Небольшая выставка в одном из самых красивых залов Исторического музея – «Государев двор» – приурочена к 400-летию со дня рождения Артамона Сергеевича Матвеева.
Центральное место на ней занимает портрет, выполненный в 1700 в Амстердаме художником И. Фоллевенсом:
Матвеев был сподвижником и приближенным царя Алексея Михайловича, его правой рукой, вторым лицом в государстве. Они были почти ровесниками и с детства воспитывались вместе. Царь называл его «друг мой Сергеевич».
Умелый военачальник и талантливый дипломат, Артамон Матвеев руководил одним из стрелецких полков, со своим полком участвовал во многих боях и показал себя смелым и искусным воеводой. Он выполнял важные дипломатические поручения, а в расцвете своей карьеры возглавлял сначала Малороссийский, а затем Посольский приказ.
Человек разносторонних интересов и многочисленных дарований, он был одним из самых образованных людей своего времени. В его доме была огромная библиотека, одна из самых больших в России, и картинная галерея. Именно он создал в бывших палатах Милославских первый театр при дворе Алексея Михайловича и собрал первую актёрскую труппу:
Начиная примерно с 1672 там стали устраиваться – «потехи» – первые на Руси театральные постановки. Оттого палаты и назвали Потешным дворцом.
Артамон Сергеевич был женат на Евдокии Григорьевне Гамильтон, которая происходила по прямой линии от короля Ирландии Эдварда Брюса и современники называли её не Матвеевой, а «светлейшей княжной Евдокией Григорьевной Гамильтоновой».
В доме Матвеева одевались по-европейски, женщины могли заходить на мужскую половину и сидеть вместе с мужчинами за столом. В этом доме жила воспитанницей Наталья Кирилловна Нарышкина. Они были родственниками: дядя Натальи Кирилловны, Фёдор Полуэктович Нарышкин (брат её отца) был женат на Евдокии Петровне, племяннице жены Артамона Матвеева.
В доме Матвеева красавица Наталья Нарышкина познакомилась с вдовствующим царём Алексеем Михайловичем. Ему было 42, ей 21 (на портрете она уже постарше: ей 36). Они поженились в 1671 и через год царица родила сына Петра. Брак был счастливым, но в результате у царя образовалось два круга родных:
- старшие дети с их роднёй Милославскими;
- Нарышкины во главе с царицей Натальей Кирилловной.
Два враждебных клана. И это вызвало ряд драматических событий после кончины Алексея Михайловича. Вот статья про эту вендетту:
И о том, где жили в Москве Матвеевы и Милославские (совсем рядом).
По случаю рождения царевича Петра Артамон Матвеев был пожалован в думные дворяне, а в 1674 – в бояре. Он был «ближним боярином», то есть имел право доступа во внутренние царские покои. Его влияние на царя было огромным. И пока Алексей Михайлович был жив, он не давал тлеющему конфликту между двумя кланами разгораться.
В 1676 Алексей Михайлович скончался (ему было всего 46), и первое что делают Милославские – отправляют Артамона Матвеева со всей семьёй в ссылку в Пустозерск, суровый заполярный край, куда и дорог-то не было, ссыльные туда шли пешком.
В 1682 Боярская Дума провозгласила царём девятилетнего Петра Алексеевича, и Матвеев был немедленно с почестями возвращён в Москву. Он прибыл в столицу 11 мая 1682 с намерением успокоить волнения стрельцов. Как оказалось, – прибыл на свою погибель. 15 мая начался стрелецкий бунт. Тысячи стрельцов ворвались в Кремль. Стоя на Красном крыльце Грановитой палаты, Матвеев пытался защитить Наталью Кирилловну и маленького Петра и был буквально растерзан у них на глазах. Погибли тогда и братья царицы Натальи Иван и Афанасий Кирилловичи. Из братьев спасся лишь Лев Кириллович:
События того страшного дня и гибель Матвеева потрясли маленького Петра и навсегда врезались в его память. Он был очень привязан к Артамону Сергеевичу. Всю жизнь помнил это. И со стрельцами расправится жестоко.
Выставка «Посольских дел оберегатель»
16 – 17 век был временем формирования приказной системы управления. Посольский приказ занимался внешнеполитическими делами. Возглавлявший его Артамон Сергеевич Матвеев был, по сути, министром иностранных дел того времени, определял всю внешнюю политику России. Под его руководством создавалась коалиция по борьбе с турками. Была установлена дипломатическая связь с далёким Китаем. И разрабатывался глобальный план по созданию транзитного пути по Волге и Каспию от портов Балтики до Индии, откуда могли поставляться пряности, шёлк и краски.
По инициативе Матвеева были внесены изменения в русский дипломатический этикет: например, в отношении русского царя стал употребляться титул главы великого государства – «величество»; для иностранных послов вводилось правило снимать головные уборы на царском приёме.
Особое место на выставке занимает Титулярник 1672 года – выдающееся произведение древнерусского книжного искусства:
Это справочник, содержащий перечни титулов русских и иностранных государей, родословные великих князей и царей от Рюрика до Алексея Михайловича, историю дипломатических отношений России. Но самая ценная часть этой древней книги – её иллюстрации: 115 миниатюр с портретами царей. Титулярник был создан в 1672 для подношения Алексею Михайловичу. Его составителем был Артамон Матвеев и издана книга была в возглавляемом им Посольском приказе.
