Как же приятно бывает иногда получить весточку из детства. Когда мне было лет шесть, папа привез из командировки альбом Аполлинария Васнецова и со смехом рассказал, что продавщица сурово его спросила, знает ли он, что берет «не того» Васнецова, а то некоторые потом возвращаются и ругаются ))) Оказывается, это до сих пор актуально - в интернете люди делятся историями о том, как их предупреждали в магазинах, что они берут альбомы/открытки с репродукциями «не того» Васнецова )))
На неделе (она какая-то очень насыщенная, аж споткнулась, что все было на этой же неделе) мы с детьми побывали на выставке «Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI век». У Пети картины Васнецова-старшего сейчас - на пике популярности. Про картины младшего брата и внука Виктора Васнецова младший сын, как я думала, совсем ничего не знал. Старший тоже решил отвлечься от очередной волны подготовки к очередным экзаменам и пошел с нами.
Очень здорово эта выставка совпала с нашим настроением. Всем безоговорочно понравилось! Петя пока очень гармонично чувствует себя среди сказочных сюжетов, потому что его вера в сказку еще не утрачена. Мы же с Витей получили возможность вернуться в детство.
А еще я почувствовала, как Москва и Нижний Новгород будто бы протянули друг другу руки. Ведь некоторые картины приехали из Нижегородского художественного музея! Вообще, получился своеобразный мостик к прошлогодней выставке «Художник и сказка», на которой мы были в Нижнем.
И еще один мостик - в дорогой моему сердцу Крым, где в Херсонесе Таврическом принял крещение князь Владимир.
Понятно, что для Пети «тот» Васнецов - именно Виктор Михайлович. Его сказочные персонажи навсегда запоминаются. Но и исторические притягивают не меньше. Пете очень нравится, как Виктор Васнецов изобразил Ивана Грозного.
Когда мы перешли в зал, где демонстрируются произведения младшего брата Виктора Михайловича - Апполинария Васнецова, я начала с того, что его картин Петя еще не видел. На что сын мне сразу сказал, что видел в книге, которую сейчас читает («История России, пересказанная для детей и взрослых»). Так интересно, как меняются источники информации - раньше Петя о картинах узнавал из тематического лото и игр «Мемо», потом - из детских книг по искусству, теперь вот учебники истории его просвещают.
Я очень люблю старую Москву на картинах Апролинария Васнецова, она меня завораживает. В вечных спорах, кто из братьев круче как художник, я не участвую. Кто-то называет Апполинария бледной тенью брата. Бенуа, наоборот, Виктора ужасно критиковал, особенно ему не нравилось все, что тот делал для церкви. Для меня оба невероятно талантливы и их творчество совершено разное!
Талантов в этой семье было много, познакомились еще с творчеством внука Виктора Васнецова - Андрея Владимировича Васнецова. Петя сразу сказал, что его картины - какие-то суровые. Правильно, Андрей Васнецов - один из основоположников сурового стиля.
Изначально мы планировали заглянуть на фестиваль «Москва будущего», одна из локаций которого находится, как раз, в Музеоне, но, выйдя с выставки, мы поняли, что не стоит смешивать несочетаемое. Совершенно не хотелось лезть в толпу (на выставке народу тоже было много, несмотря на будний день), не хотелось переключаться с живописи, былинно-сказочных персонажей и старой Москвы на серферов и йогу в гамаках.
На сцене исполняли какие-то куплеты про чемоданчик, сбоку что-то готовили на гриле. Было стопроцентное чувство, что мы только что совершили путешествие во времени, и к нахождению в двадцать первом веке оказались не готовы )))
Решили прогуляться по парку Горького, вот там толпы не было.
Реконструкция территории вокруг Пионерского пруда нас слегка напугала, решили, что она и на любимую площадку «Салют» распространяется, но площадка открыта. На этой площадке мы часто бывали до 2020-го, потом появилась и укоренилась привычка избегать мест скопления народа. Другая жизнь совсем началась.
Пока Петя играл, я вспоминала детали биографии Виктора Васнецова, которые меня поразили еще в детстве. Провинциальный бывший семинарист Васнецов, приехавший поступать в Академию художеств, был поражен великолепием Петербурга и подавлен, сразу растерял веру в свои силы. На экзамене он быстро справился с работой, но ему показалось, что юноша рядом над ним насмехается. Это его так подкосило, что он был уверен в провале и не пошел узнавать результаты экзамена. А через год, когда явился поступать снова, узнал, что его приняли еще тогда. Тут столько сразу пищи для юных умов - самооценка, умение не обращать внимания на злые слова и, тем более, косые взгляды, умение доводить любое дело до конца, даже если кажется, что совсем бессмысленно. И то, как Виктор Михайлович покинул этот мир, тоже очень символично - в своей мастерской. Это ли не знак, что человек был на своём месте в этой жизни?
Помимо эмоций из Третьяковки Петя принёс деревянный пазл, не уходим с таких выставок без книг или тематических сувениров.
Про прошлогоднюю выставку «Художник и сказка»:
Про то, как Петя в Третьяковку в Лаврушинском ходил:
Подборка про московские музеи и выставки: