Я задолжала рассказы про три речных круиза, не все про майский Петербург ещё написано, причем, за два года поездок ))) Острая тема школы остается в подвешенном состоянии… Но вот про выставки точно нужно рассказывать по горячим следам, как только эмоции утихнут, будет уже не то…
Мы с Петей точно знали, что должны побывать на выставке Кустодиева, но дотянули до последнего - неделя осталась. В пятницу у нас были дела в центре - вот и повод до Третьяковской галереи дойти!
Билеты я заранее не покупала, совершенно непредсказуемо было, во сколько освободимся - решение бюрократических вопросов может занять очень много времени. Я периодически обновляла страницу с наличием билетов - все было оптимистично. Купили на месте в кассе.
И хоть билетов в наличии днём в пятницу было много, людей на выставке было тоже неожиданно много. Петр был расстроен. Сказал, что совершенно нет возможности рассматривать каждую картину так, как это нужно делать. Но в стране Кустодии - совершенно особая атмосфера. Она быстро переключает человека, перестанет замечать толпу, расстраиваться, уносишься в этот сказочный мир.
Страну Кустодию придумал когда-то Евгений Замятин, тонко и емко обозначив особый мир ярких красок, широты народного гуляния, хлебосольного изобилия. Мира, который Кустодиев писал по памяти, потому что его тогда уже не существовало…
Я картины Кустодиева любила с раннего детства. Но вовсе не самые знаменитые. Его купчихи и Венеры были для меня смешными толстушками, а ярмарочный мир советскому ребенку был не очень понятен. Мы такого изобилия не видели ))) Я любила Кустодиева за Волгу. Сразу поняла, что он - свой. Я родилась на Волге (Горький). Кустодиев родился на Волге (Астрахань). Рыбак рыбака видит издалека!
А ещё я всей душой откликалась на его семейные зарисовки. Портреты детей, жены, семейного чаепития - во всем этом было столько любви… Нельзя нарисовать настоящую семью, не зная, что это такое…
Мне не показалось. Все так и было. Почти сразу на выставке я увидела кусочек воспоминаний дочери.
А Кинешма какая у Кустодиева! Конечно, человек, родившийся на Волге, будет всегда тянуться к волжским просторам. У Кустодиевых была усадьба в Костромской губернии, которую они называли «Терем». Годы, проведенные в «Тереме» семья художника назовёт самыми счастливыми.
Один из любимых учеников Репина, Кустодиев сначала рисовал в манере учителя, но потом нашел свой исключительный путь. Его с самого детства так восхищали яркие краски ярмарок и продаваемые там лубочные картинки, что он решил не изменять себе.
И чем сложнее становилась его жизнь, тем ярче были картины. Художнику было чуть за тридцать, когда он, прежде легко нырявший под пароходы на Волге, стал чувствовать себя плохо. Oпyxoль спинного мозга, операции. Во время второй врачи предупредили, что после либо ноги не будут двигаться, либо руки. Жена Кустодиева просила сохранить подвижность рук…
Кустодиеву сделали особый мольберт, позволявший писать полу-лежа. И он писал по памяти любимые места, в которых не сможет уже побывать, страну, которой больше нет. И «Купчиха за чаем», и знаменитый портрет Шаляпина на фоне ярмарочных гуляний будут написаны уже после революции. Реальная Россия была уже совсем другой, а Кустодиев рисовал ту, что помнил, только ещё более яркую. Он рисовал свою страну Кустодию.
Петю очень интересовали театральные эскизы Кустодиева.
Особенно к «Блохе», ведь сын только что дочитал «Левшу». «Блоху» делали нарочито балаганным спектаклем, это было нужно для привлечения в театр пролетарского зрителя.
А после выставки можно окончательно закрепиться в стране Кустодии, оказавшись на картинах Кустодиева.
Техника дошла до того, что вас и сфотографируют, и на картины поместят, и фото по коду без проблем в телефон загрузят. Занятное развлечение )))
Выставка продлится до 28 сентября, ещё можно успеть побывать в этой волшебной стране!
Подборка о музеях Москвы: