Отрывок из 4-й книги о Москве и окрестностях в стиле odinmirage. Полностью главу про Митино и соседние районы Москвы можно прочитать здесь.
Ей очень нравилось жить за городом на земле Евгения, которая была теперь их общей землей. Он создал здесь все необходимые условия, и она это ощущала и ценила. В тоже время Женьку все время тянуло в ее родную квартиру, дом и места в Покровском-Стрешнево, где так счастливо соединились их Жизни и где Евгений сделал ей предложение.
Он понимал это и время от времени они жили в квартире Женьки на Большой Набережной улице у шлюза № 7 Канала имени Москвы. Выбирались гулять по хорошо знакомым им местам, описанным уже в предыдущей, третьей книге, и осваивали все новые и новые пространства поблизости, расширяя круг и увеличивая его радиус от точки, в которой располагалась Женькина квартира.
Им нравились соседние районы Северо-Запада Москвы: Митино, Куркино и Строгино. Каждый из них был хорош по-своему.
В Митино они обычно ездили на великах мимо Братцево, далее по мосту через МКАД выезжали на Путилковское шоссе и 1-й Митинский переулок. Недостатком маршрута была сложность в пересечении потока машин при съезде с моста на Путилковское шоссе. Здесь не было предусмотрено ничего ни для пешеходов, ни для велосипедистов, чтобы сделать риск прохода через плотный поток машин минимальным. Оставалось лишь надеяться на сознательность автомобилистов и собственные осмотрительность и осторожность.
История заселения земли в районе Митино оказалась довольно древней и интересной. Дополнительное подтверждение этому было найдено в 2002 году, когда началось строительство отрезка линии метро «Крылатское–Строгино–Митино». Эта ветка прошла по территории Строгино, Мякинино (на правом берегу Москва-реки) и древнего Спаса (уже в Митино на противоположном левом берегу реки). Строительство проходило как раз по местам скопления памятников истории и археологии в Мякининской пойме рядом со Спасом (Спас–Тушинское 1-е и Спас–Тушинское 2-е городище, Спас–Тушинские и Митинские курганные могильники). В этих же местах проходил известный в истории волок из Москвы–реки к реке Всходне в XI–XIII веках (сейчас река Сходня), где пролегала Большая Волоцкая (Волоколамская) дорога.
В ходе работ было обнаружено значительное число археологических артефактов. Подтвердилось, что долины малых рек, омывающих район Митино и примыкающие к нему территории, — Сходни, Барышихи, Баньки, Журавки/Муравки (по которой названы Муравские улицы), Синички, Рождественки — люди начали обживать очень давно.
Об этом свидетельствует и найденный, неподалеку от Митино, в 1939 году, фрагмент черепной крышки неандертальского типа - одна из самых древних находок человека в Европе (об этом уже было написано в третьей книге, в месте, где говорилось о Сходненской ГЭС).
Говоря о территории Северо-Запада Москвы в целом, надо отметить, что здесь расположены три стоянки неолита конца III – начала II тысячелетия до н.э. – в Серебряном Бору, Щукине и на месте бывшей деревни Алешкино. Кроме того, обнаружены одна стоянка мезолита в Мякинино, несколько стоянок бронзового и железного века, “фатьяновской” и “дьяковской” культуры. Точнее говоря, в районе деревни Мякинино — были обнаружены предметы, относящиеся к фатьяновской культуре, датируемой II тысячелетием до Рождества Христова. В районе Спас-Тушино, а также немного северо-западнее — у речки Барышихи и в районе деревни Пенягино были обнаружены предметы дьяковской культуры эпохи раннего железного века, между VII веком до Рождества Христова и V веком от Рождества Христова.
Первые славянские поселения на территории Московского региона появились значительно позже, они датируются IX–X веками. Основную роль в заселении сыграли древнерусские племена вятичей, пришедшие сюда в ходе двух волн переселений: первая имела место во 2-й половине XI века, а вторая заняла весь XII век и продолжалась до середины XIII века.
Близость верховий рек Дона, Днепра, Москвы, Ламы, Сходни, Клязьмы и Яузы позволяла проживающим здесь народам с помощью волоков вести активную торговую и хозяйственную деятельность. Купеческие ладьи из Киева и Чернигова шли в Поволжье по Днепру и Десне до Гжатска (ныне город Гагарин), в окрестностях которого берет начало Москва-река. Затем корабли ставили на колеса. Под корпус корабля подводили две пары катков и закрепляли их на корме и носу. По специальным сходням вытаскивали его на берег, а затем катили ладью по бревенчатому настилу или по твердой земле до Москвы-реки, по которой спускались почти до места впадения в неё реки Всходни. Чтобы попасть на Волгу, караванам нужно было перебраться на Клязьму – в один из её притоков. Приближаясь к теперешней Москве, Москва-река делает очень крутой поворот на север, как бы устремляясь к самому верховью Клязьмы. Именно вблизи этого места, недалеко от села Спас, чуть дальше по течению в Москву-реку впадает её приток Всходня (ныне речка Сходня).
Вообще-то, в старину Всходнею прозывалась даже не сама река, а особая местность, составляющая обширный заливной луг Москвы-реки, вверх по течению, с отлогим, постепенно возвышающимся берегом, который под деревней Пенягино разделен долом и, чуть дальше, прорезан глубоким оврагом и речкой Барышихой (он как раз проходит по территории Митинского Ландшафтного парка). По этому долу можно было восходить к руслу Всходни, минуя её устье. Здесь, а точнее в трёх километрах от реки Всходни, в устье Барышихи, и находилась Всходня, то есть место, с которого начиналось восхождение торговых караванов в долину Клязьмы.
Мимо высокого плато, где раскинулись ныне многоэтажные корпуса Митина, корабли по глубоким оврагам проходили к реке Всходне, минуя её петляющее в нижнем течении русло, включая знаменитый ныне Сходненский ковш. Так, вплоть до XVI века торговые караваны из Новгорода и Чернигова, добираясь с товарами до Волги и Дона, бросали якоря именно против устья Барышихи.
Пока Женька вспоминала свои последние счастливые семейные годы, мужчины увлеченно общались. В хитросплетения их разговоров женщины почти не вмешивались, предпочитая слушать.
О чем же дискутировали мужчины?
Основной и наиболее интересный дискурс пошел вокруг темы истинной и псевдо-элиты, истинных и псевдо-кумиров и идолов. Основным «разжигателем», в хорошем смысле слова, подбрасывавшим «дровишек в костер» дискуссии, был, конечно, Сергей. Он, благодаря яркому дару стихийной диалектики, умел, как никто другой, перевернуть как свое, так и чужое сознание в ходе обсуждения любой темы. Евгений не отставал от него и искусно поддерживал разговор. Антон же больше посмеивался и шутил, что он человек простой и ему не угнаться за полетом «гигантов мысли». Но на самом деле, время от времени вставлял в разговор реплики и тезисы достаточно глубокие, чтобы считаться также полноценным участником дискуссии.
– Что такое Элита? Сейчас получить определение проще пареной репы, берешь смартфон и спрашиваешь об этом «Алису». Этот искусственный интеллект тебе тут же отвечает: «Элита (от фр. élite — «лучшее; отборное», от лат. eligo — «выбираю») — в социологии и политологии — привилегированная, влиятельная, авторитетная, достаточно обособленная совокупность людей, относящаяся к какой-либо из сфер жизни общества, государства, союза государств». – поставил вопрос и зачитал со своего смартфона на него ответ Сергей.
– Ты, конечно, сейчас продолжишь и скажешь, что не все так просто, –поддержал тему Евгений. – Что элиты бывают не только политические или социологические, но и экономические, военные, административные, медийные, культурологические, научные, идеологические и так далее.
– Скажу, скажу! Но не только это. Элита, очевидно, не плоское, а многомерное понятие. Но для нас сейчас важно, что? Для нас важно сформулировать четко те главные критерии, которые именно в нашей не простой ситуации и в наше сложное время помогут отделить «зерна от плевел» и понять «who is who». – отреагировал Сергей.
Евгений и Антон молча ждали продолжения, зная, что оно будет интересным и неординарным.
Для меня, например, сейчас на первый план выходит один главный критерий, а именно, если человека можно отнести к категории созидателя, то он может претендовать и на принадлежность к категории «элита нашего общества», если нет, то с истинностью элитарности возникают большие вопросы! – продолжил Сергей.
– Тогда уж надо давать и определение Созидателя или Созидания. – включился Антон.
- И… - вопросительно и призывно потянул Сергей.
– Ну это не для нас «крестьян», не для наших «средних умов». – имея в виду себя и в своей манере отреагировал Антон. Он таким образом попытался занять пассивную позицию в разговоре, и предоставить возможность Сергею развить свою мысль, но не тут-то было.
– А ты попробуй! - Мгновенно парировал Сергей. – А мы, получив от «среднего ума» формулировку, получим сразу «среднюю температуру по больнице» и опросов массовых проводить не надо!
Антон помолчал, собираясь с мыслями.
