Найти в Дзене

Письма из Арктики -4: о вмерзающих судах, книгах, птицах и прочем.

Продолжаю делиться весточками от сына, который несет свою вахту на атомном ледоколе "50 лет Победы" В суровой полярной ночи. **** Привет всем! Поздравляю с наступившей зимой из самого "зимнего" региона! Погода у нас хорошая - по сравнению с последними неделями ноября - потеплело до минус двадцати, а что ещё лучше - наконец, стало ясно и маловетрено. Чистое, вечно ночное, небо установилось над нами, показывая свою красоту, иней лёг ровным слоем на весь наш корпус, делая белым и чёрное, и красное, придавая окружающей обстановке той самой "ядрёности". Но, благодаря тому, что ветер больше не сносит нас с палубы - хорошо одевшись, можно свободно гулять , рассматривая растущие на глазах торосы. Выходить на взятие и отдачу буксира в такую погоду - это, конечно, не сказать, чтобы наслаждение, но есть в этом какое-то приятное ощущение полезности и внутренней гордости, что мне это по силам. Но буксировкой мы занимались совсем недолго - ведя караван из трёх судов, брать на буксир одного в о

Продолжаю делиться весточками от сына, который несет свою вахту на атомном ледоколе "50 лет Победы" В суровой полярной ночи.

****

Привет всем!

Поздравляю с наступившей зимой из самого "зимнего" региона!

Погода у нас хорошая - по сравнению с последними неделями ноября - потеплело до минус двадцати, а что ещё лучше - наконец, стало ясно и маловетрено.

Чистое, вечно ночное, небо установилось над нами, показывая свою красоту, иней лёг ровным слоем на весь наш корпус, делая белым и чёрное, и красное, придавая окружающей обстановке той самой "ядрёности". Но, благодаря тому, что ветер больше не сносит нас с палубы - хорошо одевшись, можно свободно гулять , рассматривая растущие на глазах торосы.

Выходить на взятие и отдачу буксира в такую погоду - это, конечно, не сказать, чтобы наслаждение, но есть в этом какое-то приятное ощущение полезности и внутренней гордости, что мне это по силам.

Но буксировкой мы занимались совсем недолго - ведя караван из трёх судов, брать на буксир одного в основном бессмысленно - если другие встрянут во льдах (а они встрянут) - буксир будет только помехой, которая будет забирать целые часы от конечного времени проводки - а скорость и рациональность в нашем деле развития Севморпути - критически важные показатели. Поэтому пока что главным способом дать ход застрявшим судам остаётся околка.

Та околка, о которой я раньше писал - оказалась просто тренировкой, подготовкой к по-настоящему тяжёлому процессу. Оказалось вдруг, что до этого суда, можно сказать, совсем не вставали - ведь "Бегемот" был настолько тяжёл и громаден, что остановить его те, ещё осенние, льды не могли. И после себя он оставлял такой широкий канал, что судно за ним шло будто по трассе.

Теперь же всё стало гораздо сложнее. Три примерно равных по своим характеристикам судна держат за нами скорость и дистанцию как могут, но всё равно не справляются с обстановкой: то сжатие льдов затягивает наш канал, то один из них не впишется в резкий поворот, то оставшиеся в канале разрозненные льдинки соберутся у их носа и застопорят им ход...

-2

Иной раз вся вахта, все четыре часа, проходят в непрерывной околке. Пройдём с левого, борта, с правого, судно получит ход - и снова встанет через считанные метры. И всё заново. В таких случаях пытаемся выводить их по одному, но и это - непростая задача. И хоть в этом деле мне отведена самая малая роль - просто держать руль прямо или перекладывать на борт по команде - я, как и все, потею от напряжения и переживаю, когда нас сносит к судну. Капитан же порой по 10 часов кряду проводит на мостике, командуя и управляя, показывая весь свой опыт и мастерство ледового плавания.

Особенно непростая обстановка сложилась уже, можно сказать, на финишной прямой - в проливе Вилькицкого. С виду тонкий и плёвый лёд, который может пройти даже самостоятельно судно, имеющее достаточный ледовый класс, оказался настоящей ловушкой для наших ведомых.

