Иисус Христос на суде у Пилата
Есть люди, которым история отказала в праве на забвение. Понтий Пилат — один из них. Он вынес приговор, умыл руки и исчез со страниц достоверных хроник. Но человеческое воображение не терпит пустоты. Там, где молчат документы, начинают говорить легенды.
Понтий Пилат - человек, чье имя мы повторяем всякий раз, произнося Символ веры, остается для истории фантомом. О реальном Пилате мы не знаем почти ничего, кроме нескольких сухих строк у Тацита и Иосифа Флавия да пары найденных монет и надписей. Но парадокс заключается в том, что именно эта пустота породила невероятно богатую, противоречивую и совершенно фантастическую посмертную биографию римского всадника.
Описание монеты: Прута. Прокуратор Понтий Пилат. Иудея. Иерусалим. (31 -33 год н.э.)
Аверс – Загнутый жреческий жезл – Литуус, круговая легенда TIBEPIOY KAICAPOC. Понтий Пилат, конечно, не имел права чеканить монету от своего имени.
Реверс – Венок из лавра, в нем дата греческими буквами. Внутри венка дата LIZ 17 год правления императора Тиберия.
Это 30/31 год новой эры.
«Надпись Пилата» из Кесарии Приморской. Надпись гласит: [Этот] Тивериад был построен Понтием Пилатом, префектом Иудеи.
Сразу же после евангельских событий пути посмертной репутации Пилата расходятся кардинально, образуя пропасть между Востоком и Западом.
Взгляните на Восток. Здесь, в теплом мареве коптских и эфиопских преданий, Пилат неожиданно обретает ореол святости. Раннехристианские авторы, такие как Тертуллиан, были убеждены: в душе своей Пилат был христианином. Разве не он отказался менять надпись на кресте "Царь Иудейский"? Разве не он сказал фарисеям свое знаменитое "что я написал, то написал"? Для восточной традиции эти слова стали не упрямством чиновника, а исповеданием веры.
На коптской иконе Пилат с нимбом справа — умывает руки.
В Эфиопской церкви до сих пор 25 июня чтут память святого Пилата. Копты пошли еще дальше, объявив его мучеником, принявшим смерть за Христа. Существует удивительный коптский папирус (часть которого чудом уцелела после кораблекрушения), где черным по белому написано: Пилат верил в Того, кого распял. Более того, апокрифы вроде "Евангелия от Петра" или "Деяний Пилата" (созданных, вероятно, в IV веке) старательно отбеливают римский плащ наместника. В этих текстах вся вина перекладывается на иудейских первосвященников и толпу. Пилат здесь — трагическая фигура, заложник обстоятельств, который даже читает иудеям мораль, ссылаясь на их же Писание. Иосиф Аримафейский в этих легендах называет его «человеком с обрезанным сердцем», признавая в нем духовного брата.
Совсем иная картина открывается, если мы обратим взор на суровый Запад. Здесь, в сумраке средневековой Европы, не было места жалости к "богоубийце". Западное воображение требовало возмездия, и оно его сотворило — жестокое, изощренное и бесконечное.
Средневековые авторы не могли смириться с тем, что Пилат мог умереть спокойно. Нет, такой грешник должен был страдать. И вот рождается легенда о его страшном конце. По одной из версий, император Тиберий, узнав о казни пророка-целителя (которого он сам надеялся призвать для лечения), в ярости вызывает Пилата в Рим. Но Пилат, хитрец, является пред очи кесаря в "нешвенном" хитоне Христа. Пока святыня на нем, император не может излить свой гнев. Но стоит сорвать с наместника одежду, как ярость владыки обрушивается на него со всей мощью.
Далее следует самоубийство. Но смерть — это не конец, а лишь начало злоключений тела. Труп Пилата, согласно западным легендам, был настолько пропитан злом, что сама земля и вода отказывались его принимать. Его бросили в Тибр — река вскипела, наводнив Рим и призвав демонов. Тело извлекли и отправили во Францию, к городу Вьенн (народная этимология тут же связала название Vienne со словом Gehenna — Геенна), где сбросили в реку Рону. Но и Рона извергла проклятые останки.
В конце концов, тело — или то, что от него осталось, — забросили в альпийское озеро близ Люцерна, у подножия горы, которую стали называть Пилатус. Именно там, среди холодных скал, призрак бывшего наместника якобы обрел свое беспокойное пристанище. Путешественники веками шептались, что раз в год можно увидеть фигуру в тоге, которая вечно умывает руки в ледяной воде. Видение это, разумеется, не сулило ничего, кроме скорой смерти.
