На холм Роланд знамена водрузил.
По всей долине франки стали станом.
Меж тем идут оврагами испанцы,
Надели все кольчуги, шлемы, каждый
Свой добрый меч привесил у бедра,
Все мавры держат копья наготове.
Песнь о Роланде.
Перевод Ф. Г. де Ла Барта.
Военное искусство на протяжении тысячелетия. Падение Западной Римской империи не повлекло за собой исчезновение европейской культуры, включая военную составляющую. Напротив, заимствовав многие элементы у римлян, народы, проживавшие севернее Италии, стали активно развивать собственные, традиционные виды оружия.
Например, германцы, которым не была свойственна тактика сражений в составе крупных, дисциплинированных подразделений, сосредоточились на индивидуальных навыках воина. В соответствии с этим принципом их воины и вооружались, как во времена войн с Римом, так и после исчезновения римской угрозы. Отсюда и их арсенал: длинный меч, предназначенный для нанесения мощного удара, топор, ставший универсальным инструментом и оружием, дубина и не слишком длинное копье, удобное для ближнего боя.
Позднее галлы переняли длинные мечи германцев, а затем они попали к римлянам более позднего времени. Обычный хозяйственный нож у германцев превратился в короткий меч – сакс. У бургундцев и франков он стал еще длиннее, превратившись в лангсакс, а затем и в скрамасакс, ставший настоящим боевым оружием.
Франки широко применяли небольшие топорики, известные как франциски, которые они метала с большой точностью. Существует множество свидетельств, подтверждающих, что каждый франкский воин имел такой топор, включая знаменитую историю с разбитой чашей для суассонского епископа. Византийский историк Прокопий Кесарийский (ок. 500–565) описывал франков и их метательные топоры так: «…каждый воин носил меч, щит и топор. Железная головка этого оружия была толстой и чрезвычайно острой с обеих сторон, а деревянная рукоять — очень короткой. Они привыкли бросать эти топоры по сигналу во время первой атаки, чтобы разбивать щиты противника и убивать людей». Однако во времена Григория Турского (ок. 540–594) этот топор использовался все реже, а в VIII веке полностью исчез из военного обихода, уступив место длинным мечам.
Впоследствии в Европе возникла первая средневековая империя — империя франков Карла Великого (748–814), который еще при жизни стал почти легендарной фигурой. Карл был типичным франкским королём-воином; он осуществлял завоевания, и война была его призванием. Новым было его серьезное отношение к роли христианского монарха. Стремясь подчеркнуть величие своего двора, он поддерживал науку, образование, искусство и архитектуру, наполняя его проявлениями христианской культуры.
В территориальном плане Карл Великий был выдающимся строителем. Он сверг лангобардов в Италии и стал их королём, присоединив их земли к Франкскому государству. В течение тридцати лет он воевал с язычниками-саксами и принудил их к христианству. Вторжение в мусульманскую Испанию было менее успешным, хотя созданная им «Испанская марка» впоследствии обеспечила безопасность Пиренеев до побережья Каталонии и Барселоны. Вернувшись в Германию, он присоединил алеманнов и баварцев, уже обращенных в христианство, и открыл путь по Дунаю в Византию. Так было создано огромное государство, не имевшее аналогов со времен Римской империи.
Именно Карл перешел от пехотной армии, состоящей из вооруженного народа, к конному войску, сформированному из служилой знати. Представители знати должны были являться на службу к Карлу со своими людьми, лошадьми и вооружением, соответствующим их статусу. Вооружение регламентировалось многочисленными императорскими указами – капитуляриями, в которых определялось, какое оружие они должны иметь и сколько вооруженных слуг приводить с собой. Среди них были и пешие воины: несвободные и слуги, а также копейщики и лучники. Карл требовал, чтобы лучники были и среди всадников, но это требование оказалось невыполнимым по ряду причин.
