Найти в Дзене
Мир кораблей

Бесславный и заброшенный. История броненосца Roma

Броненосец Roma в годы разработки позиционировался, да и действительно претендовал на звание лучшего линейного корабля в мире. Однако на практике он не оправдал всех возложенных на него надежд, и история его службы — яркий пример бесславия и заброшенности. 🎁 Вступай в онлайн-сражения: https://krbli.ru/dzenbonus (подарок по ссылке) В самом конце 1890-х годов итальянцы начали строить броненосцы типа Regina Margherita. Изначально предназначавшиеся для дальнего боя, эти корабли на этапе строительства были переработаны, в результате чего бронирование уже не позволяло им вести бой на дальней дистанции, а схема расположения орудий — на ближней. Чтобы компенсировать получившуюся диспропорцию, было решено заложить ещё один тип броненосцев. Броненосец Roma, фото около 1919 года Между тем, главным кораблестроителем был назначен Витторио Куниберти. Его идея заключалась в создании очень крупного броненосца, вооруженного не батареей из нескольких крупнокалиберных и многочисленных скорострельных о

Броненосец Roma в годы разработки позиционировался, да и действительно претендовал на звание лучшего линейного корабля в мире. Однако на практике он не оправдал всех возложенных на него надежд, и история его службы — яркий пример бесславия и заброшенности.

🎁 Вступай в онлайн-сражения: https://krbli.ru/dzenbonus (подарок по ссылке)

-2

В самом конце 1890-х годов итальянцы начали строить броненосцы типа Regina Margherita. Изначально предназначавшиеся для дальнего боя, эти корабли на этапе строительства были переработаны, в результате чего бронирование уже не позволяло им вести бой на дальней дистанции, а схема расположения орудий — на ближней. Чтобы компенсировать получившуюся диспропорцию, было решено заложить ещё один тип броненосцев.

Броненосец Roma, фото около 1919 года
Броненосец Roma, фото около 1919 года

Между тем, главным кораблестроителем был назначен Витторио Куниберти. Его идея заключалась в создании очень крупного броненосца, вооруженного не батареей из нескольких крупнокалиберных и многочисленных скорострельных орудий, а исключительно тяжелыми крупнокалиберными орудиями. Командование не рискнуло полностью реализовать задумку инженера, но частично приняло её для типа Regina Elena.

Roma стал третьим кораблём серии. Первые два были внесены в бюджет 1901 года, а вторые — на 1902 год, хотя реальная закладка Roma и его систершипа Napoli состоялась только в 1903 году.

Первоначальные характеристики выглядели следующим образом. Длина — 144,6 м, ширина 22,4 м, осадка 8,58 м. Водоизмещение при полной загрузке составляло 13 993 тонны. Корабль имел слегка инверсный нос и длинный полубак, простиравшийся за грот-мачту. Благодаря такой конструкции достигалась меньшее гидродинамическое сопротивление. Бронирование осуществлялось крупповской сталью, производимой на заводе в Терни. Главный пояс, простиравшийся на всю длину корпуса, имел толщину 250-мм, главная палуба палуба закрывалась 38-мм плитами, башни 305-мм/40 орудий имели 203 мм защиты, а башни 203-мм/45 орудий —- 152-мм броню. Боевая рубка защищалась 254-мм плитами.

Энергетическая установка мощностью 22 000 л.с. состояла из двух вертикальных паровых машин тройного расширения, каждая из которых приводила в движение гребной винт. Пар для вырабатывался двадцатью восемью угольными котлами от Babcock & Wilcox, выход дыма из которых осуществлялся через три дымовые трубы. Максимальная скорость составляла 21,39 узла.

Вооружение было тяжёлым. Главный калибр представлял собой 2×1 305-мм/40 орудий в башнях на носу и в корме, дополнительный калибр составлял 6×2 203-мм/45 орудий в башнях по бокам надстройки. Вспомогательный калибр насчитывал 24×1 76-мм и от двух до десяти (в разное время) 47-мм орудий. Также имелись 2×1 450-мм подводных торпедных аппарата.

Броненосец Roma во время достройки, 1915 год
Броненосец Roma во время достройки, 1915 год

Roma был заложен на верфи Arsenale di La Spezia в Ла-Специи 20 августа 1903 года, спущен на воду после различных проволочек только 21 апреля 1907 года, а после завершения достройки вступил в строй 17 декабря 1908 года. Из-за затянувшихся сроков постройки броненосец не успел внести свою лепту в наращивание итальянской военно-морской мощи: передовые страны уже отказались от разнокалиберного вооружения и приступали к постройке дредноутных линкоров. Впрочем, после ввода в эксплуатацию Roma был назначен в действующую эскадру, где оставался до 1910 года вместе с тремя систершипами и двумя броненосцами типа Regina Margherita. Тогда эта шестёрка представляла собой действующий флот Италии, который более полугода находился на учения и манёврах, а затем стоял в резерве, проходя ремонт и обслуживание.

29 сентября 1911 года началась Итало-турецкая война — Рим намеревался отобрать у слабеющих османов их территории в Средиземноморском регионе, в частности Ливию. Уже 30 сентября Roma со систершипом Vittorio Emanuele и броненосным крейсером Pisa вышел в море с целью перехвата турецкой учебной эскадры, стремившейся скрыться в Константинополе. Не обнаружив турок, эскадра прибыла к Триполи и блокировала порт.

Спуск на воду броненосца Roma, 21 апреля 1907 года, Ла-Специя
Спуск на воду броненосца Roma, 21 апреля 1907 года, Ла-Специя

18 октября Roma в составе 1-й дивизии броненосцев сопроводил транспортный конвой в Бенгази. Итальянцы потребовали от османского гарнизона сдачи города, и, получив отказ, начали штурм. Транспорты высадили десант, а броненосцы открыли огонь. К ночи османы покинули город, поэтому корабли перевели огонь на предместья, откуда противник отступил 29 числа. После этого части 1-й дивизии были рассредоточены по портам Киренаики, но Roma оставался в Бенгази. До середины января 1912 года турки предприняли несколько попыток отбить город, но каждый раз итальянские войска при поддержке корабельной артиллерии отбивали атаки.

В конце января большая часть кораблей флота, включая Roma, была отозвана в Италию на текущий ремонт, тем более что османский флот практически бездействовал. После его завершения корабли собрались в апреле в Таранто. 17 апреля у острова Астипалея они встретились с вышедшей из Тобрука эскадрой и, соединившись, занялись перерезанием подводных телеграфных кабелей. В течение нескольких дней все кабели между островами Имброс, Тенедос, Лемнос, городом Салоники и Дарданелльским проливом оказались уничтожены.

После этого итальянцы подошли к Чанаккале. 19 апреля им удалось и там перерезать провода. В ответ многочисленная османская полевая артиллерия открыла огонь по флоту, но броненосцы в непродолжительном бою подавили все батареи. После этого флот ушёл в Италию. 4-5 мая Roma участвовал в захвате Родоса, обстреливая османские войска, а с 8 по 20 мая — захватывал небольшие островки в Эгейском море. С июня броненосцы патрулировали море с целью недопущения османских десантов на острова, а в августе флот ушёл в Италию на ремонт.

14 октября 1912 года Roma вышел в море, чтобы заменить один из линкоров 2-й эскадры на Родосе, но был отозван в тот же день обратно, в связи с поступившим известием о согласии Османской империи на перемирие. 18 октября стороны подписали мирный договор, так что флот был возвращён к обычной схеме службы: семь месяцев активных действий, пять в резерве.

Броненосец Roma в Смирне, 4 июня 1919 года
Броненосец Roma в Смирне, 4 июня 1919 года

Обычный распорядок закончился 23 мая 1915 года, когда Италия вступила в Первую мировую войну на стороне Антанты. Итальянский флот получил основную задачу: блокировать австро-венгров в Адриатике. Эту задачу из-за угрозы мин, торпедных катеров и подводных лодок, выполняли «издалека» — крупные надводные корабли были слишком ценны, чтобы постоянно выводить их в море. Roma, как и все остальные броненосцы флота, находился в постоянной боевой готовности, перемещаясь между базами в Таранто, Бриндизи и Вароне, но в боевых действиях не участвовал. Его не привлекли и к участию в битве в заливе Отранто (14-15 мая 1917 года).

Только в ноябре 1918 года Roma и броненосный крейсер Agorda прибыли в Константинополь для оккупации города. Итальянцы также наблюдали за разоружением Османской империи и контролировали выполнение Мудросского перемирия. Мраморное море броненосец покинул только к началу 1920 года, после чего отправился в турне по Южной Америке. В частности, весь январь 1921 года Roma простоял в Рио-де-Жанейро.

В 1922 году Италия подписала Вашингтонское морское соглашение, ограничивающее морскую гонку вооружений. По его условиям итальянцы могли сохранять Roma и все три его систершипа бессрочно, но не имели права в какой-либо момент времени заменить их на современные линкоры. Даже после истечения 20-летнего срока службы (который у Roma пришёлся бы на 1928 год) Королевский флот не мог рассчитывать на получение полноценной замены.

Броненосец Roma в Константинополе, 1918 год
Броненосец Roma в Константинополе, 1918 год

Чтобы «освободить» свой лимит тоннажа, а заодно сэкономить на обслуживании старых и не очень нужных броненосцев, Италия начала постепенно списывать броненосцы типа Regina Elena. Первыми списали ещё в 1923 году Regina Elena и Vittorio Emanuele, а в 1926 году — Roma и Napoli. 1 сентября его исключили из списков флота. Броненосец стоял в качестве склада ещё некоторое время, а после был пущен на металлолом.

Таким образом, броненосец Roma стал в некоторой степени заложником исторического процесса: из-за долгой постройки его превосходные тактико-технические характеристики и смелая инженерная мысль уже устарели на фоне дредноутов, а сложившаяся картина боевых действий на море в Первой мировой исключила возможность отличиться. Свою роль Roma сыграл только в Итало-турецкой войне, но это был неравный противник.

-8

Материал подготовлен волонтёрской редакцией «Мира Кораблей»

Понравилась статья? Не забудьте подписаться на наш канал.

🎁 Принять участие в морских сражениях можете и вы! Регистрируйтесь и получите приветственные подарки: https://krbli.ru/dzenbonus

Другие интересные материалы