Продолжает цикл статей о «стимпанковом бомбардировщике» Martin B-10 «модель 139» и его родственниках в меру поучительное (нет) повествование о наиболее многочисленной, зарубежной «диаспоре» самолёта (голландской). «Стимпанковость» самолётика была метко подмечена читателем Канала, бесстыдно присвоена ГлавВредом (котом) и впоследствии развита до футуристично-биологического определения «Стимпанковый Чехонец» (чехонь – рыба семейства «под пиво», которая в профиль напоминает форму фюзеляжа самолёта). Из предыдущих частей Уважаемые Читатели узнали, что с активной боевой карьерой «Мартина 139» в тридцатых годах складывалось не очень, что было с лихвой компенсировано героями данной статьи.
По хорошей традиции, с картинками голландских «Мартинов» опять беда: не любят их профильные «рисовальщики». От безысходности везде и всюду используют произведение историка и художника из Нидерландов Тэйса Постма (Thijs Postma), ну а мы что, рыжие? Итак. 13 января 1942 года. На картине три «Мартина» у острова Таракан (Западный Борнео) превозмогают «Зеро» на фоне горящих вражеских пароходов. На практике всё было немного прозаичнее. Вылет такой был: три тройки бомбардировщиков из разных эскадрилий действительно полетели в район Таракана, правда одна заблудилась и с японским «Комитетом по встрече» к счастью разминулась . Об ущербе вражеским плавсредствам ничего неизвестно, зато известно о голландских потерях: пять «Мартинов», сбитых «Зеро» корпуса Таинан, при, о чудо, именно пяти заявках японцев. Уже горящая машина на переднем плане (б/н M521, в реалиях модификации WH-2, но на картинке изображён WH-1) была позднее повреждена японцами на земле и в начале марта 42-го списана.
История закупки бомбардировщиков Королевством Нидерланды полна тайн, интриг и прочих интересных штук. А начиналось всё так. В середине 30-х у руководства страны появилось горячее желание усилить ВВС Королевской армии Нидерландов в Ост-Индии (ML-KNIL), которое не было лишено определённой логики: события в Манчжурии, быстрый рост японской авиации и флота сложно было не заметить, да и заинтересованность «расы Ямато» в голландских ресурсах Ост-Индии (нефти) тоже не было тайной. И это на фоне чахлой авиа-компоненты KNIL, носившей явный «колониально-противопартизанской» характер (малочисленное старьё) и индифферентности ближайших соседей по колониализму (США и Великобритания), которые в те, тёмные времена союзниками голландцам ни разу не были – каждый сам за себя.
Сказано-сделано, бюрократические шестерёнки завращались. В частности, в середине 1935 года на фирме «Fokker» начали разработку истребителя, специально предназначенного для использования на заморских территориях страны, благо Нидерланды имели и достаточно развитый авиапром, и доходы от той же нефти, позволявшие играться в «военные игрушки». Конструкцию самолёта, получившего обозначение Fokker D.XXI и взлетевшего первый раз весной 1936 года, максимально упростили, что позволяло эксплуатировать и обслуживать машину в местных (никакущих) полевых условиях местным (никакущим) персоналом. На фото серийный «европейский» экземпляр образца 1938 года, ибо с Ост-Индией (Индонезией) ничего не вышло.