Средневековье не ограничивалось посмертными муками. Ему требовалась предыстория — такая же мрачная, как и финал.
Иаков Ворагинский (XIII век) включил в свою «Золотую легенду» биографию Пилата, оговорившись с редкой для того времени осторожностью: «мы читаем в одной повести, по-видимому, не вполне достоверной». Король соблазняет девушку по имени Пила, дочь мельника Атуса. Рождается внебрачный сын. Его называют Пилатом (Пилатусом) — по имени матери и деда. Ещё в детстве он убивает сводного брата, законного принца. Бежит. В Риме сходится с сыном французского короля — и тоже убивает его. Его ссылают на дикий «остров Понт» (отсюда якобы и прозвище «Понтийский»), где он усмиряет варваров с такой жестокостью, что приводит в восторг царя Ирода.
Средневековые авторы создавали мир, в котором зло узнаёт зло. Пилат и Иуда находят друг друга, как находят друг друга капли ртути.
Вот краткая биография Иуды из той же «Золотой легенды». Младенец в корзине, брошенной в море. Остров «Скариот» (так объяснялось прозвище Искариот). Усыновление королевской семьёй. Убийство приёмного брата-принца. Бегство. А потом — встреча с Пилатом, который «почувствовал, что гость пришёлся ему по душе».
Ещё бы. Они были зеркальным отражением друг друга. Два убийцы, два изгоя, два проклятых — связанных общей судьбой задолго до Голгофы.
В этой истории есть деталь, напоминающая миф об Эдипе. Пилат захотел яблок из чужого сада. Он послал Иуду. Тот столкнулся с хозяином — и убил его. Потом он женился на вдове, не зная, что она его мать, а убитый - его отец. Когда правда открылась, Иуда стал учеником Христа — но ложным учеником. Предательство было предопределено.
А что же семья? Невозможно говорить о Пилате, не упомянув его жену. В Евангелии от Матфея она появляется лишь на мгновение — тень, посылающая слугу с запиской: "Не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него". Кто она?
Традиция дала ей имя — Клавдия Прокула. Более того, молва сделала ее внучкой самого императора Августа, подчеркивая тем самым социальную пропасть между ней и ее мужем-всадником. В восточной традиции она — святая, первая язычница, уверовавшая во Христа. В западных преданиях она предстаёт чувственной красавицей в роскошных одеждах — соблазнительной и двусмысленной фигурой. Некоторые богословы полагали, что сон ей навели бесы, чтобы остановить распятие и тем самым лишить людей спасения. Потрясающая инверсия, не правда ли? Спасение Христа как дьявольский план!
Св. Прокула/Прокла
Булгаков добавил к семейству Пилата собаку — преданного волкодава Бангу, единственное существо, которое любит прокуратор.
Стоит упомянуть и совсем уж курьезные детали, которыми обрастала биография нашего героя. Знаете ли вы, что в Севилье туристам показывают "Дом Пилата" (Casa de Pilatos)? Великолепный дворец в мавританском стиле, построенный через полторы тысячи лет после смерти наместника. Но народная молва непреклонна: здесь он жил, здесь стоит стол, на который Иуда высыпал сребреники.
Человечеству отчаянно нужны были документы, и оно их создавало. В разные эпохи всплывали подделки — отчеты Пилата императору, переписка с Иродом. В XVI веке какой-то испанец успешно торговал поддельным текстом смертного приговора Христу.
Но давайте отвлечемся от мистики и посмотрим на Пилата глазами человека Нового времени. В XIX и XX веках образ прокуратора претерпевает очередную метаморфозу. Он перестает быть монстром или святым. Он становится... чиновником. Усталым имперским администратором.
Энн Роу в своём исследовании (библиографию см. в конце) очень точно подмечает это сходство с британскими колониальными управленцами в Индии. Представьте себе: жара, чужая культура, непонятные фанатичные обычаи, постоянная угроза бунта. И посреди всего этого — человек, воспитанный на римском праве и греческой философии, который просто хочет сохранить порядок (и свою карьеру).