– Знаете, для меня «Созидатель с большой буквы» мой отец. Он мальчишкой рос во время войны в большой семье без отца. Семья перебивалась «с хлеба на воду», но мать (моя бабушка) всех своих детей, включая отца, неимоверным трудом подняла, все стали достойными, пусть и по-разному, людьми. А отец был из всех детей самый крепкий и сообразительный, все время очень хорошо учился, занимался спортом. При этом с ранних лет работал и помогал своей матери по хозяйству. Как, впрочем, и его братья и сестры. Учился он в единственной в его большом селе полной средней школе, несмотря на то что она находилась очень далеко от дома. Ближняя школа была не полной десятилетней, а семилетней. Между домом и школой он ходил пешком мимо мальчишек из других районов села и поначалу не раз приходилось драться с ними, так как для них он был чужаком, зашедшим на их территорию. Но потом его регулярные походы в школу все пацаны приняли и больше не задирали, тем более что он умел постоять за себя. Закончив полную среднюю школу, он поступает в военное училище. Не потому, что хочет стать военным, а чтобы убрать «лишний рот» из трудно живущей семьи. В училище он получил и одежду с обувью (форменные) и регулярную кормежку и, таким образом, в поддержке матери не нуждался, которой надо было еще в одиночку поднимать младших детей. Закончив училище с отличием и прослужив после этого несколько лет в воинских частях, он поступает в академию в Москву, которую также заканчивает с отличием. За время учебы выводит сборную команду академии по волейболу, в качестве ее капитана и ключевого игрока, в победители волейбольного турнира среди всех военно-учебных заведений Москвы. После академии получает назначение на Власиху и занимается автоматизацией ракетных войск. Причем настолько успешно, что получает приглашение в Москву в Генеральный штаб, чтобы автоматизировать его работу. Здесь его ждут более масштабные задачи и, чтобы соответствовать этому масштабу он учится сначала в МГУ 2 года, потом еще в академии Генерального штаба. В итоге принимает непосредственное участие в создании крупной и сложной информационной системы, за что в коллективе разработчиков и руководителей разработки удостаивается звания Лауреата Государственной премии СССР. Уже после развала Советского Союза увольняется по возрасту из Вооруженных Сил и переходит на гражданскую службу, возглавив информатизацию одного из ключевых федеральных гражданских ведомств молодой новой России. И под его непосредственным руководством снова успешно создается крупная информационная система национального масштаба. Важно, что все это происходило без какого-либо протекционизма или блата. Просто не было никого, кто мог бы это обеспечить, никаких родственных связей или возможностей, чтобы продвигать его «по знакомству». Он всего добивался сам, упорно работая, умело устанавливая правильные отношения с людьми, и оставаясь простым человеком, но со светлой умной головой, твердым характером и неуемной энергией. Никогда не сдавался, все время держал себя и окружающих в тонусе, и упорно шаг за шагом двигался вперед и вверх, медленно, но неуклонно и по заслугам. Не занимался интригами, никого не подставлял и не позволял «шалить» этим подчиненным в своих коллективах. Его любили и уважали. Наверное, завистники были, как без этого. Но верных друзей было больше, друзей, которым он сполна платил взаимной крепкой мужской дружбой. Вот именно таких людей, как мой отец, я и считаю «Созидателями». Его жизнь, прошедшая перед моими глазами с момента моего рождения, и является для меня самым верным индикатором и лакмусовой бумажкой для оценки, кто является Созидателем, а кто имитирует или маскируется словесной шелухой. - Антон закончил и посмотрел на компанию за столом.
Все молчали, будто завороженные его рассказом. Через мгновение, разряжая возникшую паузу, Евгений и Сергей, не сговариваясь, зааплодировали и к ним присоединилась и женская часть общества. Антон было смутился, но быстро нашелся и сам присоединился к аплодисментам. Получилось, что он аплодировал своему отцу, а остальные - его рассказу, а заодно и его отцу. Сделано все было как бы полушутливо и коротко, чтобы их осмысленность и испытываемые ими настоящие эмоции не превратились в пафос. Друзья обладали развитым чувством такта и хорошо чувствовали друг друга, тонко управляя аурой своих отношений.
Эти аплодисменты вырвали Женьку на какое-то время из воспоминаний о Митино. До этого она слушала мужчин в пол уха, усилив свое внимание на рассказе Антона и окончательно вынырнув из своих воспоминаний в его конце.
– Ты дал прекрасное развернутое объяснение, что такое «Созидатель». – обратился к Антону Сергей. – И для меня сложно придумать лучшее определение того «Созидателя», который и является критерием для определения принадлежности к элите страны. Именно такие люди и есть элита. Не важно какая - политическая, экономическая, военная или еще какая-то. И не важно, кто был папа, или кто была мама у таких людей, помогало положение родителей или родственников подниматься «Созидателям» по карьерной лестнице или нет. Важно, что и как эти люди делают, созидают они или прячутся за лозунгами и обещаниями.
На этих словах Женька вернулась к своим воспоминаниям о совместных с Евгением прогулках в Митино и о той интересной и глубокой краеведческой информации, которую она почерпнула от него.
Река Всходня была в давние времена очень полноводна, с бурным течением. Известный путешественник и дипломат Адам Олеарий писал в 1643 году: «Переправлялись мы через многоводную и быстроходную реку Всходню и едва-едва не утонули в ней».
Продолжение можно прочитать здесь.