У проблемы «Ничего не вышло» была страна происхождения (США) и веская причина: «политически мотивированное решение», как толерантно пишут в некоторых голландских источниках. Наш, отечественный ГлавВред, начисто лишённый европейских добродетелей терпимости и толерантности, был краток, резок и доходчив: «да деньги попилили, взяточники они там все». Янки (заманчивое предложение лично Глена Мартина поступило командующему KNIL ещё в 1935 году) не просто продали крупную партию достаточно дорогих и крупных летательных аппаратов (более сотни машин для второй половины тридцатых - это очень много), но и без малого навязали доктрину защиты Ост-Индии посредством авиации. Как это бывало уже не раз, Главред связался с зарубежными (индонезийскими) хвостатыми коллегами и получил доказательную базу на происшедший горький катаклизм:
Сотрудник Американского Империализма в ненавязчиво-приватном стиле вручает взятку должностному лицу администрации Ост-Индии. *На самом деле, классическая версия развития событий гласит, что выбор и основного класса ЛА для Колонии (двухмоторные бомбардировщики), и типа ЛА (Martin «Model 139») являлось суверенным решением голландской стороны. Редактор этому не верит, небезосновательно считая, что в те годы, в небольшой, отдельно взятой европейской стране не могло быть в руководстве ВВС столько наркоманов, пытавшихся применить «Доктрину Дуэ» там, где сделать это было принципиально невозможно.
А идея, чья бы она не была, поражала воображение смелостью и размахом: нефтеносный архипелаг должны были защищать соединения дальних бомбардировщиков, а истребители не нужны (вернее очень нужны, но на закупку последних после контракта с «Мартином» уже не было денюжков). То есть, наступательное по сути своей оружие должно было решать оборонительные задачи. Тут, за команду Главреда, считавшего, что до такого «сюра» сами голландцы додуматься не могли, эффектно сыграла география: учитывая расположение голландских владений, до ближайших японских баз «Мартины» долететь были неспособны от слова «никак», поэтому упоминаемые то там, то сям пресловутые «превентивные удары» были чем-то из области фантастики: бомбить было некого. Соответственно, законными целями назначались японские десантные соединения вторжения (боевые и транспортные корабли), для борьбы с которыми горизонтальные бомбардировщики, не способные ни пикировать, ни использовать торпеды, подходили, мягко говоря, слабо.
Дальнейший водоворот событий только косвенно подтверждал гипотезу загордившегося Гдавреда о «коррупционной составляющей», ибо «отечественный производитель» подвергался откровенной дискриминации. Сначала умники в Метрополии дали от ворот поворот бомбардировщику собственной разработки аналогичного назначения, Fokker T.V (на фото), к середине 1936 года вполне себе летавшему. Конструкция Фоккера по многим параметрам превосходила «Мартина-139» и даже была выбрана для поставки в Ост-Индию тамошним командованием ВВС, но не судьба. А потом, когда решение в пользу «американца» было уже принято, голландцы отказались от лицензионной сборки «Мартинов-139» на территории Нидерландов по причине отсутствия производственных мощностей для постройки цельнометаллических самолётов.
В общем, скептики, хейтеры и просто люди, дружащие с головой были посрамлены и в середине 1936 года была заказана первая партия «бомбардировщиков, которые были быстрее истребителей», тринадцать Martin 139WH-1 («W»- двигатели «Wright», «H» - заказ для Голландии (Holland)). Правда лозунг «Мартин-бомбер быстрее истребителей» на момент реализации заказа уже не работал, например «отверженный» Fokker D.XXI был заметно шустрее, но кому какое дело. Вероятно, командование Голландских ВВС ошибочно считало, что география теперь играет за них, а не за обнаглевшего тоталитарного кота из «прекрасного далёко», и вроде как было право: японским истребителям базового базирования в Ост-Индии действительно было взяться неоткуда (слишком далеко лететь), но была другая проблема, которую предпочли не заметить. Набиравшая силу палубная авиация, коей японцы уделяли самое пристальное внимание.
Экспортная модификация «Модель 139WH-1» мало отличалась от серийного Martin B-10B и оснащалась двигателями Wright «Cyclone» R-1820-F53 по 770 л.с. Соответственно и лётные характеристики были примерно такими же. Естественно, секретные прицелы «Norden» никто предоставлять не собирался, вместо них были установлены простенькие «Estoppey» D-8. Борт на фото, с «серийным» номером М502 (голландцы использовали сквозную нумерацию, например машины первой партии, WH-1, имели серийные номера М501-М513) был вторым поставленным и первым облётанным в Ост-Индии «Мартином», что приключилось 19 января 1937 года и в конце концов закончил свой жизненный путь в марте 42-го на авиабазе Андир на острове Ява, будучи брошенным в нелётном состоянии. Самолёты поставлялись в стандартной для США середины 30-х яркой, «учебной» окраске, правда зачем, не понятно: сами голландцы такой подход (если плюхнется – будет хорошо заметен) не практиковали.
Однако всё было куда сложнее, чем казалось. Примерно как в известной (нет) пословице известного (да) человека («Хочешь разорить небольшую страну - подари ей крейсер»). Разориться конечно не разорились, но проблем себе напридумывали, как говорят, на все деньги. Для новой, сложной техники требовалось множество подготовленного лётно-технического состава, которого не было ни в Метрополии, ни на «Дальнем Кордоне». Как не было ни подготовленных мест базирования-ремонта-обслуживания, ни запасов запчастей. Всё это надо было создавать-готовить практически с нуля.
Первая партия «Мартинов» предназначалась для замены двухместных бипланов-тихоходов Fokker C.V и С.X, самолётов совершенно другого уровня сложности, в том числе по пилотированию и без «аварийщиков», мягко говоря, не обошлось. К слову, сами голландцы в главную причину «инцидентов» записывают «недисциплинированность пилотов», притом, что на упоминавшейся авиабазе Андир у Бандунга оперативно организовали и запустили специальную лётную школу. Но ничто не остановит дальневосточных поклонников генерала Дуэ, тем более, какие-то мелкие проблемы с освоением матчасти и закупки были продолжены. В марте 1937 года был размещён новый заказ на двадцать шесть «Мартин-Бомберов», следующей «голландской» модификации, Martin 139WH-2, поставки которых были завершены осенью 1938 года.
Машины серии WH-2 оснастили двигателями Wright «Cyclone» R-1820G-3 повышенной мощности (880 л.с.) и новыми винтами Curtiss Electric. Скорость бомбардировщика возросла почти до 390 км/ч, а максимальная нагрузка до 1200 кг «подарков». Масалёты комплектовались голландскими радиостанциями NSF VR-34B и, что было куда важнее, автопилотом. Фото борта M539, судьба которого осталась неизвестна, датируется не ранее чем 1940 годом, когда «Мартины» наконец получили защитный камуфляж, вместо карнавальных жёлто-синих расцветок и новые национальные «треугольные» ОЗ, введённые изначально в Европе осенью 39-го во времена «Нейтралитета», чтобы немцы ненароком не перепутали старые голландские «кругляши» с британскими. Визуально заметная особенность «модели 139WH-2» - характерная «юбка» жалюзей охлаждения в задней части капотов двигателей.
Полученные две партии бомбардировщиков позволили сформировать к концу 38-го года в Ост-Индии три отдельные бомбардировочные эскадрильи, по двенадцать машин каждая. Но, как говорится, аппетит приходит во время еды и в том же 38-ом году командование решило замахнуться на расширение-усиление, а именно, перейти на полковую структуру (в голландской интерпретации «Vliegtuiggroepen» - авиа-группы, каждая из которых должна была состоять из двух-трёх эскадрилий (Afdelingen)). Для чего, к превеликой радости фирмы-производителя, требовалось больше и больше «Мартинов», это при явных проблемах с финансированием, например, пришлось временно закрыть центр подготовки «Мартиноводов» на авиабазе Калиджати на западе острова Ява. К очередной серии «попила» (это по версии ГлавРеда) Гленн Мартин подошёл во всеоружии: еще до заключения третьего контракта в декабре 1937 года, для лопухов-голландцев была подготовлена новая версия бомбардировщика, получившая заводское обозначение «Модель 166».
«Новая модификация» весьма условно напоминала старый-добрый «Мартин-139»: новый фюзеляж большего размера с характерным длинным фонарём-«оранжереей», от кабины пилота до места заднего стрелка, новое крыло со «стрелкой», наружные узлы подвески бомб под центропланом. Новые-старые «Циклоны» R-1820G-5 по 950 «лошадок» разгоняли потяжелевший до восьми с половиной тонн бомбардировщик до 388 км/ч. Допускалась двухтонная бомбовая нагрузка (очевидно в перегруз и если лететь ооочень недалеко) при всё том же оборонительном вооружении (три пулемёта винтовочного калибра). Голландцы заказали тридцать девять таких машин, получивших местное обозначение Martin 139WH-3. На фото борт с с/н М541, судьбинушка которого так же неизвестна, как и у М539 c предыдущей картинки.
Последним аккордом «сделки века» («афёры века», зубоскалил ГлавВред), действительно одним из самых дорогих экспортных контрактов США того времени почти на восемь с половиной миллионов долларов, стал заказ в ноябре 38-го сорока бомбардировщиков Martin 139WH-3А, аналогичных «WH-3 без буковки», но с более мощными, тысячесильными двигателями Wright «Cyclone» R-1820-G105. Правда финал вышел не совсем красивым: два «Мартина-3А разбили при разгрузке, умудрившись уронить с портового крана, поэтому на замену пришлось докупать ещё два. Итак, тревожной весной 40-го, на ста восемнадцати полученных (из ста двадцати заказанных) бомбардировщиках под закупочными приключениями была подведена жирная черта и начались, вернее продолжились, суровые армейские будни в жарких краях.
Martin 139WH-3А собственной персоной. В голландском случае, субмодификация легко определяется по серийному номеру, который одновременно служил и тактическим номером и за время эксплуатации не менялся. Борт на фото (б/н М586) был сбит 1 января 1942 года в Малайе. Отличились либо зенитчики, либо «Хаябусы» 59-го Сентая.
Дальнейший исторический водоворот привёл Мировую Войну и на Тихий океан, что самым пагубным образом сказалось на судьбе героев статьи, голландских «Мартинов». А началось всё традиционно в Европе. Весной-летом 40-го европейских неудачливых колонизаторов, скопом, присоединил к «Евросоюзу версии 2.0» один австрийский художник. Вполне естественно к нежданно осиротевшим колониям стали проявлять нездоровый интерес основные тихоокеанские экторы и если с Нидерландами политесы в общем были соблюдены (просто обязательство участвовать в возможной войне на стороне Британии, ничего личного), то цепь событий во французском Индокитае быстро и эффектно раздула тихоокеанский пожар. Франко-Тайская война «в тестовом режиме» и фактическая оккупация Индокитая Японией осенью 40-го года, последовавшее нефтяное эмбарго против Японии, введённое в июле 1941 года (так-то, десять лет, никто в упор не замечал «агрессивную сущность японской военщины»), присоединение к эмбарго не совсем самостоятельных остатков Нидерландов – классический Casus belli, Бинго!
Несмотря на то, что голландцы с 1940 года стали уделять основное внимание ранее отверженной «истребительной компоненте», пытаясь закупить истребители везде, где только можно (по факту, в США), в бомбардировочном стане жизнь тоже била ключом, примерно как на верхнем фото. Самолёты били и бьют везде (к ноябрю 41-го полностью разбили шестнадцать «Мартинов», причём это действительно был «безвозврат»: к тому времени бомбардировщики были сняты с производства и восполнить потери было банально нечем), но тут важно не действо, а результат. А вот с результатом было не очень: по признанию самих голландцев, уровень подготовки экипажей оставлял желать много лучшего. Всё не слава богу было и с инфраструктурой, на которую тратились бешеные деньги. Полевых площадок (т.н. «секретных аэродромов») конечно настроили от души, но нехватка аэродромного оборудования (тех же машин-заправщиков) сводила всё на нет (на нижнем фото «Мартин» 139WH-1 изобретательно заправляют вручную). Самолёты на фотографиях ждала разная судьба. М571 из эскадрильи 2-VLG-I с верхнего фото починили и машина пала в бою, будучи сбитой 19 декабря 41-го у острова Борнео парой гидросамолётов Mitsubishi F1M, экипаж погиб. M511 с нижнего фото достался в качестве приза японцам на авиабазе Андир в марте 42-го.