С появлением конницы на передовой линии произошло закономерное изменение вооружения воина. Всаднику требовался длинный меч, которым франки владели еще со времен Меровингов (конец V — начало VI вв.), и который стал не только главным оружием рыцарства, но и символом свободного человека. Копье стало оружием первого натиска на врага и имело значительную длину. Всадник не мог обойтись без большого щита, хотя он и был неудобен, поскольку его личное защитное снаряжение было еще несовершенным. Шлем полукруглой формы, изредка с заостренным навершием, имел кольчужную бармицу. Кольчужная рубаха простого покроя достигала колен.
Именно в таком обмундировании германцы впервые выступили против венгров под Мерзебургом (933 г.) и одержали победу над войском, использовавшим восточное вооружение и тактику боя. Эта победа укрепила веру в непобедимость тяжелой конницы и определила направление дальнейшего совершенствования оружия и доспехов ее всадников. Для пешего воина правила не устанавливались – он использовал палицу, секиру, копье с прочным древком, часто изготовленным им самим. Лучников набирали в основном в других странах, что стало началом получившего широкое распространение наемничества.
В Италии формирование рыцарства отличалось от Германии и Франции. Оно не было таким многочисленным, но было более сильным и независимым. В Венеции и Генуе власть принадлежала объединениям аристократов, в других местах возникло множество мелких государств во главе со своими сеньорами. Поскольку большая часть населения была несвободна и обременена налогами со времен Древнего Рима, воинами здесь становились наемники чаще, чем в других странах. В раннем средневековье вооружение в Италии традиционно следовало античным образцам, хотя влияние Востока также было заметно. Потомки римлян стремились сохранить характерные черты своего вооружения как память о величии прошлого, но пехота так и не стала главным родом войск в тогдашней Италии. Лишь в XII веке наблюдается увеличение ее численности, но она не приобрела такого значения, как в Германии.
Основной чертой итальянского вооружения была его большая легкость по сравнению с Англией, Францией и Германией. Короткий меч, сужающийся к концу, годился для колющих и рубящих ударов. Копье имело узкое острие, снабженное «крылатой» поперечиной, а древко было длинным и тонким. Щит был круглым, небольшого диаметра. Часто итальянские воины имели кинжал, который у рыцарей Северной Европы появился значительно позже. Шлем в виде чепчика закрывал всю голову. Кольчуги и чешуйчатые доспехи были короче и легче, чем северные. В Испании кельтиберы, населявшие центр и северные области, использовали длинные обоюдоострые мечи, маленькие щиты, сплетенные из ивовых прутьев, и дротики из железа, которыми владели с необычайным мастерством. Будучи превосходными стрелками, они также не признавали никаких доспехов, кроме бронзовых шлемов.
В Византии первые отряды наемников появились именно там, что свидетельствует о слабости государства и нации. Тяжеловооруженные всадники обычно обеспечивались государством, что привело к единообразию их вооружения, которое в ослабевшей Восточной Римской империи подверглось сильному влиянию Востока. Только гвардия варангов (варягов) по традиции сражалась своими большими двуручными топорами. «Оружие из Рума» (Византии) считалось образцовым и принесло восточным римлянам немало побед, зафиксированных в истории Византии, но не вернуло былого могущества. Причина заключалась не в вооружении, а во внутренней слабости государства, которую не могли преодолеть никакие наемники, какими бы героическими ни были их подвиги.
Что касается развития европейских видов вооружения, то X и XI века стали наиболее важным периодом. Толчок к ускорению совершенствования дали норманны или викинги, чье первое нападение на монастырь Святого Кутберта на острове Линдисфарн в Нортумбрии произошло в 793 году. Викинги навели страх на Центральную Европу, а в 912 году овладели северной частью франкского государства. Пересев с кораблей на коней, они взяли на себя активную роль в развитии военного дела, стали военными специалистами во всем, что касалось войны, и служили примером для подражания. Уже в IX веке они появились в Андалузии, закрепились на африканском побережье, рассеялись по Италии и переняли во всех этих странах, покоренных огнем, мечом и военной сноровкой, много полезного.
В память о себе и своих завоеваниях они оставили нам сразу два замечательных памятника: многометровую вышивку – знаменитый «ковер из Байе»**, на котором представлена картина завоевания Англии (1066), и «ковер» из церкви в Балдишоле***.
