Найти в Дзене

Письма из Арктики-3. О работе, природе Севера и дне рождения.

Наконец-то в районе Певека появилась связь и Пëтр получил поздравления от друзей и близких, а мы - весточку после десятидневного ожидания. О сыне я писала тут: **** Здравствуйте! Спасибо огромное вам за поздравление, за такие тёплые и приятные слова! Постараюсь и дальше вас радовать, не терять темп и с честью нести нашу замечательную фамилию! Как-то так получилось, что все мне жену желают - это действительно важно, пора бы уже. *** Привет, на этот раз - из Великой Сибирской Полыньи! Согласен, звучит это скорее страшно или смешно, чем гордо - но когда я пишу это письмо - мы действительно проходим в зоне этого необычного природного явления. И, к счастью, это не просто прорубь -достопримечательность, а огромные пространства открытой воды или тонких наслоений льда, которые протянулись от устья Лены и далеко на северо-восток. Об этом названии я впервые услышал из книг по биологии полярных морских млекопитающих - и действительно, Великая Полынья играет огромную роль в жизни местной фауны

Наконец-то в районе Певека появилась связь и Пëтр получил поздравления от друзей и близких, а мы - весточку после десятидневного ожидания.

О сыне я писала тут:

****

Здравствуйте!

Спасибо огромное вам за поздравление, за такие тёплые и приятные слова! Постараюсь и дальше вас радовать, не терять темп и с честью нести нашу замечательную фамилию!

Как-то так получилось, что все мне жену желают - это действительно важно, пора бы уже.

***

Привет, на этот раз - из Великой Сибирской Полыньи!

Согласен, звучит это скорее страшно или смешно, чем гордо - но когда я пишу это письмо - мы действительно проходим в зоне этого необычного природного явления.

И, к счастью, это не просто прорубь -достопримечательность, а огромные пространства открытой воды или тонких наслоений льда, которые протянулись от устья Лены и далеко на северо-восток.

Об этом названии я впервые услышал из книг по биологии полярных морских млекопитающих - и действительно, Великая Полынья играет огромную роль в жизни местной фауны. Не просто так мы на пути встречали моржей и тюленей, которые обитают здесь круглогодично.

Не успеваю отправить это письмо до дня рождения - к сожалению, снова пропала связь. Только один раз, ночью, видимо, антенна смогла поймать интернет. Сразу благодарю всех за поздравления, надеюсь, никто не в обиде, что кому-то отвечу через несколько дней, а кому-то - и вовсе не раньше февраля, если меня поздравили в контакте.

22 года - тоже важное событие. Две двойки. Одну единицу я не помню, а три тройки - не отпраздную. Так что этот год немного более особенный и уникальный, чем другие. Разумеется, это ещё молодость, для кого-то - вероятно, беззаботная. У меня же на этот год, как и на всю дальнейшую жизнь, планы довольно серьёзные, и, надеюсь, им суждено сбыться.

С одной стороны, звучит грустно, что я отмечаю день рождения на работе. Но если посмотреть на это под другим углом - то выяснится, что у меня, пожалуй, самый полный и интересный праздник, который далеко не каждый может позволить.

-2

Я нахожусь в Арктике - не просто в "туристическом" Мурманске с его мягким, тёплым климатом - а в настоящих полярных широтах, где кроме нас - никого на тысячи километров вокруг, за бортом - минус 25, а между вахтами я купаюсь в море Лаптевых, подогретом двумя реакторами до комфортных плюс 25.

-3

И всё это среди вечных льдов под северным сиянием...

К тому же, и поздравили меня просто замечательно. В полночь, когда я сменялся, после окончания проводки, которое очень удачно выпало на ночь 14-го ноября и немного поубирав снег на носу - мои сменщики попросили задержаться м очень торжественно и горячо поздравили меня с совершеннолетием (почему-то), вручили светящийся шарик, шоколадку и открытку, сделанную из старой карты. Было очень приятно. Пообнимался, с кем можно, остальным - пожал руку, а шоколадкой поделился днём. Я, конечно, ожидал, что какое-то поздравление будет, но получилось очень неожиданно и здорово.

