Найти в Дзене
Алексей Дягилев

Глава 2. Штаб и бронеавтомобили управления.

Чтобы не читать голые штаты с цифрами, в эту главу внесу немного разнообразия и пройдусь по ТТХ бронетехники разведбатов. Если в моторизованные разведывательные батальоны танковых дивизий немцы старались поставлять более современную бронетехнику, то мотопехотные дивизии перед началом ВОВ создавались на базе пехотных, и те же бронеавтомобили переходили по наследству. Да, техники добавляли, доводя дивизии до полного штата, и заменяя устаревшие модели, но по мере её выпуска. Начну по порядку. Вездеходный тяжелый бронеавтомобиль Sd.Kfz.247, с 1 пистолетом-пулеметом. Тактико-технические характеристики штабной бронемашины Sd.Kfz. 247 Ausf. B. Боевая масса, т: 4,46; Экипаж, чел.: 2+4; Габаритные размеры, мм: длина – 5000, ширина – 2000, высота – 1800, дорожный просвет – 260; Бронирование, мм: лоб, борт, корма – 8; крыша – 6; Вооружение нет Двигатель: «Хорх» 3,8-l-V, 8-цилиндровый, карбюраторный, рядный, рабочий объем 3823 см3, мощность 62,5 кВт при 3600 об/мин; Удельная мощность, кВт/т: 1

Чтобы не читать голые штаты с цифрами, в эту главу внесу немного разнообразия и пройдусь по ТТХ бронетехники разведбатов.

Если в моторизованные разведывательные батальоны танковых дивизий немцы старались поставлять более современную бронетехнику, то мотопехотные дивизии перед началом ВОВ создавались на базе пехотных, и те же бронеавтомобили переходили по наследству. Да, техники добавляли, доводя дивизии до полного штата, и заменяя устаревшие модели, но по мере её выпуска.

Начну по порядку.

Вездеходный тяжелый бронеавтомобиль Sd.Kfz.247, с 1 пистолетом-пулеметом.

Тактико-технические характеристики штабной бронемашины Sd.Kfz. 247 Ausf. B.

Боевая масса, т: 4,46;

Экипаж, чел.: 2+4;

Габаритные размеры, мм: длина – 5000, ширина – 2000, высота – 1800, дорожный просвет – 260;

Бронирование, мм: лоб, борт, корма – 8; крыша – 6;

Вооружение нет

Двигатель: «Хорх» 3,8-l-V, 8-цилиндровый, карбюраторный, рядный, рабочий объем 3823 см3, мощность 62,5 кВт при 3600 об/мин;

Удельная мощность, кВт/т: 13,22;

Максимальная скорость, км/ч: по шоссе 80;

Запас хода по шоссе, км: 400;

Расход топлива на 100 км, л: 29;

Преодоление препятствий: подъем, град. – 21; брод, м - 0,6.

Бронеавтомобиль радиосвязи Sd.Ktz. 263 Fu (8-Rad).

-2

Тактико-технические характеристики тяжелого бронеавтомобиля Sd.Ktz. 263 Fu (8-Rad)

БОЕВАЯ МАССА 8100 кг

ЭКИПАЖ, чел. 5

ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ:

Длина, мм 5850

Ширина, мм 2200

Высота, мм 2900

Клиренс, мм 280

ВООРУЖЕНИЕ: один 7,92-мм пулемет MG34

БОЕКОМПЛЕКТ 1500 патронов

ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ оптический прицел TZF6

БРОНИРОВАНИЕ:

лоб надстройки — 18 мм

борт надстройки — 8 мм

корма надстройки — 10 мм

крыша надстройки — 6 мм

лоб корпуса — 8 мм борт корпуса — 8 мм

корма корпуса — 10 мм

крыша корпуса — 5 мм

днище — 5 мм.

ДВИГАТЕЛЬ: Bussing-NAG V8G-V, V-образный, бензиновый, рабочим объёмом 7913 см.куб.,

мощность 150 л.с. при 3000 об\мин,

запас топлива 150 литров

ТРАНСМИССИЯ Bussing-NAG GS: 6-скоростная коробка передач предселекторного типа с двухдисковым сухим сцеплением, демультипликатор, самоблокирующийся дифференциал и механические тормоза

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная формула 8×8, полноприводная, колеса с подвеской на полуэллиптических листовых рессорах и пневматическими шинами размером 210х18 фирмы Continental

СКОРОСТЬ 100 км\ч по шоссе 30 км\ч по проселку

ЗАПАС ХОДА 300 км по шоссе 170 км по проселку

ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ

Подъём, град. 30°

Высота стенки, м 0,48

Глубина брода, м 1,00

Ширина рва, м 1,24

СРЕДСТВА СВЯЗИ радиостанции FuG12 и FuSprGer «a» с рамочной антенной.