Вот ещё витрина, имеющая непосредственное отношение к Посольскому приказу Артамона Матвеева – в ней представлены медный чернильный прибор, украшенный эмалью, чернильница подвесная и чернильница с перницей:
И наказная памятка иноземцу переводчику И. Фонделину о порядке его приёма царём Алексеем Михайловичем в 1647 году:
И ещё покажу вам две книги из этого зала. Это книга путешественника, учёного-математика, профессора Лейпцигского университета Адама Олеария «Описание путешествия Гольштинского посольства в Московию и через Московию в Персию и обратно», бесценный источник по истории того времени:
Адам Олеарий был послом герцога Голштинского Фридриха III в России с 1633 по 1639. И послом к персидскому шаху. Во время путешествия он вёл дневник, куда заносил не только служебные заметки, но и личные впечатления обо всём увиденном. В 1656 он опубликовал свой дневник. Там есть сведения обо многих населённых пунктах и достопримечательностях. А ещё там много рисунков с изображением диковинных для наблюдателя 17 века сторон жизни Московии.
Как же хочется полистать эти страницы! Но нельзя. С ними обращаются бережно, трогают только в перчатках, и я заметила, что время от времени страницы переворачивают...
Книга Балтазара Койета «Историческое повествование с описанием путешествия, предпринятого Конрадом ван Кленком...»:
Балтазар Койэт – богатый нидерландский купец, который был в свите голландского посла Конрада ван Кленка, состоящей из 53 человек. Он описывает пребывание посольства Генеральных Штатов Соединённых Нидерландов в России в конце царствования Алексея Михайловича.
Книга полна описаний России, её жителей, их нравов, обычаев, законов; происшествий, случившихся в пути; данных о Байкале, Селенгинске, Монголии, Амуре; описаний Вологодской губернии: Койэт рассказал, как их встречали в Великом Устюге, и перечислил богатые дары, которые русские преподнесли голландскому послу.
Зале №18: «Государев двор»
Этот зал необыкновенно красив.
Его коробовый свод украшен растительным орнаментом, напоминающим изящный сканный узор на ювелирных изделиях 16 века:
Лепной карниз по периметру стен повторяет декоративные элементы одной из глав Покровского собора (Василия Блаженного):
Образцом для оформления арочных входов с прямоугольным обрамлением послужили порталы юго-западной площадки храма:
Над входами в зал помещены рельефы двуглавых орлов на основе рисунка Малой государственной печати Ивана IV:
В росписи над карнизом – ветви цветущей смоковницы (библейского дерева, символизирующего мир и благосостояние):
А по обеим сторонам от входа изображения сказочных птиц Сирина и Алконоста, сидящих на ветвях райского древа:
По центру зала расположена копия-реконструкция царского моленного места Ивана Грозного, которое было установлено в 1551 в Успенском соборе Московского Кремля, где оно находится и сейчас:
Рисунок мозаичного пола взят с фресок Успенского собора во Владимире, которые создавала артель мастеров из Палеха:
Наследники Артамона Матвеева продолжали служить России
Сын Артамона Сергеевича, Андрей Артамонович Матвеев, был дипломатом, действительным тайным советником, сподвижником Петра I и его представителем за границей.
Дочь Андрея Артамоновича Мария Андреевна, внучка Артамона Матвеева, была прекрасно образованной, весёлой и очень красивой, и, говорят, она была фавориткой Петра. Замуж он её выдал за своего адъютанта Александра Ивановича Румянцева, который участвовал во многих сражениях, затем был дипломатом и сопровождал царя в его заграничных поездках. Образовалась великая военная династия.
По рассказу Михаила Щербатова, спустя более 40 лет после стрелецкого бунта и гибели Артамона Матвеева, во время коронации Екатерины I в Кремле, Пётр, стоя на Красном крыльце, подозвал к себе находившуюся там же Марию Андреевну и сказал ей: «Вот смотри, во время хованщины на этой ступени стоял твой дед. Я до сих пор помню его красные сапоги»...
Их сын Пётр Александрович Румянцев ставший великим полководцем, в молодости был шалопаем и Елизавета Петровна не раз просила Александра Ивановича выпороть сыночка. Он был преданным сторонником Екатерины II и при ней он стал графом Румянцевым-Задунайским.
Его сын, Николай Петрович Румянцев, был Канцлером империи и Председателем Государственного Совета. Своё жалование он регулярно направлял на нужды изувеченных защитников Отечества. А выйдя в отставку, на личные средства строил дороги и корабли, снаряжал кругосветные экспедиции, обустраивал порты на Чёрном, Балтийском и Белом морях. Построил город Гомель и воплотил в нём свою мечту об идеальном городе эпохи Просвещения. Коллекционировал книги и произведения искусства и его коллекция книг стала основой главной библиотеки России – знаменитой Библиотеки имени Ленина.
У Петра Александровича Румянцева, кроме Николая Петровича, было ещё два сына. Но никто из них не оставил потомства, на них род прервался.
Потомки разных ветвей рода Нарышкиных живы по сей день и живут в разных странах, в том числе и в России.