Опять один в постели полусонной,
Во тьме ночной лишь стук шальных копыт.
Давно лежит на золотых погонах
Парижских улиц вековая пыль.
Блестящие тускнеют офицеры,
Как говорится, Боже, даждь нам днесь.
Уже не так изысканы манеры -
Остались только выправка да честь.
Я жив, мой друг, покоен и свободен,
Но стал мне часто сниться странный сон:
На водопой по василькам уводит
Седой денщик коня за горизонт.
Осенним утром псовая охота.
Борзые стелют, доезжачих крик.
Густой туман спустился на болота,
Где ждут своих тетёрок глухари.
Кто мы с тобою здесь на самом деле?
Один вопрос, и лишь один ответ:
Mon chere amie, мы здесь с тобой Мишели,
Здесь нет Отечества и отчеств тоже нет.
Не привыкать до первой крови драться,
Когда пробьют в последний раз часы...
Но, господа, как хочется стреляться
Среди берёзок средней полосы…
Автор слов романса Александр Розенбаум. Написал он его в 1983 году под впечатлением от фильма "Бег" режиссеров Александра Алова и Владимира Наумова. Это была первая экранизация произведений выдающегося писателя Михаила Булгакова. Режиссеры сами написали сценарий по его пьесам «Бег» и «Белая гвардия». У Булгакова уже был договор со МХАТом на постановку его пьесы «Дни Турбиных». А пьесу «Бег» о судьбе офицеров белой гвардии, покинувших родину в Гражданскую войну, он начал писать в 1926 году, когда работал в газете «Гудок».
В «Гудке» тогда работал блестящий коллектив фельетонистов и очеркистов – Валентин Катаев, Юрий Олеша, Илья Ильф, Евгений Петров. 5 октября 1926 года во МХАТе состоялась премьера пьесы Булгакова «Дни Турбиных» а через полтора года - пьесы «Бег». Обе пьесы в прессе подверглись критике. Однако генеральному секретарю ЦК ВКП(б) Иосифу Сталину пьеса «Дни Турбиных» понравилась, он неоднократно смотрел ее во МХАТе, единственном театре, где она была разрешена к показу. Когда её запретили, Сталин велел вернуть пьесу в репертуар МХАТа и спектакль был сыгран 987 раз… В 1930 году произведения Булгакова вообще перестали печатать. 28 марта 1930 года он написал письмо в Совет народных комиссаров СССР, в котором просил либо разрешить ему выезд за границу, либо предоставить работу во МХАТе, потому что денег в семье не осталось… В письме к драматургу Владимиру Биллю-Белоцерковскому в феврале 1929-го Сталин писал: «Основное впечатление, остающееся у зрителя от пьесы, есть впечатление, благоприятное для большевиков: если даже такие люди, как Турбины, вынуждены сложить оружие и покориться воле народа, признав свое дело окончательно проигранным, — значит, большевики непобедимы, с ними, большевиками, ничего не поделаешь». В мае 1930 года Булгакова зачислили на должность ассистента режиссера во МХАТ… А пьеса «Бег», которую он передал во МХАТ, Сталину не понравилась, он раскритиковал ее. Хотя Горький оценил ее очень высоко. При жизни автора она так и не вышла на сцену. Булгаков ушел из театра. Стал прибаливать. Осенью тридцать девятого у него обострилась наследственная болезнь почек, и он стал терять зрение, как когда-то его отец. Булгаков торопился закончить свое главное произведение – роман «Мастер и Магарита», диктовал правки жене Елене. 10 марта 1940 года Михаил Булгаков скончался в возрасте всего 48 лет. Похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы… Для того, чтобы экранизировать опального автора, нужны были смелость и риск. Алов и Наумов рискнули. То, что их сценарий утвердили, позже назвали «булгаковским чудом». Режиссёры срочно собрали оборудование, уехали в экспедицию и начали работать, тратя как можно больше отпущенных средств. Это был стандартный приём для того, чтобы съёмки было сложнее остановить, так как начальству пришлось бы оправдываться за расход денег. Когда цензоры спохватились и запретили съёмки, режиссёры на свой страх и риск продолжили работу, вдруг что-то изменится?.. И произошло второе «булгаковское чудо» - прежних чиновников сняли с должностей, а на съёмочную группу махнули рукой… В общем, ситуация довольно странная. Может, и не было никаких чудес, а о тайных пружинах кинематографа никто не расскажет, на то они и тайные… Образ Чарноты в фильме в исполнении Михаила Ульянова стал ярким и жизненно типичным – не убавить, не прибавить. Литературоведы читают, что прототипом Чарноты был генерал Российской империи Бронислав Чернота. Служил он в кавалерийских частях, включая Крымский конный полк и Елисаветградский гусарский полк. С 1907 по 1912 год командовал бригадами 8-й кавалерийской дивизии.В 1917–1918 годах служил в Польском корпусе, а затем в польской армии, где в 1921 году вышел в отставку с чином генерал-поручика. Некоторые вехи его биографии повторил киношный Чарнота...
«Бег» стал кинодебютом актёра Владислава Дворжецкого. Он приезжал на студию пробоваться на роли Голубкова и контрразвездчика Тихого, вернулся в Омск и почти месяц ждал ответа. В это время режиссёры решали, что с ним делать На пробах он выступил неважно, но обладал нестандартной внешностью. Дворжецкого вызвали ещё раз и дали ему сыграть сложную сцену мистического сна Хлудова. Актёр сыграл её блестяще, и его затвердили на роль генерала Хлудова.
Но в этой роли был уже задействован Олег Стриженов. Конечно, для него стало ударом, что его поменяли на провинциального актера. В кино и не такое случается. Зато фильм вошел в золотой фонд советского кинематографа, а актеры получили всесоюзную славу….