Погода тоже приподнесла сюрприз к этой дате. С утра ударили крепкие морозы, как я написал, в минус 25 градусов - так, что вдруг у нас замёрз магнитный компас - он должен быть на самом верху, на открытом воздухе, чтобы металл его не сбивал. И в картушку залита специальная жидкость - не знаю, какая у нас, в более старых судах - это спирт. Но неужели спирт замёрз?

-4

Впрочем, к вечеру компас оттаял, поскольку температура поднялась до минус 20. Зато поднялся просто невероятной силы ветер - такой, что на мостике стоял страшный свист и грохот, и даже на маленьких полыньях с чистой водой, размерами всего метров 50 на 20 - он умудрялся разгонять настоящие волны и вспенивать барашки на замерзающей воде. Мерить ветер было сложно: флаг выбивало из рук, и приходилось удерживать его двумя, словно опираясь на него как на стойку. А анемометр ушёл в глубокую отсечку, и крутился так, что, казалось, вот-вот я взлечу вместе с ним, как вертолёт. Скорость ушла далеко за 30 метров в секунду. В этот же день в новостях услышал, что сильнейший циклон обрушился на Мурманск. Знали бы они, что происходит ещё севернее!

Уж сколько раз пишу, что таких штормов я ещё не встречал - и вот, в очередной раз, все рекорды и представления побиты.

-5

А теперь, собственно, о моей работе 22-летнего человека:

Пожалуй, самая нервная работа, которой мы недавно занимались и непременно будем ещё - это околка.

Операция по вызволению других судов из ледового плена требует ювелирной точности от старшего помощника и чуткости и исполнительности рулевого. Последнее особенно осложняется тем, что именно в этот момент, когда ледокол подходит к судну максимально близко - по радио начинаются громкие, слышные на весь мостик переговоры, поднимается капитан, чтобы лично держать ситуацию на контроле, а гирокомпас принимается усердно гудеть, словно внутри сразу несколько ульев.

-6

И крайне важно среди этого всего услышать от старшего помощника короткое "руль прямо". На вахте и так всегда начеку, а тут - и вовсе постоянное напряжение, хоть именно по управлению - ничего сложного нет - знай да выполняй команды. Но груз ответственности за сохранность обоих судов и, возможно, чьих-то жизней, которые служат ценой пары секунд промедления - не отпускает не на секунду.

На протяжении десяти дней мы вели из Певека в Карское море огромный, широченный танкер, который с моей подачи стал называться среди рядового состава "Бегемот". Он чуть ли не вдвое шире нас, и так же, в два раза - длиннее. Несмотря на те же пропорции, смотрится он не как гигантские газовозы, а действительно неуклюжим бегемотом - широким и коротким, медлительным здоровяком. Таким он и оказался, к нашему сожалению. Идя по нашему каналу, он едва набирал восемь узлов - скорость, при которой мы едва управляемся. И реакторы, и винты так и просятся работать активнее, и даже на малой мощности ручки управления стояли на малом ходу. Так же и с поворотами - приходилось менять курс, растягивая рядовой поворот на долгие мили и даже десятки минут.

Поначалу проводка казалась нам пыткой. Но затем мы сработались, научились управлять по-новому, а эта громадина за кормой стала такой привычной частью ночного пейзажа, что даже как-то странно теперь не видать его за собой.

В любом случае, Бегемот показал себя лучше, чем ожидалось. Он почти не застревал, а если и застревал - то снова набирал ход, справлялся со льдами, которые сбивал половиной своего широкого корпуса и практически не доставлял трудностей и не возмущался нашими вынужденными манёврами. В общем, можно сказать, что мы с ним подружились, и прощальное "до встречи на трассах СМП" было сказано вполне искренне.