Нетрудно заметить, что и на «ковре из Байё», и на «ковре из Балдишоля» воины используют большие щиты и длинные мечи, длина которых определялась необходимостью для всадника поразить противника, упавшего наземь. У тяжелой пехоты наряду с длинными прочными копьями используются, хотя и в меньшей степени, чем раньше, боевые топоры и метательное оружие — луки и пращи. Бросают даже палицы, что показано на «ковре из Байё». В вооружении конницы и пехоты различий еще мало. Щиты имеют миндалевидную форму, что оказалось удобнее для воина, сидящего верхом на лошади. Копье стали держать одной рукой, а вот меч, по обычаю восточных народов, стали использовать уже после вторжения в ряды противника, когда каждый воин искал себе противника, чтобы сразиться с ним один на один. Ну а сильное влияние Востока на вооружение тех же норманнов легко объяснимо, ведь тот же Харальд Сигурдссон (ок. 1015 — 1066), также известный как Харальд III Норвежский, в северных сагах получивший прозвище Хардрада, во время продолжительной борьбы с сарацинами целых десять лет (1033—1043) прослужил в личной охране императора Византии и лишь в 1046 году сделался норвежским королем (1046—1066).
Сегодня известно, что рыцари Раннего Средневековья могли носить сразу по две кольчуги. Первая была на подкладке из шёлка или льна, тогда как вторая — на подкладке из кожи, ну а поверх этой двухслойной брони мог быть надет еще и стеганый кафтан. Такая защита была такой прочной, что защищала и от стрел, и от колющих ударов мечом. Рубящий удар мог раздробить кости, но разрубить два слоя металла с амортизирующей прокладкой даже он был не в состоянии. Причем известно, что именно такой доспех носил арабский рыцарь Усама ибн Мункыз (1095—1188), о чём он написал в своих мемуарах — «Книге назидания»****.
Что касается щитов, то на том же самом Байесском гобелене мы видим, что они двух видов: круглые и выпуклые принадлежат саксам, хотя и они пользуются норманнскими щитами в форме «перевёрнутой капли» или «воздушного змея» (по английской терминологии). Щиты воинов из Нормандии имеют умбон из металла и украшены изображениями ветвистого и расширяющегося на концах креста (последнее изображение всего одно) и фигурой дракона. Причем они не только ими защищаются, но и едят на них, используя щиты, положенные на козлы, вместо столешницы! Многие щиты украшений не имеют вообще.
*Королевство Нортумбрия – одно из семи королевств так называемой англосаксонской гептархии («семикоролевья»), которое образовалось на севере Британии в 655 году и было окончательно завоевано викингами в 867-м.*
** Гобелен из Байё (который раньше часто называли также «ковром») представляет собой вышивку из шерстяной пряжи на льняном полотне длиной 68,38 метра и шириной 0,5 метра с использованием двух видов стежков: контурного или стебельчатого для букв и контуров фигур и вышивки гладью или тамбурным швом для заполнения фигур. Всего на вышивке изображено 626 мужчин и женщин, 190 коней, 35 собак, 37 деревьев, 32 корабля, 33 здания. Причем, всадники на гобелене сидят верхом исключительно на жеребцах, поскольку из 93 изображенных на нем пенисов, 88 принадлежат коням.
***Гобелен соткан из шерсти и льна, а пряжа окрашена растительными красителями. Его размеры составляют 118 на 203 сантиметра. С помощью радиоуглеродного анализа было установлено, что он был создан где-то между 1040 и 1190 годами. На гобелене изображены две фигуры в романском стиле. Слева бородатый мужчина в тунике стоит под аркой с надписью «Апрель». Его окружают четыре птицы, три из которых сидят на дереве. Справа рыцарь в полном вооружении сидит на коне, держа в руках щит и копье. На арке над его головой написано «Май». Названия месяцев частично неразборчивы.
**** «Книга назидания» — автобиографической хроники, рассказывающей о быте арабов в XII веке и их отношениях с крестоносцами. Книга ценна как художественное произведение и важный исторический источник, дающий представление о жизни средневекового арабского Востока.
Официальная группа сайта Альтернативная История ВКонтакте
Телеграмм канал Альтернативная История
Читайте также:
👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