Четвертый альбом Iron Maiden (он же второй с вокалистом Брюсом Дикинсоном, он же первый с ударником Нико Макбрейном) хронологически находится между двумя триумфами британцев. Ранее, в 1982 году выстреливает “Number Of The Beast”, и по сей день остающийся одним из самых популярных и продаваемых у группы, а годом позже мир услышит “Powerslave”, ставший одним из пиков развития TNWOBHM и конкретно творческой карьеры этой группы. Альбомы 1982 и 1984 годов пользуются заслуженной славой, и стоящий между ними “Piece Of Mind” 1983 года оказывается как бы в их тени, многими воспринимается как «хороший, но не настолько». Это несправедливо – альбом создан в отличный, плодотворный период жизни группы, содержит массу отличных песен и занимает достойное место в классической линейке альбомов, сделанных с участием продюсера Мартина Бёрча.
В те годы Iron Maiden жили в бесконечной, непрекращающейся круговерти «альбом – тур – альбом – тур…». Концертов было много (за год давалось выступлений эдак по 150), гастроли охватывали весь мир, и поражаешься тому, как эти люди успевали при такой нагрузке выдавать по альбому в год – да ещё по какому альбому…
1983 год не стал исключением. Отдолбив в конце 1982 года тур “Beast On The Road” (он завершился концертом в Японии 10 декабря), группа попрощалась с барабанщиком Клайвом Бёрром (Clive Burr), которого сменил ярчайший ударник с собственным неповторимым стилем Нико Макбрейн (Nicko McBrain).
Случившиеся обновления состава подстёгивали совместное творчество, о чём Харрис не без удовольствия делился с журналистами:
«- Кажется, что у группы есть не столько свой "саунд" – "Iron Maiden sound" – сколько собственный стиль, который развивался по мере того, как каждый участник чувствовал вживался в свою роль. На новом альбоме “Piece of Mind”, похоже, больше внимания уделяется каждому участнику в отдельности.
- Ну, на альбоме “The Killers” Эдриан был совсем новичком, и только после того, как он пробыл в группе около полутора лет, он по-настоящему почувствовал себя полноправным участником. Он всегда был таким, но, казалось, никогда по-настоящему не осознавал, что это происходит. [Возможно] потому, что он ушел из местной группы в Ист-Энде в Iron Maiden, которая даже в то время была довольно популярной. Ему потребовалось немало времени, чтобы освоиться, а также ему с Дэйвом потребовалось немало времени, чтобы добиться правильного звучания гитар. Даже во время последнего тура, который был вторым мировым турне, они все еще менялись – использовали оборудование с разной периодичностью, чтобы добиться желаемого звучания... потому что они оба перфекционисты, когда дело касается звука. Затем пришел Брюс, и он тоже сделал для группы отличные вещи. По ходу прошлогоднего тура мы все больше и больше сближались как группа. И я думаю, что на этом альбоме Брюс стал более раскованным, поскольку он уже некоторое время работает в группе и активно участвовал в написании песен. Вокальные данные потрясающие. Он быстро осваивается в студии, потому что у него очень хороший слух; он просто приходит и – бах, возникает отличное ощущение живого звучания.
Еще одно действительно важное отличие - это новый барабанщик, Нико, потому что его игра на барабанах - одна из лучших в мире. У него волшебное звучание. Нико гастролировал с нами, когда он играл с французской группой Trust в 1981 и 82 годах. Так что в дороге с нами он уже был. Trust и Iron Maiden всегда были большими друзьями, и с точки зрения личных качеств у них не было никаких проблем. На самом деле он родился примерно в полутора милях от меня, и он старше меня всего на пару лет. Я думаю, что его игра на барабанах дала нам другое измерение. Она стала жестче, и ритм подобран идеально. Он настоящий рок-барабанщик, отлично чувствует музыку и бьет по-настоящему сильно. Так что все это становится все более популярным. Каждый альбом совершенствуется как в плане продюсирования, так и в музыкальном плане. Я думаю, что теперь это действительно становится тем, ради чего задуманы Iron Maiden, и мы ожидаем, что с этого момента всё будет развиваться еще больше».
(Стив Харрис, из интервью для “Artist Magazine”, 14.08.1983).
Положительные последствия перемены состава и образовавшейся синергии заметил не только лидер группы. Мартин Бёрч – человек, ответственный за итоговое звучание и за появление той самой легенды мирового металла, которую знают все – в том же году отмечал следующее:
«Что ещё заметно в карьере Maiden, так это то, что с каждым новым альбомом небольшая смена состава постоянно добавляла группе каких-то улучшений:
"Это правда, что состав этой группы довольно часто меняется, и в данном случае это хорошо, поскольку каждый новичок привносит в каждый альбом определенную долю свежести. Поскольку Эдриан Смит был таким же новичком, как и я, когда продюсировал “Killers”, я не могу сравнить его с гитаристом, которого он заменил. Но однозначно могу сказать, что Брюс Дикинсон усилил группу по сравнению с Полом Ди'Анно, который был изолирован на человеческом уровне и не очень продуктивен.