-7

***

Ещё одно доказательство, что тема космоса во многом основана и постоянно пересекается с морской - настигло нас в Восточно-Сибирском море. Здесь на молодых ледяных полях нас поджидал "пояс астероидов". Это были едва заметные, небольшие по размерам, обломки многолетнего льда. Он гораздо плотнее обычного, и наскакивая даже на небольшой скорости на "астероид" мы вдруг получали такой удар, который даже на самой высокой точке ледокола давил по ушам и давал ощутимый толчок, поднимая жуткий грохот - в такие моменты я всерьёз беспокоился, не повредилась ли наша "броня". Для судна классом ниже, вероятно, встреча с таким "астероидом" рискует быть фатальной, и даже мы старались объезжать подозрительные выпуклости. Но, к счастью, как и с астероидами космическими - эти обломки были сгруппированы только в определённое "поясе", преодолев который мы больше не беспокоились о многолетнем льде

-8

Встретились нам и настоящие айсберги - они образовываются в районе Сибирских островов, в зонах вечного льда, и, как и полагается айсбергам - периодически откалываются и дрейфуют, а потом вмерзают в лёд. Огромные ледяные горы мы, конечно, оставляем далеко с борта, но в короткие часы светового дня - удаётся разглядеть эти глыбы, на много метров торчащие над водой.

-9

А вот вода, когда она встречается - в ночное время имеет необыкновенно чёрный цвет. Не просто чёрный, а и правда - какой-то космический, всепоглощающий. Взять даже мазут - тот ведь при свете фонаря блестит, отражает что-то в себе. А в воде тонет и свет прожекторов, и наше отражение, и даже лазерная указка старшего помощника, который этим агрегатом стал наглядно показывать мне, куда следует направлять судно. Это какая-то уникальная, полная чернота, контрастирующая с белым льдом - словно в тёмной воде не осталось никакой энергии, никакого света, чтобы иметь хоть какие-то оттенки в эту полярную ночь - и между льдами и в нашем кильватере - словно зияют дыры какой-то печальной, беспросветной пустоты.

-10

Однако в бассейне, согретая и заряженная, вода обретает свой приятный лазурно-голубой оттенок, словно благодарностью отзываясь на оказанную ей заботу. И, разумеется, она чистая - возможно, самая чистая в северном полушарии - и вся эта чернота вызвана только холодным одиночеством жидкости, которая в ближайшие месяцы не увидит солнца - вот и глотает она с такой жадностью свет наших прожекторов и лазеров, не оставляя ничего на отражение и отливы цвета.

***

Продолжаю ежедневно ходить и грести. Пропустил всего один день, когда плохо себя чувствовал и решил отлежаться - болело горло и температура была обычная - 37,2, но ощущалась необычной. Пробежал денёк в шарфе и тёплых носках, напился чая - и на следующий день уже было сильно лучше, а сейчас - вообще полный порядок.

Результат тренировок сейчас : гребу на 4000-4500 метров (по времени и настроению - гребу либо 20 минут, либо до 4000). Время увеличил до 20 минут, потому что понял, что в 15-минутном интервале - упираюсь в потолок возможностей, а хочется как-то увеличивать результат. Увы, по времени расти тоже особо некуда - между вахтами времени не так много, и так что-то не успеваю. Но буду стараться, в любом случае. Хоть немного, но получается делать быстрее и эффективнее.

Лицо начинает краснеть - всё-таки какой-то аллерген тут присутствует (или отсутствует что-то необходимое), в остальном на здоровье не жалуюсь

Хочется, конечно, ещё о многом рассказать - например, о книгах, которые я читаю, фильмах, которые смотрю - но увы, с учётом написанных ниже жалоб на дам - текст получается слишком длинным, и блокнот начинает виснуть. Так что постараюсь написать об этом в другой раз.

***

Спасибо, что рассказали, как у вас дела, и ещё раз спасибо за поздравление!

Привет всем и еще раз спасибо за поздравления!