-3

Канал за нами начало затягивать так быстро, что идущему за нами судну, всего в полумиле, уже приходилось идти едва ли не по строчке. Это оказался участок с невероятным сжатием.

Суда давило с бортов, льды перекрывали им путь, нарастали, наслаивались, тормозили всех с невероятной силой. Разумеется, встали все трое за нашей кормой, и поперву мы даже удивлялись, как в таком поле можно было встать и думали - не филонят ли на их грузовых бортах?

Однако, чем больше мы их окалывали - тем больше они застревали. И с каждым таким реверсом, с каждым размытием - льды смыкались снова и снова, отмечая каждый наш манёвр торосистые участком. А, поскольку маневрировали мы вокруг судов, и сами суда пытались дать ход - лёд схлопывался именно вокруг них, образуя прямо-таки непролазные торосистые дебри, в которых даже мы начинали застревать. И в некогда ровном поле тонкого льда - именно вокруг наших "клиентов" громоздились ледяные горы, так, словно ожившая и разумная стихия громоздила свои препятствия, блокируя нежеланных гостей. Дошло до того, что суда не просто потеряли ход - лёд вмёрз в их механизмы управления, заблокировал руль и винт и лишил возможности не просто давать ход - даже завестись не представлялось для них возможным. И возможность запустить двигатель требовала новых и новых околок, а значит - непролазные горы всё росли.

В конце концов, решено было по одному вести товарищей на буксире. И больше суток потеряли мы, катаясь вперёд, до безопасных льдов без сжатия - и назад, к оставшимся в ледовом плену, судам. Однако, в конечном счёте всё, разумеется, закончилось благополучно - проводка продолжилась в составе каравана, как только все воссоединились на безопасном участке.

****

По тренировкам - в конце ноября достиг отметки в 5000 за 21 минуту. Но, к сожалению, вскоре после этого вынужден был оставить ежедневные походы к гребному тренажёру. Причиной этого стал копчик, с которым, после травмы в феврале, видимо, всё ещё что-то не так. Боли, вроде как, особой нет, но отпало всякое желание дальше его нагружать. На тренажёре, к сожалению, жёсткое, пластиковое сиденье без намёка на анатомию, а положение, высота ног и отклонение при тяге ручки на себя такие, что, естественно, копчик сильно нагружен. Поэтому таких проблем, как были зимой в Мурманске хочется избежать.

Сейчас ищу такую альтернативу, чтобы можно было не нагружать копчик и он спокойно зажил, и при этом была возможность и дальше развивать спинные и ручные мышцы. Жаль только, что за такой промежуток времени не получится достичь той же эффективности на каких-нибудь тренажёрах формата "качалки". Тут - 20 минут непрерывной динамической нагрузки, там же - без чередования подходов и отдыха не обойтись, и этого времени может быть действительно мало.

***

Но, конечно, не стоит по моим письмам думать, что занимаюсь я только физическим развитием. Естественно, день не может обойтись без книги.

За прошедшие недели я прочитал "Хижину дяди Тома", пару лёгких триллеров с элементами детектива от одного и того же автора, "Повесть о настоящем человеке", дочитал "Молодую гвардию". Задержусь чуть подробнее на некоторых из них.

О "Хижине дяди Тома" .

Книга мне понравилась, для своего времени она была и актуальна, и действенна.

Триллеры я взял с собой - эти книги были мне подарены одним хорошим знакомым ещё в Севастополе. От них я ожидал, что это будет такое лёгкое, разгрузочное чтиво с элементами ужаса, как другая книга из серии, которую я читал - там вампир охотился на нацистов, засевших в древнем замке. Как вы можете понимать, особых ожиданий не было, для меня это было что-то вроде Донцовой или Корецкого - книги этих авторов всерьёз воспринимать нельзя, но чтобы не забивать мозги, полистать что-то вечером - сойдёт.

Однако, эти романы меня не впечатлили. Во-первых, хоть всё написанное и касается морской тематики, пристаней и судов - меня расстроило, что суда здесь - не основная локация, да и сами плавсредства - это спортивные парусные яхты, чьё существование в наш век я считаю исключительно баловством для слишком обеспеченных. Но во второй книге окончательно меня отвратила, похоже, неискоренимая британская русофобия.

Я уже жаловался на то, как они бессовестно переоценили свой вклад в победу над Германией, рассказывал и как они отзываются о наших машинах, обладая ничуть не лучшим автопромом - но теперь фантазия автора завела героя в СССР - вернее, а Эстонию. И, разумеется, по всем канонам - серые тучи, угрюмые панельки, полная улица полицейских, народ, который только и мечтает о свободе, ибо живёт в ужасных условиях, дети, которые никогда не видели яхт, женщины, которые впервые продают настоящий кофе - и далее, и далее. И разумеется, очень благородная и самоотверженная героиня, которая с запрещёнными (надеюсь) в России "лесными братьями" (фактически, балтийские бандеровцы) "борется за свободу своего отечества от фашистов и коммунистов". И это в годы Перестройки, под самый её конец, когда Горбачёвская клика подошвы этим англосаксам целовала - и вот такая благодарность, такая "дружба навеки"!

Позор даже не столько автору - с ним всё понятно, позор всем, у кого поднялась рука в 94-м году это перевести, отредактировать, одобрить к печати и продавать нашему населению, которое читало и ужасалось - до чего же мы, "москали", бедных эстонцев мучали! До чего жизни не давали, что из-за одного иностранца в чьей-то квартире тысячу человек спецназа выгнали и чуть ли не танками по ним шмаляли!

Больше я читать не стал.

"Повесть о настоящем человеке" помогла снять это мерзкое послевкусие. Приятно и вдохновляюще читать о подвигах наших героев с их непобедимым и несломимым духом. Пускай сколько угодно злопыхают недруги - пока у нас есть такие люди, такие примеры - никакой силой нас не проймёшь.

Очень верно оказалось выбрано название о человеке, что без ног стал лётчиком. Повесть о НАСТОЯЩЕМ человеке - не идеальном герое, не безупречном святом. В самой повести Мересьев - именно что настоящий. Он проявляет слабость, впадает в уныние, отступает, борется со своими мыслями - и в конечном счёте побеждает, в первую очередь, самого себя. И это гораздо ценнее, чем когда пишут "ни на минуту он не колебался". Хотя, разумеется, иногда это вынуждало меня даже презирать слабость Мересьева, которую он проявил после ампутации, пережив столько всего, выстрадав и оказавшись уже на финишной прямой к восстановлению - но тем более это воодушевляло.

Вообще, хоть и вся "повесть" написана очень здорово и даёт отличный пример с жизнеутверждающим посылом - и то, как герой полз по лесу, и то, как затем упорно учился летать с протезами - мне больше всего запомнилась и близка была именно часть с больницей, которая и стала самым эмоционально важным промежутком внутренней борьбы и перелома. Одно дело - совершать подвиг в борьбе за жизнь или отдавая её за Родину. Это очень достойно и здорово, но ещё важнее - учится жить с последствиями и понимать, что жизнь так или иначе продолжается. Часто на главном подвиге биография достойного человека и обрывается, словно после либо его совсем не было, либо он не делал ничего достойного упоминания. Это неправильно.

"Молодая гвардия" поначалу испугала своим объёмом и как-то слишком скучно, буднично, началась. Местами некоторые реплики и диалоги даже возмущали своей идеологической невыверенностью - но затем всё постепенно начало вставать на свои места, и к середине от книги невозможно было оторваться - настолько восхищали подвиги, отвага и единство моих, а то и Вариных, ровесников. Единственное - я, совсем не памятный на имена, постоянно путался в героях и линиях - слишком уж их много, и сложно было отделить Проценко от Стаценко и Стаховича от Туркевича. Зато, благодаря этой книге, наконец обрели "лицо" знакомые улицы Олега Кошевого и Сергея Тюленина - к счастью, названные по достоинству, а не как с Бела Куном.

Книга эта, я считаю, очень полезна в актуальной обстановке - ведь рассказ там идёт о землях Донбасса, который тогда был культурно в равной степени и русским, и украинским. И, я надеюсь, через эту книгу можно снова привить братские чувства двух народов, показать как самые щирые украинцы, балакающие почти на чистой мове - вместе с русскими, казахами, татарами - боролись за наше общее Отечество и напомнить, что страна знает предостаточно героических украинцев, которые не стеснялись своего языка, песен, культуры - и сделали свой немалый вклад в общую Победу. Очень важно вернуть понимание, что украинец - это не обязательно бандеровец, так же как и русский - не власовец.

***

Снова в небе наблюдали необычное явление - довольно крупный метеорит. Он не просто промелькнул где-то далеко и быстро, как типичная "падающая звезда" - на фоне бирюзового рассвета, переходящего в закат - он пронёсся немного над горизонтом толстой, светлой полосой и в конце распался на несколько частей разных размеров, окончательно сгорев, не достигая земли. Зрелище было настолько удивительным и быстрым, что испугаться никто не успел, и только через десяток секунд все начали спрашивать друг у друга, видел ли это ещё кто-то. Оказалось, все четверо присутствовавших на мостике заметили это.

Повезло мне всё-таки оказаться снова на мостике! Иногда бывает жаль, что много интересного я не успеваю запечатлеть и передать, поскольку заняты и руки, и голова - но не будь я на вахте ,о и вовсе бы не увидел практически ничего, сидел бы как повариха, что месяцами на открытый воздух не выходит...

-4

***

Странное дело происходит с биоритмами и часовыми поясами: сон ночью по Москве в восточной части России как-то нарушается, заснуть гораздо сложнее, чем днём, после вахты и обеда. Вполне естественно, когда прилетевшие из Москвы на Камчатку хотят спать днём - ведь сместился часовой пояс, и их биоритмы настроены спать в то время суток, когда на другом конце России - разгар дня. Логично было бы подумать, что может помешать нормальному сну и солнечный свет "ночью" и темнота - "днём".

И ведь в нашем случае всё, казалось бы, идеально: мы никак не перестраивались по времени, оставаясь на любой долготе с нашим привычным московским временем, а полярная ночь, уже вступившая в своим права, стирает всякую разницу между днём и ночью.

Но какое-то таинственное, доселе не открытое шестое чувство всё равно теряется и указывает организму, что спать нужно именно в ночь по тому часовому поясу, в котором мы живём. И выходит так, что в час дня стоит только прилечь на диван под шум телевизора и яркий свет лампы - и спишь крепким, здоровым сном, просыпаешься через 2 часа с мыслью о том, что уже пришло утро и пора на вахту, и только спустя минуту осознаёшь, что сейчас день по ледокольному времени. А вот в полночь - приходишь после вахты, казалось бы - глаза сами слипаются, но чистишь зубы, гасишь свет, ложишься - и так и ворочаешься до часу-двух-трёх ночи, хотя созданы все условия. Кажется, есть в этом интересная почва для исследований - видимо, как-то совершенно неосознанно человек воспринимает свои координаты и соорганизует свои биоритмы с местным часовым поясом - иначе объяснить этот парадокс, знакомый практически всем, с кем я его обсуждал - я не могу.

-5

***

Закончу это письмо, пожалуй, самым удивительным явлением этого месяца - птицами. За бортом вот уже месяц с лишним как температура колеблется в районе -15 -20. Всё море покрыто льдом, вся земля - снегом. Но то и дело у по носу пролетают едва различимые на фоне снега и в свете прожекторов птицы - они кажутся снежками с крыльями, проносятся мимо, активно взмахивая ими и исчезают. Как и чем выживают эти создания в устоявшуюся уже полярную ночь, при таких температурах и при полном отсутствии пропитания - я даже не могу себе представить - но они всё ещё летают и кружат вокруг ледокола. Просится догадка, что их привлекла рыба в нашем канале - но тогда придётся допустить, что эти горемыки ныряют в холодное море - и каким-то чудом после этого, с мокрыми крыльями и телом - могут ещё взлетать

Увы, я не орнитолог и ничего не могу сказать о том, что это за вид и как он здесь обитает - самому жуть как интересно. Но пока что присутствие этих несломимых летающих животинок меня и восхищает, и немного пугает, как может пугать всё неизвестное и очень живучее.

-6

Все письма из Арктики тут