STILL LIFE. Одна из немногих в истории группы песен, к созданию которой приложил руку Дэйв Мюррей. Из предыдущей части мы помним, что делает он это крайне редко и к сочинениям относится крайне взыскательно. Зато если уж из-под его пера что-то выходит, то выходит не зря. Песня действительно хороша, исполнена внутреннего напряжения, драйва, несёт потрясающую динамику развития.
Мрачный текст повествует о наступлении безумия, влекущего человека к самоубийству. Пожалуй, единственный на альбоме сюжет, хоть как-то связанный с обложкой альбома (Эдди, пойманный в смирительную рубашку и закованный в цепи, как буйный псих) и с его названием (цитата: “Nightmares will give me peace of mind” – игра слов, впоследствии превратившая “peace” в “piece”).
Песня стала отличным концертным номером и одним из любимых у участников группы:
«По сути, это история парня, которого, словно магнитом, тянет к озеру. Он видит лица в озере. Ему снятся кошмары, и в конце концов он прыгает в воду и берёт с собой свою девушку.
Это очень приятный номер, потому что в нём много всего происходит. Мы снова создаём настроение и вступаем с очень тяжёлым гитарным звучанием. Адриан играет первое соло. После его соло следует очень плотная партия баса и ударных, которая идёт прямо по верху риффа. Мне очень нравится эта часть».
(Стив Харрис, интервью, июль 1983 г.)
«Одна из моих любимых песен на этом альбоме – «Still Life». Атмосферная и мрачная, она затрагивает темы, знакомые по многим другим песням Стива: страх, бессилие, предательство и неотвратимые пророчества. Если я не сильно ошибаюсь, Iron Maiden не занимаются любовными балладами. Самое близкое, что любой из нас может сочинить о любви – это песни о тоске или гневе от потерянной любви или же о предательстве любимого человека».
(Брюс Дикинсон, «Зачем эта кнопка?»)
QUEST FOR FIRE. Ложка дёгтя, заслуженно обруганная фанатами и преданная забвению. Музыкально пьеса пафосна и напыщенна до невозможности. Героический текст способен выжать слезу даже из самого чёрствого человека:
Во времена, когда по земле ходили динозавры
Когда земля была болотом, а пещеры были домом
В эпоху, когда ценным приобретением был огонь
Исследуя землю, люди бродили
Затем племена пришли, чтобы украсть их огонь,
И волки выли в ночи, пока они вели жестокую, яростную битву,
Чтобы спасти силу тепла и света.
(…)
И они думали, что если угли погасли, пламя жизни сгорело и умерло.
Они не знали, что искры, из которых разгорается огонь,
Были получены от трения палки о камень.
И они пробирались сквозь опасные леса и болота,
И сражались с племенами людоедов и зверями,
Чтобы найти другой огонь, вернуть себе силу света и тепла.
Сюжет на самом деле основан на одноимённом французском художественном фильме 1981 года. Судя по имеющимся описаниям, фильм не так плох, как эта песня, в своё время имел успех в прокате и заслужил похвалы критиков. Однако не каждую историю можно успешно вместить в два куплета. Чувствуется, что Харрису очень хотелось написать песню на конкретную тему, но, видимо, у музы на этот счёт было своё мнение, и в тот раз ему пришлось обойтись своими силами. Словом, откровенно идиотский номер – у Мэйден такое случалось редко, но тут им удалось.
STILL LIFE. Пьеса хотя и простоватая, и уступающая классическим пьесам группы, однако не портящая альбом. Тот же галоп, по-своему красивый и мелодичный, но не додуманный до законченного полноценного полотна (ну не удался “The Trooper” номер 2, ну не смогли мы, не смогли). Текст – результат увлечения Дикисона японщиной:
«Япония покусала меня. Я купил экземпляр философского трактата Миямото Мусаси «Книга пяти колец». Этот текст, ставший фундаментальным документом для воинов бизнеса, был написан как трактат о жизни, борьбе и искусстве одного из самых легендарных японских ронинов.