Итак в конце ноября 1941 года в Ост-Индии была объявлена мобилизация, а 8 декабря Нидерланды, в рамках неофициального соглашения с Австралией, США и Англией, объявили войну Японии, на что японцы ответили в конце декабря заведомо невыполнимым ультиматумом («во имя гуманности не сопротивляться японской оккупации Голландской Ост-Индии» (с)). На начало Большой Войны, «несокрушимая сила» - бомбардировочная компонента ML-KNIL, была представлена тремя группами: VLG-I двухэскадрильного состава (двадцать два «Мартина»), самой малочисленной, одноэскадрильной VLG-II(двенадцать машин плюс звено из трёх старых «Мартинов WH-1» , действовавшего в интересах ВМС) и самой многочисленной, полноценной группой, VLG-III (тридцать три бомбардировщика). Отдельной строкой шла резервная 7-я эскадрилья (7e Afdeling), набранная с бору по сосенке из лётных школ – еще девять «Мартинов» в плюс. Итого в первой линии семьдесят девять «не очень острых, но ещё бодрых штыков».
На минуточку. Это больше, чем вся «дальнебомбардировочная группировка» британцев на ТВД (шестьдесят четыре «Бленхейма» и «Хадсона» первой линии). На счёт везде и всюду транслируемого постулата «Мартин-139 – устаревший самолёт», вопрос конечно интересный, особенно на фоне тех же «Бленхеймов», но по крайней мере подавляющее большинство голландских машин первой линии принадлежали к свеженьким модификациям Martin 139WH-3/3А. На декабрь 41-го в строевых подразделениях «старичков» было всего ничего (WH-1- три штуки, WH-2 – четыре). Да, для восполнения потерь машины изымали из «учебок» и сохранившихся запасов «б/у», но никаких новых формирований или «летных школ, целиком отправившихся на фронт» в помине не было. Судьба «Мартина WH-2» с фотографии (M515) на сегодняшний день остаётся неизвестной.
На счёт общего хода боевых действий, то людьми сведущими научные фолианты уже давно написаны, но если тезисно, то всё сравнительно просто. Молниеносный «захват» почти союзного Таиланда, последовательно прохлопанные ушами высадки в Малайе и Северном Борнео. Потом Ява-Суматра. Схлопывание «неприступных фортеций» Сингапура и Филиппин. Полная профнепригодность одних, включая «бюрократию» специально созданного совместного командования ABDACOM (American-British-Dutch-Australian Command) и выверенные, отлично спланированные действия других, использовавших передовые методы ведения боевых действий, те же воздушные десанты («про Зеро не забудь», напомнил ГлавРед) и конечно A6M2 «Reisen» (Zero) со своим феноменальным радиусом действия и не менее феноменальными пилотами.
Получилось действительно как на картинке и не вдаваясь во все перипетия удручающего действа, закончившегося вполне закономерно, голландской капитуляцией на островах 8 марта 42-го года, авторский коллектив должен безрадостно констатировать, что все «летуны» союзников в Ост-Индии и окрестностях были «хороши» («летуны» в широком понимании, от рядовых лётчиков, до высшего комсостава), но голландцы «отличились» особо. И в первых рядах «особо отличившихся» были бомбардировочные подразделения, вооружённые «Мартинами-139», несмотря на относительную многочисленность вообще никак не повлиявшие на ситуацию, будучи в основном источником «фрагов» для авиации противника. Есть правда лучик надежды, что на фоне имеющейся фрагментарной информации (по многим операциям неизвестны даже наряд сил, не говоря уже о «серийниках» участвовавших или потерянных машин) инициатор разоблачения (ГлавВред) сгущает краски, но учитывая имеющиеся данные противной (японской) стороны… Итак.
Самая многочисленная, 3-я группа (VIG-III) с началом войны была отправлена в Сингапур, на помощь английским союзникам где, по небезосновательному наблюдению ГлавВреда, «дурью маялась»: чего стоит только отправка 14 декабря на две недели 2-ой эскадрильи домой, на «обучение ночным полётам»... которых практически не было. «Малайские приключения» закончились толком не начавшись, 22 января, когда бомбардировщики вернули на Суматру и стоили голландцам всего 5-6 потерянных машин, что для «Мартиноводов» того времени было архи мало. Фото сделано в декабре 41-го в районе Сингапура, в верхнем левом углу CAC «Wirraway» 21-ой эскадрильи RAAF, а ближняя к нам машина (б/н М556) из-за повреждений будет брошена на сингапурском аэродроме и в феврале 42-го достанется японцам.
Сначала об общих принципах. Массированные удары. Да щас. Максимум эскадрилья на вылет, и то, не часто. Причём в известных случаях атаковали последовательно, звеньями, с разбегом по времени. К концу компании, хорошо, если три-четыре машины на операцию. Взаимодействие с англо-американскими союзниками: такового фактически не было. Совместные вылеты на одну и ту же цель были, да. А вот со спланированными, скоординированными ударами – беда, каждый сам за себя. Иногда это приносило неожиданно положительные результаты. Например, 24 января 42-го, во время атаки на японский флот вторжения у острова Баликпапан воздушный патруль из четырёх «Зеро» набросился на появившуюся первой группу из восьми американских B-17, а опоздавшие «Мартины» даже не заметил. В пароходы голландцы не попали, но хоть домой вернулись в целости и сохранности.
Судя по имеющимся фотографиям, голландцы активно использовали американские бомбы калибром «300 фунтов» (136 кг – на верхнем фото грузят мало-помалу). Правда у самой массовой модификации, Martin 139WH-3, имевшей наружные узлы подвески (на нижнем фото), могли быть достаточно причудливые вариации. Например, как в единственной известной «медийной операции» 3 января 42-го. Два бомбардировщика из 7-ой эскадрильи несли по «660 фунтов бомб» (300 кг) на внешней подвеске, а в бомбоотсеке дополнительные топливные баки и, взлетев с сингапурской авиабазы Селетар, «атаковали» Сайгон (почти 2300 км в оба конца). Японцы такой «полёт духа» и не заметили, «прогрессивному человечеству» было не до этого, в общем, подобными глупостями более не занимались.
Вообще, с атаками наземных целей, то для чего собственно и заводят соединения крупных и грузоподъёмных «бомбовозов», мягко говоря, не задалось. Хотя подобных целей было как раз в избытке, учитывая скорость и успешность японских десантных операций, начало которым было положено еще в декабре 41-го на Борнео. Конечно, с японской стороны информации маловато, но что касается хорошо отслеживаемых «законных жертв», японских аэродромов (на самом деле, захваченных голландских), координаты которых были хорошо известны всё вышло… скромно. 13 января 42-го звено «Мартинов» отбомбилось по аэродрому на острове Таракан, убив пятнадцать и ранив двадцать семь японцев, а 3 марта - по своей бывшей авиабазе Калиджати на острове Ява уничтожив … один «транспортный самолёт» (так указано в японских потерях). И всё. Отдельных «добрых слов» заслуживает такой важный фактор эффективности бомбардировочной авиации, как истребительное сопровождение.
В большинстве известных случаев (а таковых редакции канала известно минимум пять) «охранниками» подрабатывали самые многочисленные голландские истребители, Brewster «Buffalo». Наряд сил, мягко говоря, воображение не поражал («несколько истребителей»), причём по странному стечению обстоятельств, столкновений с противником в таких вылетах не было. Отдельной строкой шли немногочисленные совместные вылеты против наземных целей (#БуффалоТожеШтурмовик). На довоенном фото группа грозно взлетающих «Буффало», а на картинке чудо-чудесное: «Британец» из 21-ой эскадрильи RAAF, переданный в феврале 42-го голландцам, в эскадрилью 2-VLG-V и захваченный японцами в марте, на авиабазе Андир. Машина несёт новые ОЗ, введённые в том же феврале 42-го: старые ОЗ особо одарённым напоминали «Хиномару».
Был правда и просто выдающийся прецедент, причём отличились «союзнички», англичане. 19 января 42-го в Малайе тройку «Мартинов» из эскадрильи 1-VIG-III опекали целых 8 (восемь) английских «Буффало» (подразделение скромно не указывают). Проштурмовав японские позиции у городка Муар англичане бросили подопечные бомбардировщики и с чувством выполненного долга отправились домой. Японские «Хаябусы»59-го полка на счёт «выполненного долга» имели собственное мнение и без зазрения совести сбили все три голландских «Мартина». Вот такое вот взаимодействие. Ну а про столь важное занятие, как борьба с вражеским судоходством (дело-то происходило на островных территориях) лучше вообще не вспоминать.
За всё время боёв в Голландской Ост-Индии редакции удалось накопать информацию о пятнадцати групповых ударах по плавсредствам противника, в каждом из которых участвовало от звена до полновесной эскадрильи «Мартинов-139». Все без исключения цели – японские силы вторжения (боевые корабли, десантные и транспортные суда). На выходе – ничего («ноль»), ни одного гарантированно доказанного прямого попадания и повреждённого, а тем более потопленного судна. За честь уничтожения у Борнео 14 декабря 41-го эсминца «Синономе» (Shinonome) уже давно ведут напряжённую борьбу морские мины и голландские же летающие лодки Dornier Do-24, «Мартины» вообще никак не привязать... С вроде бы подтверждённым успехом, потоплением 23 января 42-го у Баликпапана транспорта «Нана Мару» и повреждением второго, «Татсугами Мару» , у Хьюстона (кота) тоже очевидные проблемы.
В налёте участвовало всего ДВА «Мартина» и ДВАДЦАТЬ «Буффало», вооружённых 50-кг бомбами, на счёт которых успех и относят. «Нана Мару» (Nana Maru, водоизмещение 6764 тонн, фото вверху) получил в 16:46 всего одно прямое попадание в трюм №6 и несколько близких разрывов у борта. Всё бы ничего, но в соседнем трюме находились бочки с авиа-бензином, которые воспламенились. Капитан счёл за благо в 17:30 эвакуировать экипаж и в 21:00 все имели счастье наблюдать фееричный «бу-бух». «Татсугами Мару» (Tatsugami Maru, 7064 т, фото внизу) так же досталась одна авиабомба, но без серьёзных последствий.
Насколько известно, японская корабельная зенитная артиллерия начала 42-го года многочисленностью и эффективностью не отличалась, а японские истребители «засветились» только в пяти случаях из пятнадцати. В общем, если называть вещи своими именами, голландцы банально мазали. И о потерях. Всего известно о семидесяти семи потерянных за время Компании «Мартынах-139». Двадцать три пали жертвами истребителей противника: девять на счету A6M2 «Zero», восемь – Ki-43-I, одна машина, ну максимум три за Ki-27, а две-четыре победы записывают на счёт гидросамолётов Mitsubishi F1M (16 февраля 42-го на два сбитых «Мартина» претендуют пилоты и F1M2, и Ki-27 1-го Сентая). В одном случае тип «вражины» неизвестен.
Mitsubishi F1M2 «тип 0» с гидро-авиатранспорта «Санио Мару» (Sanyo Maru). Он же «Zerokan», он же в кодировке союзников «Pete» (это о самолёте, а не о пароходе). Активный участник боёв в Голландской Ост Индии. Полный «универсал» (истребитель-разведчик-корректировщик-бомбардировщик-самолёт ПЛО), детище явной переоценки японцами роли гидро-авиации по опыту войны с Китаем. Машина со скоростью 370 км/ч и вооружением из двух пулемётиков винтовочного калибра была хороша как истребитель в 1937 году, но никак не в 42-ом. Да, победы одерживались, но не благодаря, а вопреки. Редактор спросил, почему они (японцы) не перестроили кучу своих «авиаматок» с условно полезными «поплавками» в небольшие, тихоходные авианосцы, позднее названные «эскортными», ответа не получил (автор не мог сказать ничего вразумительного) и в который раз смертельно обиделся.
В обратную сторону всё работало худа как хуже: за стрелками «Мартинов» числятся всего две победы, одержанные в один день, 16 февраля (Mitsubishi F1M2 c авиатранспорта «Камикава Мару» (Kamikawa Maru) и Nakajima Ki-27 из 1-го Сентая). На счёт японских зенитчиков записывают пять сбитых бомбардировщиков, еще минимум пять машин за время боевых действий разбили сами голландцы. Но самый большой страх и ужас ждал «Мартиноводов» на земле – сорок четыре уничтоженных на аэродромах самолёта. Причём минимум восемнадцать пали жертвами японского «ноу-хау», штурмовок авиабаз истребителями (шестнадцать на счету «Зеро» и пара за «Хаябусами»).
Борт на фото (б/н M538) из эскадрильи 2-VIG-III подловили на посадке 9 февраля 42 года вездесущие «Зеро». Судя по фото, в экипаже были и местные аборигены.
Концовка была проста и безрадостна. «Последнего из Могикан», Martin 139WH-3А с бортовым номером «M585» подлатали и, используя дополнительные топливные баки в бомбоотсеке, 8 марта 42-го «угнали» в Австралию (вроде как на борту вместе с экипажем было четырнадцать «угонщиков»). Японцам же в качестве моральной компенсации достались семнадцать «Мартинов» различной степени «убитости». Девять из них были «старичками» самой первой модификации WH-1. Редактор-кот расчувствовался, всплакнул, заварил себе чайку из странноватого вида листочков, любезно присланных голландскими поклонниками (бдительный автор был начеку и, вовремя почуяв недоброе всё выбросил) и рассказ о «пленных Мартинах», как и о «Тайском следе», отложил до лучших времён.
Но была и хорошая новость. Последний из голландских «Мартинов» (упоминавшийся M585) в Австралии жил долго и счастливо. Выкупленная за символические деньги машина получила американский серийный номер (42-68358), имя собственное «Miss Latrine of 1930» (на фото) и радостно летала до 1944 года.
В сухом остатке имеем «рукамиводящих», готовившихся воевать с «папуасами», а не с одной из сильнейших армий Мира, никак неспособных организовать боевой процесс, а так же пилотов-неумеек, непонятно чему и как учившихся. В таких условиях реальные недостатки конкретной машины (Martin 139WH), как то полное отсутствие пассивной защиты, решающей роли уже ни играли.
* Традиционное спасибо Павлу Манакову за идею, предоставленную информацию и помощь в написании статьи.
** Ост-Индия – Голландская Ост-Индия, территория современной Индонезии
*** Упоминавшееся «малочисленное старьё» в Голландской Ост-Индии на 1935 год: две эскадрильи «универсалов» Fokker C.V-C.X и одна – истребителей Curtiss P-6. Морская авиация так же не блистала несокрушимой мощью, но это отдельная история.
**** Использована информация из открытых источников.
***** Всем добра.