Найти в Дзене

Утилизационный сбор на автомобили: как новые правила изменят рынок

Поздравляю всех с днем утильСбора!
С 1 декабря 2025 года в России вступили в силу новые правила расчёта утилизационного сбора (утильсбора) на автомобили. Эти изменения могут радикально повлиять на стоимость иномарок и динамику всего автомобильного рынка. Разберёмся, что изменилось, кого затронут нововведения и к чему готовиться покупателям и продавцам. Что такое утилизационный сбор Утилизационный сбор — платёж, который производители, импортёры и в некоторых случаях покупатели вносят в бюджет для обеспечения будущей утилизации транспортных средств. Введён в 2012 году с целью защиты экологии. Ключевые особенности утильсбора: уплачивается один раз на автомобиль; последующие владельцы освобождаются от уплаты, если сбор уже оплачен (кроме случаев модернизации ТС); размер зависит от категории ТС, объёма двигателя, возраста и допустимой массы. Как рассчитывался утильсбор до 1 декабря 2025 года До декабря 2025 года утильсбор рассчитывался по формуле: базовая ставка × коэффициент. Базовые ста
Оглавление

Поздравляю всех с днем утильСбора!

С 1 декабря 2025 года в России вступили в силу новые правила расчёта утилизационного сбора (утильсбора) на автомобили. Эти изменения могут радикально повлиять на стоимость иномарок и динамику всего автомобильного рынка. Разберёмся, что изменилось, кого затронут нововведения и к чему готовиться покупателям и продавцам.

Что такое утилизационный сбор

Утилизационный сбор — платёж, который производители, импортёры и в некоторых случаях покупатели вносят в бюджет для обеспечения будущей утилизации транспортных средств. Введён в 2012 году с целью защиты экологии.

Ключевые особенности утильсбора:

  • уплачивается один раз на автомобиль;
  • последующие владельцы освобождаются от уплаты, если сбор уже оплачен (кроме случаев модернизации ТС);
  • размер зависит от категории ТС, объёма двигателя, возраста и допустимой массы.

Как рассчитывался утильсбор до 1 декабря 2025 года

До декабря 2025 года утильсбор рассчитывался по формуле: базовая ставка × коэффициент. Базовые ставки:

  • 20 000 рублей — для легковых автомобилей;
  • 150 000 рублей — для грузовиков, автобусов, прицепов и полуприцепов;
  • 172 500 рублей — для специальной техники.

Коэффициент зависел от:

  • объёма двигателя (чем больше, тем выше коэффициент);
  • возраста автомобиля (для старых авто коэффициент выше);
  • типа использования (для личного пользования — ниже, чем для коммерческого).

Пример: для подержанного легкового авто (старше 3 лет, двигатель 2,5 л) коэффициент составлял 0,26. Утильсбор: 20 000 × 0,26 = 5 200 рублей.

Новые правила расчёта утильсбора (с 1 декабря 2025 года)

Главное изменение — учёт мощности двигателя наряду с объёмом и датой выпуска. Это кардинально меняет расчёты для турбированных моделей, которые ранее были дешевле из-за небольшого объёма при высокой мощности.

-2

Ключевые изменения:

  1. Для авто мощностью менее 160 л. с. — ставка остаётся прежней.
  2. Для авто 160–200 л. с. — рост утильсбора на 25–30%.
  3. Для авто свыше 200 л. с. — рост утильсбора на 50%.

Как это отразится на ценах

Рост утильсбора напрямую влияет на розничную стоимость автомобилей, так как сбор закладывается в конечную цену. Примеры подорожания:

  • BMW 5 серии (190 л. с.) в Ростове-на-Дону: с 2,8 до 4,1 млн рублей;
  • Mercedes-Benz E-класса (194 л. с.): с 3,6 до 5 млн рублей;
  • Geely Monjaro (2 л, 238 л. с.): утильсбор вырастет с 3 400 до 842 000 рублей (разница — 838 600 рублей).

Популярные марки, затронутые изменениями:

  • Kia, Hyundai, Toyota — многие модели превышают порог в 160 л. с.;
  • BMW, Mercedes — большинство премиальных моделей попадают под повышенный сбор;
  • «китайцы» (Changan, Chery, Haval, Geely, Zeekr) — многие современные модели имеют высокую мощность при компактном объёме двигателя.

Дальнейшие изменения (с 1 января 2026 года)

С 1 января 2026 года утильсбор повысится ещё на 25%, а в последующие годы будет ежегодно расти на 10–20%. Это создаёт долгосрочную тенденцию к удорожанию импортных автомобилей.

-3

Какие автомобили в зоне риска

Под наибольшее давление попадают:

  • премиальные внедорожники (Mercedes-Benz G, GLE, GLS, BMW X7);
  • японские и корейские внедорожники (Toyota Land Cruiser, Kia Mohave);
  • мощные кроссоверы и седаны с двигателем от 2,0 л и мощностью свыше 160 л. с.

Последствия для рынка

  1. Сокращение ассортимента моделей по параллельному импорту (особенно в сегменте до 3 млн рублей).
  2. Рост цен на мощные автомобили на несколько миллионов рублей.
  3. Увеличение доли отечественных авто — ГАЗ и АвтоВАЗ планируют выпуск турбированных моделей, которые не попадают под высокие ставки утильсбора.
  4. Снижение «серого» импорта — повышение сборов делает его менее выгодным.
  5. Изменение структуры спроса — покупатели будут чаще выбирать модели с мощностью до 160 л. с.

Цели повышения утильсбора

Минпромторг обосновывает изменения следующими целями:

  • Финансовая поддержка автопрома — доходы бюджета от утильсбора в 2026 году прогнозируются на уровне 1,65 трлн рублей (рост на 46,7%).
  • Развитие российской автомобильной индустрии — создание равных условий для местных производителей.
  • Поддержка социально-экономических программ — часть средств будет направлена на развитие промышленности.

Что делать покупателям

Если вы планируете покупку автомобиля, учитывайте следующие рекомендации:

  1. Выбирайте модели с мощностью до 160 л. с. — они меньше подвержены росту цен.
  2. Изучайте актуальные ставки утильсбора для выбранной модели.
  3. Следите за динамикой цен — стоимость может корректироваться несколько раз в год.
  4. Рассмотрите отечественные альтернативы — они менее подвержены влиянию новых правил.

Итоги

Новые правила расчёта утильсбора — значимое изменение для автомобильного рынка России. Они приведут к:

  • существенному росту цен на мощные иномарки;
  • изменению структуры предложения;
  • усилению позиций отечественных производителей;
  • долгосрочному удорожанию импортных автомобилей.

Покупателям стоит оперативно принимать решения, а продавцам — адаптироваться к новым реалиям и корректировать ассортимент в пользу моделей с меньшей мощностью. Ситуация на рынке будет меняться динамично, поэтому важно следить за актуальными новостями и аналитикой