Исторический журнал | Дзен