Найти в Дзене
Чёрные коты

Практическое занятие 3-4: «Принципы обучения на уроке физкультуры: от теории к практике»

🎯 Целевая аудитория: Студенты 2 курса заочной формы обучения, направление 44.03.01 «Педагогическое образование», профиль «Физическая культура» (практикующие учителя и тренеры). 🎬 Рекомендуем посмотреть: Ян Амос Коменский: как он изменил школу? (Ролик-презентация)
(Перед занятием для погружения в исторический контекст принципов обучения) 📌 Введение: Почему принципы — это «правила игры» для учителя?
В своей статье «Особенности реализации принципов обучения на уроках физической культуры» (2023) Мелентьева Н.Н., Лопухина А.С., Яблокова Е.Н. подчёркивают: принципы — это не просто теория, а ключевые ориентиры, которые помогают учителю строить урок грамотно и безопасно. Они регулируют деятельность педагога и учеников, ведут к общей цели. Сегодня мы разберём, как эти «правила» работают в реальном спортзале, и научимся применять их осознанно. ЧАСТЬ 1. ГРУППОВАЯ РАБОТА: «Принцип в действии: разбираем кейсы» Задание для мини-групп (3-4 человека): Вы — творческая группа учителей. Ваша зада
Оглавление

🎯 Целевая аудитория: Студенты 2 курса заочной формы обучения, направление 44.03.01 «Педагогическое образование», профиль «Физическая культура» (практикующие учителя и тренеры).

🎬 Рекомендуем посмотреть: Ян Амос Коменский: как он изменил школу? (Ролик-презентация)
(Перед занятием для погружения в исторический контекст принципов обучения)

📌 Введение: Почему принципы — это «правила игры» для учителя?
В своей статье «Особенности реализации принципов обучения на уроках физической культуры» (2023) Мелентьева Н.Н., Лопухина А.С., Яблокова Е.Н. подчёркивают: принципы — это не просто теория, а
ключевые ориентиры, которые помогают учителю строить урок грамотно и безопасно.

Они регулируют деятельность педагога и учеников, ведут к общей цели.

Сегодня мы разберём, как эти «правила» работают в реальном спортзале, и научимся применять их осознанно.

ЧАСТЬ 1. ГРУППОВАЯ РАБОТА: «Принцип в действии: разбираем кейсы»

Задание для мини-групп (3-4 человека): Вы — творческая группа учителей. Ваша задача — проанализировать реальную проблемную ситуацию с урока, определить, какие принципы обучения нарушены или недостаточно реализованы, и предложить практические шаги по исправлению. Опирайтесь на статью (особенно на разделы про конкретные принципы).

📚 Ключевые принципы из статьи для работы:

  • Сознательность и активность (ученик понимает «зачем?» и активно участвует)
  • Наглядность (показ, ориентиры, техсредства)
  • Индивидуализация и дифференцированный подход (учёт здоровья, подготовки, интересов)
  • Доступность (учёт возраста, пола, сложности заданий)
  • Систематичность и последовательность (от простого к сложному, постоянство)
  • Прикладность (связь упражнений с жизнью, будущей деятельностью)

🎯 Варианты кейсов для групп (выберите один):

  1. 🏀 Кейс «Скучное закрепление»
    Ситуация:
    Учитель 6 класса: «Мы третий урок повторяем передачу мяча от груди. Дети зевают, делают небрежно. Говорят: "Мы это уже умеем!" Но на контрольной у многих техника хромает».
    Вопросы группе:
    Какие принципы, по вашему мнению, не работают? (Подсказка: возможно, сознательность — дети не видят цели; индивидуализация — всем одно задание; систематичность — нет развития сложности).
    Используя идеи из статьи, предложите
    2-3 конкретных приёма, как оживить урок. (Например: ввести разные уровни сложности — принцип индивидуализации; устроить мини-соревнование на точность в парах — принцип прикладности и активности).
  2. 🤸 Кейс «Разминка "для галочки"»
    Ситуация:
    «Дети младших классов на разминке выполняют упражнения кое-как, не понимают их смысла. Потом часто жалуются: "Я потянул мышцу"».
    Вопросы группе:
    Нарушение какого принципа здесь основное? (Явно сознательности). Как это связано с доступностью (объяснения не по возрасту)?
    Придумайте, как можно объяснить пользу разминки
    наглядно и доступно для младших школьников. (Например: использовать образы-сравнения — «тянемся, как кошечка»; показать плакат со схемой работающих мышц).
  3. 🏃 Кейс «Всем поровну, но не всем полезно»
    Ситуация:
    «В 8 классе даю кросс на 1 км. Сильные ребята пробегают быстро и скучают. Слабые — еле-еле, некоторые идут шагом, чувствуют себя неудачниками. Как быть?»
    Вопросы группе:
    Какой ключевой принцип физического воспитания здесь игнорируется? (Это принцип индивидуализации и доступности — одной нагрузкой для всех).
    Опираясь на статью (где говорится об учёте здоровья и подготовки), предложите
    практический способ дифференцировать задание. (Например: разделить класс на 3 группы по подготовке с разными дистанциями/временем; ввести систему персональных целей — «улучши свой прошлый результат на 10 секунд»).
  4. 📊 Кейс «Забытый навык»
    Ситуация:
    «В первой четверти отлично научили кувырку вперёд. К весне половина класса делает его с ошибками. Как сохранить навык?»
    Вопросы группе:
    Какой принцип не был соблюдён в полной мере? (Это принцип систематичности и последовательности — навык не включён в дальнейшую работу).
    Предложите идеи, как можно регулярно
    повторять и применять старые навыки в новых условиях. (Например: включать кувырки в полосы препятствий; использовать как элемент в танцевальных разминках — принцип прикладности).