Что касается Piece Of Mind, то вклад Нико (Макбрейна) был огромен. Он действительно отличный барабанщик. Что хорошо в Iron Maiden, и что невозможно, например, с Rainbow – это что они всегда объясняют мне причины своих отъездов и приездов, поэтому я всегда придерживаюсь логики группы и нахожу эти изменения вполне естественными. Я понимаю их необходимость, потому что они были необходимы. Эти ребята никогда не действуют по наитию".
Очевидно, что это не в стиле Стива Харриса, этого грозного басиста, который руководит группой с такой ясностью и умом. Но является ли он таким же тираническим лидером, как многие из тех, кого знал Бёрч?
"Вовсе нет!... Ну, очевидно, что он босс, даже если сам он это отрицает. Iron Maiden – это он. Более того, ситуация в группе сложилась так, что долгое время все песни писал он. Эдриану Смиту и Брюсу Дикинсону потребовалось некоторое время, чтобы освоиться. Что касается Дэйва Мюррея – отличного гитариста – он пишет не так уж много. Он пишет очень мало и очень требователен. Например, в “Number Of The Beast” все зависело от Стива. В настоящее время Эдриану и Брюсу совершенно комфортно, и они начинают сочинять, так что баланс становится лучше. Кстати, я думаю, что "Piece Of Mind", безусловно, их лучший альбом, и не только потому, что это новейший релиз. Тот факт, что теперь мы знаем друг друга намного лучше, вывел наше сотрудничество на новый уровень. На самом деле, сейчас мне с Iron Maiden так же комфортно, как и в лучшие моменты моей жизни с Deep Purple, и мы договорились снова поработать вместе над следующим альбомом"».
(Мартин Бёрч, из интервью для Best Magazine, декабрь 1983 г.).
В начале 1983 года перебралась на остров Джерси в проливе Ла-Манш (самоуправляемое образование под властью британской короны), где захватила пустовавшую в межсезонье гостиницу "Le Chalet", сделав её базой работы и отдыха. Здесь материал для следующего альбома стал приобретать осязаемые черты.
Музыканты претерпевали пронизывающие атлантические ветра и сырость, бродили возле местного маяка, коротали свободное время в гостиничном баре, работавшем 24 часа в сутки. Дикинсон в перерывах между работой развлекал себя фехтованием и шутейными поединками с Мартином Бёрчем, имевшим чёрный пояс по карате и пожелавшим узнать, победит ли каратист человека с рапирой (в итоге оба победили местную мебель). В общем же и целом заняться на острове в такое время года было практически нечем, что способствовало творчеству. Харрис – автор большей части материала – в уединении работал над текстами и концепцией песен. Остальные искали для них подходящую музыкальную форму:
«Стив запирается в комнате и пишет полный набор текстов. Остальные сидят в студии и джемуют с барабанами и гитарой, просто дурачатся, пока не придумают что-нибудь. Мы обмениваемся идеями».
(Эдриан Смит, из интервью журналу “Guitar World”, 1983 год).
Завершив подготовительный период на Джерси, в феврале 1983 года группа перебралась в Нассау (Багамские острова), в студию “Compass Point Studios” – легендарное место, где, например, AC/DC делали свой шедевр “Back In Black”. Запись шла успешно, но не без технических эксцессов, о которых Дикинсон в своей автобиографии вспоминает так:
«Студия была просторной и удобной, но с некоторыми странностями. Электроснабжение на острове было довольно непредсказуемым, поэтому там был резервный генератор. Все бы хорошо, но скачок напряжения в тот момент, когда этот генератор включался, вызывал сбой в работе головки 24-дорожечного магнитофона, стирая или повреждая любые записи, которые находились в контакте с головкой в этот миг.
Поэтому момент, когда отключалось электричество, был критическим. Помещение внезапно погружалось в темноту, и операторы магнитофона бросались к нему, чтобы снять ленту с головок. У них было около десяти секунд, чтобы сделать это до того, как с ленты было стерто все содержимое».
(Брюс Дикинсон, «Зачем эта кнопка?»)
Тем не менее, в короткие сроки (в марте 1983 года) запись была завершена. Позже альбом был доделан и сведён в “Electric Lady Studios” (Нью-Йорк), а 16 мая увидел свет. Группа отправилась в “World Piece Tour”, продлившийся до 18 декабря, а поклонники получили возможность вникнуть в новейший лонгплей группы, получивший название “Piece Of Mind”…