Официальное обозначение: Panzerfunkwagen (Sd.Kfz.263) 8-Rad

Альтернативное обозначение: Gerät 95

Начало проектирования: 1937 г.

Дата постройки первого прототипа: 1938 г.

Стадия завершения работ: с апреля 1938 по апрель 1943 года изготовлено 240 единиц.

В передней части бронеавтомобиля располагалось отделение управление, где слева находилось место механика-водителя и органы управления (педали, рулевое колесо, рычаг ручного тормоза, приборная доска), а справа – место для ещё одного члена экипажа, не занятого выполнением прямых обязанностей (зачастую это был водитель второго поста управления). Для наблюдения за окружающей обстановкой предназначались два небольших люка в лобовом листе корпуса и по одному люку по каждому борту, закрываемые в боевом положении броневыми крышками со смотровыми щелями с триплексами. Аналогичными средствами наблюдения оснащался второй пост управления, размещавшийся в кормовой части боевого отделения.

Боевое отделение занимало среднюю часть – здесь находились места для командира машины и другого члена экипажа, обслуживавшего вооружение. Там же устанавливалась радиостанции FuG12 и приёмо-передатчиком на УКВ волнах Fu Spr Ger «a» с рамочной антенной, крепившейся к корпусу и надстройке на четырех высоких кронштейнах. Для высадки и посадки экипажа предназначались большие люки с броневыми дверями по бортам корпуса.
Источник: http://aviarmor.net/tww2/armored_cars/germany/sd.kfz.263_8rad.htm

Так как автомобиль радийный, немного остановлюсь на радиостанциях.

Fu-12 (FuG-12)
Средневолновая радиостанция, использовалась в командирских танках, работал в диапазоне частот от 1130 до 3000 кГц с выходной мощностью 80 Вт. Использовалась с 2-метровой штыревой антенной.

Лёгкая бронемашина связи SdKfz 261.

-3

Тактико-технические характеристики легкой бронемашины связи Sd.Kfz. 261

Масса, кг: 4300;

Экипаж, чел.: 4;

Габаритные размеры, мм:

длина – 4800,

ширина – 1990,

высота – 1750,

дорожный просвет – 265;

Бронирование, мм:

лоб корпуса и башни - 14,5 (с мая 1941 г. 30 мм);

борт - 8;

корма корпуса и башни - 8;

днище – 5;

Вооружение: один 9-мм пистолет-пулемет MP38 в укладке;

Боекомплект: 192 патрона;

Двигатель: «Хорх» V8-108. 8-цилиндровый. V-образный, карбюраторный, жидкостного охлаждения,

рабочий объем - 3800 см3,

мощность 59,6 кВт при 3600 об/мин;

Удельная мощность, кВт/т: 13,84;

Максимальная скорость, км/ч: по шоссе – 85;

Запас хода по шоссе, км: 320/310;

Расход топлива на 100 км, л: 28;

Преодоление препятствий:

подъем, град. – 22;

стенка, м - 0,25;

брод, м - 0,6.

Sd.Kfz.261 (Gerät 84) – оснащался радиостанцией дальнего действия с рамочной антенной FuG 12 и приёмо-передатчиком на УКВ волнах FuG Spr Ger “a”.

Официальное обозначение: Sd.Kfz.260, Sd.Kfz.261.

Альтернативное обозначение: (Gerät 83), (Gerät 84).

Начало проектирования: 1936 г.

Дата постройки первого прототипа: 1940 г.

Стадия завершения работ: с 1940-го по 1943-й год построено 489 Sd.Kfz.260 и Sd.Kfz.261.

Лёгкая бронемашина связи SdKfz 260.

-4

Тактико-технические характеристики легкой бронемашины связи Sd.Kfz. 260 образца 1937 г.

БОЕВАЯ МАССА кг: 4260

ЭКИПАЖ, чел. 4

ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ:

Длина, мм 4830

Ширина, мм: 1990

Высота, мм 1780

Клиренс, мм 265

ВООРУЖЕНИЕ один 9-мм пистолет-пулемет MP38 в укладке

БОЕКОМПЛЕКТ 192 патрона

ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ —

БРОНИРОВАНИЕ:

лоб корпуса — 14,5 мм

борт корпуса — 8 мм

корма корпуса — 5 мм

крыша корпуса — 5 мм

ДВИГАТЕЛЬ:

Ausf.A: Horch 3,5, 8-цилиндровый, бензиновый, рабочим объемом 3517 см.куб., мощностью 75 л.с. при 3600 об./мин, запас топлива 100 литров

Ausf.B: Horch 3,5, 8-цилиндровый, бензиновый, рабочим объемом 3823 см.куб., мощностью 90 л.с. при 3600 об./мин, запас топлива 100 литров

ТРАНСМИССИЯ Horch, механическая 5-скоростная КПП (5+1)

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная формула 4х4: подвеска независимая, шины пневматические, подвеска на листовых рессорах

СКОРОСТЬ 75 км\ч максимальная 45 км\ч среднетехническая

ЗАПАС ХОДА 320 км по шоссе 200 км по местности

ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ

Уклон, град. - 22°

Высота стенки, м - 0,25

Глубина брода, м - 0,60

СРЕДСТВА СВЯЗИ Sd.Kfz.260: радиостанция FuG 7 со штыревой антенной и приёмо-передатчик FuG Spr Ger “a”.

Разница между этими двумя бронеавтомобилями в использовании разного оборудования связи:

Sd.Kfz.261 (Gerät 84) – оснащался радиостанцией дальнего действия с рамочной антенной FuG 12 и приёмо-передатчиком на УКВ волнах FuG Spr Ger “a”.

Sd.Kfz.260 (Gerät 83) – оснащался радиостанцией среднего радиуса действия со штыревой антенной FuG 7 и приёмо-передатчиком на УКВ волнах FuG Spr Ger “a”.
FuG 7 использовался для связи земля-воздух; 20 Вт передатчик d, УКВ приёмник d1; частотный диапазон d: 42,100 - 47,800 кГц/с, d1: 42,100 - 47,800 кГц/с; Антенна рамочная или 2-х метровый прут; дальность связи: 50 голосом и 50 ключом.

Все эти бронеавтомобили использовались в основном при штабе разведбатальона и входили в оснащение взвода связи. Главная их функция - управление и связь, для боя они были мало приспособлены. С другой стороны, экипажи и оборудование были под бронёй, которая защищала их от пуль и осколков снарядов.

В бронероте для связи использовали уже другие броневики. Хоть и на той же базе, но с пулемётом в башне. Экипаж сократился до трёх человек.

Бронемашина связи leichter Pz.Sp.Wg.,(Fu) (Sd.Kfz.223);

-5

Тактико-технические характеристики легкой бронемашины Sd.Kfz. 223 Ausf.В.

Боевая масса, т: 4,4;

Экипаж, чел.: 3;

Габаритные размеры, мм:

длина - 4800,

ширина - 1960,

высота - 1750,

дорожный просвет - 265;

Бронирование, мм:

лоб корпуса и башни - 14,5 (с мая 1941 г. 30 мм);

борт - 8;

корма корпуса и башни - 8;

днище - 5

Вооружение: 7,92-мм пулемет MG 34;

Боекомплект: 1050 патронов;

Двигатель: «Хорх» V8-108, 8-цилиндровый, V-образный, карбюраторный, жидкостного охлаждения, рабочий объем 3800 см3, мощность 59,6 кВт при 3600 об/мин;

Удельная мощность, кВт/т: 12,5;

Максимальная скорость, км/ч: по шоссе - 75, по проселку - 40;

Запас хода по шоссе, км: 300;

Расход топлива на 100 км, л: 28;

Преодоление препятствий:

подъем, град - 20;

стенка, м - 0,25;

брод, м - 0,6.

Разведывательный бронеавтомобиль SdKfz 223, был оборудован мощной радиостанцией FuG10 с передатчиком мощностью 30 Вт с частотным диапазоном 1,120 - 3,000 кГц/с, и приёмником с диапазоном 100 - 6,970 кГц/с, рамочной антенной, дальность связи при работе ключом составляла 40 км, голосом 10 км.

Ну и немного о званиях офицеров, которых при штабе батальона было много.

В Германии род войск традиционно обозначался соответствующими цветами окантовок и петлиц, головных уборов и обмундирования и так далее. Они достаточно часто менялись.

В период начала Второй мировой войны действовало следующее разграничение по цветам:

Белый – пехота и пограничная охрана, финансисты и казначеи.

Алый – полевая, конная и самоходная артиллерия, а также генеральские канты, петлицы и лампасы.

Малиновый или карминно-красный – унтер-офицеры ветеринарной службы, а также петлицы, лампасы и погоны Главной квартиры и Генерального штаба верховного командования Вермахта и сухопутных войск.

Розовый – противотанковая самоходная артиллерия; окантовка деталей танковой униформы; просветы и подбор петлиц служебных кителей офицеров, серо-зеленых курток унтер-офицеров и солдат.

Золотисто-желтый – кавалерия, разведывательные подразделения танковых частей и самокатчиков.

Лимонно-желтый – войска связи.

Бордовый – военные химики и суды; дымзавесчики и многоствольные реактивные «химические» минометы.

Черный – инженерные войска (саперные, железнодорожные, учебные подразделения), техническая служба. У саперов танковых частей – черно-белая окантовка.

Васильково-синий – медико-санитарный персонал (кроме генералов).

Светло-синий – канты автотранспортных частей.

Светло-зеленый – военные фармацевты, егери и горные части.

Травяной зеленый – полк моторизованной пехоты, мотоциклетные части.

Серый – армейские пропагандисты и офицеры ландвера и резерва (окантовка на погонах войсковых цветов).

Серо-голубой – служба регистрации, чины армейской администрации, офицеры-специалисты.

Оранжевый – военная полиция и офицеры инженерной академии, служба рекрутского набора (цвет выпушки).

Фиолетовый – военные священники.

Темно-зеленый – военные чиновники.

Светло-красный – интенданты.

Голубой – военные юристы.

Желтый - служба конезапаса.

Лимонный – фельдпочта.

Светло-коричневый – служба подготовки рекрутов.

Погоны в военной униформе Германии.

Погоны имели двойное назначение: как средство определения ранга и как носители унитарной функции (крепеж на плече разного рода экипировки).

У офицерского состава (лейтенантов, капитанов) были более узкие погоны, которые имели вид двух переплетающихся прядей, изготовленных из плоской серебристой «русской тесьмы» (прядь соткана таким образом, чтобы были видны более тоненькие нити). Все пряди нашивались на клапан цвета рода войск, находящегося в основе данного погона. Особый изгиб (U-образный) тесьмы в месте отверстия для пуговицы помогал создать иллюзию восьми ее прядей, когда на самом деле их было только две.

А теперь непосредственно к званиям.

Leutnant - лейтенант.

-6

Лейтенант – младшее офицерское звание, которое появилось в немецкой армии в 1920-х годах. Лейтенантами могли стать даже военнослужащие без соответствующего образования – из числа фельдфебелей, которые давно и успешно служили в Вермахте.

-7

Как правило лейтенанты были командирами второго и третьего взвода роты или батареи, а также заместителями командиров взводов, если должность была офицерская. Например в штате бронероты разведбата тд, в первом тяжёлом взводе есть офицер - заместитель командира взвода. Но лейтенанта могли назначить и командиром первого взвода, если должность была вакантной. С началом и в ходе Великой Отечественной таких вакансий появлялось всё больше и больше.

Óberleutnant - старший лейтенант.

-8

Обер-лейтенант - в переводе звание означало старший лейтенант и обычно присваивалось после 5—6 лет военной службы. В кайзеровской армии звание обер-лейтенант было введено в 1871 году. До этого офицер, носящий соответствующий чин, назывался премьер-лейтенантом (Premierlieutenant).

-9

Обер-лейтенант - уже командир первого взвода роты или батареи, старший офицер и заместитель командира роты. Также командир отдельного взвода связи при штабе батальона или полка, ну и прочих подразделений. При наличии вакансий и командир роты. Во время войны этих вакансий хватало, да и в званиях росли гораздо быстрее, чем в мирное время, а обкатывать офицерский состав в боях и "освободительных" походах немцы начали с 1936 года.

Hauptmann - капитан.

Hauptmann - капитан.
Hauptmann - капитан.

Гауптман (нем.Hauptmann) — воинское звание младшего офицерского состава в Вооружённых силах Германии (германская имперская армия, рейхсвер, вермахт, ННА, бундесвер), Австрии, Швейцарии, Дании, Норвегии, а также в армии Австро-Венгрии. Звание гауптмана (гауптштурмфюрера) соответствует капитанскому чину.

Гауптман - командовал ротой в пехоте, танковых, и других войсках, а также батареей в самоходной и прочей артиллерии.
Гауптман - командовал ротой в пехоте, танковых, и других войсках, а также батареей в самоходной и прочей артиллерии.

Гауптман - командовал ротой в пехоте, танковых, и других войсках, а также батареей в самоходной и прочей артиллерии.

Для наглядности ниже есть табличка.

-12

Погоны Вермахта (штаб-офицеров) также были выполнены посредством «русской тесьмы», но таким образом, чтобы продемонстрировать ряд, состоящий из пяти отдельных петель, находящихся по обе стороны погона, помимо петли вокруг пуговицы, расположенной в верхней его части.

-13

Далее всё понятно и без моих пояснялок, а морду лица с соответствующими погонами можно найти в сети.

-14

Продолжение следует...