Жизнь Мусаси была превращена в сериал и пересказана в форме эпического романа, а как персонаж он затрагивает большую часть западной киноиндустрии, от «Великолепной семерки» до фильмов Клинта Иствуда, в частности, такой картины как «Джоси Уэйлс – человек вне закона».
Японский ультранационалист Юкио Мисима был одержим им и стал причиной хаоса, когда, будучи одним из самых почитаемых поэтов Японии, он совершил харакири и был обезглавлен верным помощником после неудачной попытки государственного переворота.
Источником вдохновения для нашей песни «Sun and Steel» стал один из самых известных романов Мисимы. Но текст этой песни повествует не о Мисиме, он – о Мусаси. Песня короткая и довольно простая. Я выдержал гитарный рифф прямолинейным, поскольку я не очень хорош в сочинении гитарной музыки. Эдриан играет это намного лучше, чем я мог даже себе представить».
(Брюс Дикинсон, «Зачем эта кнопка?»)
«Текст написал Брюс. По сути, это песня о японце, который доводит себя до пика формы и хочет покончить с собой, сделав себе харакири. Думаю, это была бы хорошая песня для живого исполнения, но мы пока ни разу не исполняли её на сцене».
(Стив Харрис, интервью, июль 1983 г.)
Проверить, насколько она хороша живьём, однако, не довелось. Как и “Quest For Fire”, “Sun & Steel” так ни разу и не попала в концертный сет-лист группы.
“TO TAME A LAND”. Отличный финал альбома. Длинная эпическая вещь, настоящая баллада (не в обывтельско-дискотечном, а классическом понимании этого слова), предшественница таких монументальных композиций, как “Rime of the Ancient Mariner”, “Seventh Son of a Seventh Son” или “Alexander the Great”. Сложная по структуре пьеса – пожалуй, наиболее заковыристая на том этапе существования группы.
Едва уловимые восточные мотивы уносят слушателя в пустыню, но – в пустыню не реальную, а фантастическую. Текст основан на сюжете романа Фрэнка Герберта «Дюна» (1963 – 1965). Песня изначально так и должна была называться (“Dune”), и использование названия даже было урегулировано юридически, но в последний музыкантам было сказано, что «Фрэнк Герберт не любит рок-группы, особенно тяжёлые рок-группы, и особенно такие группы, как Iron Maiden».
«Сначала мы хотели назвать песню «Дюна», как и книгу, но он пригрозил запретить альбом. Это глупо, ведь он уже продал нам права по очень высокой цене. В любом случае, мы остались верны книге. Если бы он только знал, насколько успешен альбом, и какую рекламу это могло бы ему принести...»
(Брюс Дикинсон, интервью журналу “Metal Attack Magazine”, декабрь 1983 г.).
В итоге название песни пришлось менять уже после того, как альбом был закончен и готов пойти в производство. На некоторых изданиях 1983 года (например, португальских) песня называется “Dune” – такие пластинки являются коллекционной редкостью.
Альбом по выходе получил хорошие отзывы критиков и коллег. Журнал “Kerrang!” в 1983 году в своём рейтинге величайших металлических альбомов поставил “Piece Of Mind” на первое место (что характерно, более коммерчески успешный “The Number Of The Beast” той же группы оказался на втором). Альбом в итоге добился платинового статуса в США и Великобритании, а уж кто только ни брался перепевать эти песни…
По прошествии лет “Piece Of Mind”, конечно, несколько потускнел на фоне остальных классических альбомов Iron Maiden. Собственно, уже в ближайшие годы, на фоне успеха “Powerslave” и записанного на основе этой программы концертника “Live After Death” об альбоме 1983 года стали как-то подзабывать. Тем не менее, стоит просто включить эти песни, и вы сразу поймёте, чем Iron Maiden превосходят современников и коллег по жанру, в какой прекрасной форме они находились и какой богатейший материал был создан ими в то лихое молодое время.