На постоянную экспозицию в Лаврушинском переулке я водила Петю в первом классе. Мы готовились перед походом, я считаю подготовительный этап очень важным для детей перед любым музеем и любой поездкой. Иначе может быть и так:
– Это Левитан, – небрежно, как взрослая, сказала Катя.
Я тогда не знал, что Левитан – фамилия художника, и решил, что так называется место, нарисованное на картине.
В. Каверин «Два капитана»
Первое посещение галереи прошло чудесно, вернуться пока не получалось. Ходили на выставки. Даже муж спросил, что мы так давно не были на постоянной экспозиции, предложил сходить в первые осенние каникулы, но у нас уже были планы на музей Тургенева, музей цирка на Цветном и кукольный театр. Перегружать неделю ещё сильнее не хотелось. Но в тот же день мне позвонила подруга. Они с дочкой приехали из Нижнего Новгорода, предложили сходить в Третьяковку вместе.
Я немного переживала за полное отсутствие подготовки, как мне казалось. Всегда должен быть какой-то план. Но оказывается, мой сын столько всего читает самостоятельно, что теперь он может водить меня по музеям и рассказывать факты, ранее мне неизвестные или мною забытые.
В этот визит Петя будто бы шел по невидимым знакам, приводящим его к портретам писателей. В первый раз мы с ним надолго только у портрета Пушкина кисти Кипренского задержались. Тогда я обращала внимание сына на детали, на символы. А в этот раз уже сын мне рассказывал о сложной судьбе Кипренского, о том, как всю жизнь тенью над ним висело yбийствo натурщицы, произошедшее в его студии. Это Петя прочел в повести Паустовского «Орест Кипренский».
Потом мы обнаружили портрет Михаила Юрьевича. Здесь я от Пети узнала, что Лермонтову в детстве не рассказывали русских народных сказок, о чем он в последствии жалел.
Следующая остановка - возле портрета Гоголя. Уж сколько всего таинственного и мистического всегда сопровождало любой разговор о Николае Васильевиче, я ждала от Пети традиционных страшилок. Но он сказал, что нет никаких фактов, доказывающих, что Гоголя пoxopoнили живым.
Потом сын обнаружил Федора Михайловича Достоевского, на тот момент он ещё ничего у этого автора не читал, но узнал его. Недавно произошло первое знакомство. Прочел «Мальчик у Христа на елке».
Далее встретили Некрасова и Салтыкова-Щедрина. Про Михаила Евграфовича Петя пока знает только благодаря путешествию в Тверь, где Салтыков-Щедрин два года был вице-губернатором.
И рядом нас ждал Лев Николаевич. Я очень люблю этот портрет кисти Крамского. Толстой здесь еще молод, полон жизни. Все эти поиски смысла и идеи о мироустройстве ещё не так его измотали. С этим портретом связана интереснейшая история, которую я мне напомнил Петя. Крамской очень долго умолял Толстого согласиться позировать. Тот упорно отказывался. Тогда Крамской нашел аргумент. Он сказал, что портрет Толстого все равно будет написан, только уже кем-то другим и при других условиях. И тогда может быть и придется пожалеть, что портрет не был написан своевременно. В общем, граф согласился, но попросил копию для своей семьи. Она и висит в гостиной яснополянского дома.
А вот и Антон Павлович Чехов. Петя назвал его человеком года. Точно! Уже очень много было прочитано в этом учебном году именно у этого автора, в сколько ещё впереди.
Самая впечатляющая и драматичная история была рассказана мне сыном у репинского портрета Мусоргского. Я знаю, что при жизни художник успеха не видел. Ради любимого дела Модест Петрович оставил военную службу, но денег от живописи не было, он заливал тоску известным способом. Круг замкнулся, потому что даже когда работа была, композитор срывал концерты. И вот дальше уже зловещий финал от Пети - портрет Мусоргского Репин написал, когда композитор находился в госпитале, куда поступил с белой горячкой. Картина была закончена очень быстро - за четыре сеанса. Через несколько дней Мусоргский покинул этот мир.
К Левитану ноги вынесли нас сами. Я уже даже не удивилась )) У нас очевидно был свой путь в тот день. По этой картине сыну задали написать сочинение в те каникулы. Он был восхищён красками. Сказал, смотря на репродукцию в учебнике, точно не выразишь тех эмоций, которые вызывает картина в реальности.
Ещё Петя нашел другую картину из учебника по литературному чтению за четвертый класс - «Видение отроку Варфоломею» Нестерова. Четвероклассники в самом начале года читали эпизоды из жития Сергия Радонежского. История о том, что Сергию в детстве не давались науки, он встретил в лесу старца, тот его благословил, дал просфору, знания сами появились в голове отрока, моего отрока заставили улыбнуться. Сказал, что знания таким образом не появляются.
Главный итог той вылазки - спонтанность бывает лучше всякого запланированного. Дети могут сами уже водить меня по разным музеям и удивлять. Мне все понравилось )))
Про Петин первый поход в Третьяковскую галерею:
Как мы обычно готовимся к походам в музеи:
Про другие встречи с Третьяковской галереей: