Рубрика "Стар Трек: космический уровень психологии общения". Выпуск 55. Сезон 2, серия 14 "Волк в овчарне" ("Wolf in the Fold").
В самом начале этой серии есть крошечный эпизод (без преувеличения – он длится всего полминуты), который поднимает весьма масштабную и щекотливую тему.
В центре эпизода – Скотти, главный инженер и второй помощник капитана. Да, Скотти мне не нравится, этого я даже скрывать не буду. Наверное, это и так было понятно, хотя бы после этой статьи – тем, кто ее читал:
Несмотря на то, что Скотти не герой моего романа, я постараюсь сохранить, насколько это возможно, какую-то объективность относительно его персоны.
Итак, в чем суть эпизода. После того, как Скотти, капитан Кирк и доктор Маккой посмотрели выступление танцовщицы, последовали "аплодисменты".
Все гости воспользовались специальными мигающими устройствами, расположенными на столах, чтобы выразить восхищение танцем, но Скотти начал остервенело колотить экспрессивно стучать рукой по столу. Капитан Кирк сделал ему замечание:
– Скотти, Скотти! На Аргелиусе пользуются огоньками!
– Не учите завсегдатая абердинских баров аплодировать, капитан! – с искренней и наивной улыбкой отвечает Скотти.
Вот, собственно, и весь инфоповод для дальнейших рассуждений и обсуждений.
В эпоху болезненной толерантности и глобальной дружбы народов тема весьма щекотливая.
С одной стороны, Скотти взрослый мальчик, и сам знает где и как себя вести. Он хочет сохранить свое право на самовыражение, и его трудно за это осудить. Возможно, для него это нечто большее, чем самовыражение – это вопрос аутентичности, под которой обычно понимают способность сохранять свою индивидуальность, быть искренним, естественным в своих проявлениях, оставаться верным себе, своим вкусам, взглядам, убеждениям, чувствам при любых обстоятельствах, даже под давлением социума.
Звучит как хорошее качество... Но. Тут много "но". Но что делать, если твои вкусы, взгляды и убеждения нарушают правила приличия, традиции (если не законы)? Но что произойдет, если в общественных местах все начнут проявлять свою аутентичность? Но как примирить между собой представителей разных культур с разными моральными и эстетическими ценностями? Но что делать с традициями хозяев, если ты сам – гость на их территории?
Когда-то были славные добрые времена, когда я любила посидеть в хорошем ресторане с хорошей компанией и хорошей сигареткой. Это была особая культура, особый вид досуга... Да, не всем это было по душе, но в хороших ресторанах были залы для некурящих, так что никто никого не напрягал. А потом, когда всё это отменили, как-то странно стало сидеть в ресторане кроме как "для покушать". Но ведь все это приняли. Никто теперь не дымит в ресторанах, заявляя, что закон посягает на его аутентичность! Ах, ну да, это же закон, а не просто обычай.
Недавно услышала в очереди такой разговор:
– Представляешь, я в нашу поликлинику вчера прихожу, а там врач в кабинете... сидит в хиджабе. Я попросила меня к другому специалисту перезаписать, не пошла... к этой. У нас вроде как светское государство, разве нет? Я не хочу, чтобы в госучреждении меня лечили в религиозной одежде.
И да, вроде бы у нас свобода вероисповедания и было бы неплохо с уважением относиться к традициям представителей других культур, но... нашу культуру им тоже было бы неплохо уважать. Что касается спорта, так там этот вопрос стоит особенно остро и пока не сказать, что конструктивно решается. Я, честно, даже не знаю, как на это реагировать. У нас в городе много мусульман, много индийцев (уж не знаю, какой веры), встречаются те, кого как ни назови, всё равно выйдет неполиткорректно... Это часть повседневности, никто и внимания не обращает, но всё же есть определенные ожидания: ты к нам приехал, ты наш гость, уважай то, что здесь принято.
Как-то ужинала в ресторане итальянской кухни с евреем, который очень щепетильно относился к тому, чтобы сохранить свою аутентичность. В частности, ему нельзя было есть одновременно мясное и молочное. Ну, паста и лазанья сразу оказались в черном списке... Вообще мало что ему подходило. Но что-то он в меню выбрал. Никакого конфликта, никаких сложностей, никаких проблем с аутентичностью не возникло. Но ведь и не напрягало никого, никого не касалось – вот меню, заказывай, что хочешь, в рамках предложенного выбора.
А когда Скотти колотит ладошкой по столу, это уже не тихо, не мирно, не красиво и не уместно. Скотти выглядит как необразованная голытьба, которую пустили на обед к дворянам.
Кирк и Маккой тоже, возможно, умеют "аплодировать" иначе, но даже не пытаются этого делать – ведут себя как интеллигентные, образованные, культурные люди. Они могут уважать чужие обычаи, а Скотти – нет? Почему-то мне кажется, что конкретно в его случае аутентичность закончилась в каком-то из тех баров, где он был завсегдатаем. Продемонстрировать свое неуважение к традициям планеты, на которой Скотти – гость, это уже не про аутентичность. Как по мне, так это уже как раз про хамство.
И даже искренность Скотти не оправдывает. Заявляя что-то из разряда "не учите меня жить, капитан", Скотти выглядит не искренне, а самоуверенно. Причем это самоуверенность соседского алкоголика, который в приличном обществе напоминает всем, что не надо его учить пить. Скотти как тот парень, который презирает почтенную и чопорную публику, а потому трубно сморкается прямо посреди первого акта "Лебединого озера".
Вообще мне сложно понять, как Скотти стал главным инженером и вторым офицером на корабле... Если Кирка, Спока и Маккоя легко воспринимать как команду, как людей одного круга, то Скотти как-то... выбивается. Что ж, буду считать это его шотландской аутентичностью и невыразимым самобытным вайбом.
P.S. Мне, определенно, стоит задаться вопросом, почему мне не нравится Скотти. Тут явно что-то личное... Ведь если кто-то не нравится, сто процентов, имеют место проекции.
Как лично вы относитесь к людям, которые стремятся демонстративно проявлять свою аутентичность, быть собой, вступая в конфликт с социальными нормами?