Итог работы группы: Создайте короткий совет-памятку (3-4 пункта) для учителя из кейса, где укажите: 1) Название нарушенного принципа; 2) Конкретный совет №1; 3) Конкретный совет №2.

ЧАСТЬ 2. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА (для отсутствующих)

Задание: Проведите самоанализ одного из своих уроков.

  1. Выберите один принцип обучения из списка в Части 1, который, как вам кажется, вам сложнее всего реализовать на практике. Объясните почему (2-3 предложения).
  2. Приведите пример из вашего опыта, когда этот принцип удалось реализовать хорошо. Что вы сделали? (Кратко).
  3. Придумайте одно улучшение для своего ближайшего урока, которое поможет лучше реализовать этот принцип. Будьте конкретны.
  4. Ответьте на вопрос:
    «Прочитайте в статье мысль: "Принципы обучения находятся в диалектическом единстве". Как вы понимаете эту фразу применительно к уроку физкультуры? (На примере связи двух любых принципов)».

Результат: Пришлите ответы на пункты 1-4.

Заключение

Как пишут авторы статьи, успех урока во многом зависит от того, какие принципы и как применяет учитель.

Это не абстрактные правила, а инструменты для решения ежедневных задач: удержать внимание, обеспечить безопасность, помочь каждому ребёнку прогрессировать.

Осознанное применение принципов — признак профессионала, который не просто «ведёт физ-ру», а управляет процессом физического воспитания.

Вопросы для размышления и дискуссии 🤔

  1. Практика и теория: Авторы статьи выделяют много принципов. Какой из них, на ваш взгляд, самый главный для урока физкультуры? Почему? Можно ли провести урок, игнорируя один из принципов?
  2. Индивидуализация в массовой школе: В статье говорится, что некоторые исследователи считают индивидуализацию невозможной в групповых занятиях. Вы согласны с этим? Как вы практически решаете эту дилемму?
  3. Наглядность 2.0: Кроме традиционного показа упражнения, какие современные формы наглядности (например, цифровые) вы используете или хотели бы использовать? Как они помогают?
  4. Прикладность сегодня: Приведите пример, как можно реализовать принцип прикладности на обычном уроке. Чем полезен разучиваемый навык в жизни за пределами спортзала?

📚 Используемые источники и рекомендуемые ресурсы

  1. Мелентьева Н.Н., Лопухина А.С., Яблокова Е.Н. Особенности реализации принципов обучения на уроках физической культуры // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2023. Т.8, №1. С. 52-57.основная статья для занятия, где подробно разобраны принципы и даны практические примеры.
    URL:
    https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-realizatsii-printsipov-obucheniya-na-urokah-fizicheskoy-kultury (дата обращения: 04.12.2025).
  2. Фокина А.М. ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ Я.А. КОМЕНСКОГО // Приоритетные научные направления: от теории к практике. 2016. №27-1. – для понимания исторических основ классических дидактических принципов.
    URL:
    https://cyberleninka.ru/article/n/printsipy-obucheniya-ya-a-komenskogo (дата обращения: 04.12.2025).
  3. Ибрагимов Г.И. Закономерности и принципы обучения в профессиональной школе // КПЖ. 2014. №4 (105). – для углублённого изучения взаимосвязи закономерностей и принципов в педагогическом процессе.
    URL:
    https://cyberleninka.ru/article/n/zakonomernosti-i-printsipy-obucheniya-v-professionalnoy-shkole (дата обращения: 04.12.2025).
  4. Железняк Ю.Д. и др. Методика обучения физической культуре. М., 2013. – классический учебник с систематизацией принципов обучения в контексте ФК.
  5. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. М., 2000. – базовый источник по общеметодическим принципам.
  6. Прохорова М.В. и др. Педагогика физической культуры. М., 2006. – для понимания связи дидактических принципов с практикой ФК.