Пилат в этом прочтении — не злодей, а заложник бюрократии и политики. Его знаменитый вопрос "Что есть истина?" звучит уже не как философский вызов, а как вздох утомленного циника. "Брось, мы оба знаем, что истина — это то, что выгодно Риму в данный момент", — словно читается между строк. Или, возможно, это просто способ прекратить бессмысленный разговор, отнимающий драгоценное время.
Анатоль Франс в своем рассказе рисует его глубоким стариком на водах, который, встретив знакомого по иудейским временам, мучительно пытается вспомнить того самого Назареянина. "Иисус? Иисус из Назарета? Нет, такого не припоминаю", — говорит он. Страшная фраза. Для мира это событие стало поворотным моментом, а для чиновника — лишь одним из сотен подписанных приговоров, стершихся из памяти.
Образ Пилата ХХ века прекрасно знаком нам по великому роману Михаила Булгакова. Его Пилат — это прежде всего человек, страдающий от гемикрании (мигрени), от ненавистного запаха розового масла, от жары и от необходимости решать судьбу бродячего философа, который, в сущности, ему даже симпатичен. "О чем, о чем? О ком? — заговорил Воланд. — Вот теперь? Это потрясающе! И вы не могли найти другой темы?" — восклицает Сатана на Патриарших. И действительно, тема эта не отпускает.
Были и попытки увидеть в Пилате прообраз фашистского палача, а в Христе — политического революционера. Но такие плоские трактовки редко приживались надолго. Куда интереснее образ "человека в футляре власти", который не может выйти за рамки своих полномочий даже перед лицом очевидного чуда.
Неистребимо желание "влезть в шкуру" Пилата. Почувствовать, как натирает шею римский доспех под иудейским солнцем. Ощутить раздражение от того, что ты построил акведук — благо для города! — а местные жители вместо благодарности устраивают бунт, обвиняя тебя в растрате священных денег храма (корбан). Понять одиночество человека, который окружен людьми, говорящими на непонятном языке и поклоняющимися невидимому Богу.
Пилат был человеком границы. Он стоял на границе между Римом и Востоком, между язычеством и рождающимся христианством, между циничной реальной политикой и абсолютной Истиной, которая стояла перед ним в истерзанном хитоне.
Его трагедия — это трагедия упущенного шанса. Или, наоборот, трагедия неизбежности? Ведь если верить тем же мистериям, без приговора Пилата не было бы Искупления. Он — необходимая деталь в механизме спасения, "часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо".
Мы никогда не узнаем, о чем думал реальный Понтий Пилат, умирая — будь то в ссылке в Галлии, на собственной вилле или в результате самоубийства. Думал ли он о том странном проповеднике? Жалел ли о чем-то? Или его мысли занимали лишь подагра и интриги при дворе нового императора?
История молчит. И в этой тишине продолжает звучать многоголосый хор легенд. А мы продолжаем вглядываться в это стертое временем лицо, пытаясь найти в нем ответ на вопрос, который мучает нас самих: что есть истина и какова цена компромисса с собственной совестью?
И может быть, именно поэтому Пилат не отпускает нас. Он — магическое зеркало, в которое смотрит каждое поколение.
Над горой Пилатус давно не видят призраков. Туристы поднимаются на вершину по канатной дороге, фотографируют Альпы, спускаются к ужину. Озеро внизу безмятежно отражает небо.
Но где-то в глубине — если верить легенде — всё ещё сидит человек с мокрыми руками. Он пытается смыть что-то, чего смыть нельзя.
Он будет пытаться вечно.
Библиография:
1. Ann Wroe. Pontius Pilate. - Random House, 2001.
2. Helen K. Bond. Pontius Pilate in History and Interpretation. - Cambridge University Press, 1999.
3. Jacobus De Voragine. The Golden Legend. - Princeton University Press, 1973.
4. Jasper Griffin. The Afterlife of Pontius Pilate (Review).
5. Л. Н. Сухой. Понтий Пилат. — Феникс, 2000.
Задонатить автору за честный труд
Приобретайте мои книги в электронной и бумажной версии!
Мои книги в электронном виде (в 4-5 раз дешевле бумажных версий).
Вы можете заказать у меня книгу с дарственной надписью — себе или в подарок.
Заказы принимаю на мой мейл cer6042@yandex.ru
«Последняя война Российской империи» (описание)
«Суворов — от победы к победе».
ВКонтакте https://vk.com/id301377172
Мой телеграм-канал Истории от историка.