Автор: Джанель Зара
Перевод: Галина Мумрикова
Проект серии выставок «Новая фотография», начавшись еще в 1985 году в Музее Современного Искусства в Нью-Йорке (МоМА), показала за это время новаторские работы более 150 художников.
На выставке «Новая фотография 2025: Линии причастности» представлены работы международных художников и коллективов из Нового Орлеана, Мехико, Катманду и Йоханнесбурга – четырех городов, которых объединяет одна общая черта – дух коллективной солидарности, где фотография служит средством объединения самых разных сообществ. В рамках пересекающихся тем и общих черт художники выказывают поразительное понимание того, как люди используют фотографию для укрепления связей внутри своих сообществ и между государствами.
Вместо того чтобы устраивать выставку по географическому принципу, кураторы организовали серию межкультурных диалогов, в ходе которых проявлялись индивидуальные практики, личные переживания сливались с коллективными, а чей-то личный опыт раскрывался на фоне масштабных исторических событий.
С момента первой выставки в 1985 году серия «Новая фотография» развивалась довольно быстро, чутко реагируя на актуальные события мира в режиме реального времени. Темой последней выставки могла бы стать роль цифровых технологий в нашем насыщенном изображениями мире. "Очевидно, что мы все подключены к интернету через наши iPhone и социальные платформы, - говорят кураторы, - но мы решили не заострять на этом внимание’. (На самом деле, 30-я юбилейная выставка "Океан образов" уже освещала "взаимодействие, распространение изображений через информационные сети и коммуникационные модели’)
Что касается «Линий причастности», то кураторы отказались от «цифры» и сосредоточились на способах связи, существовавших до появления Интернета, обратив внимание на сообщества, которые формировались естественным образом.
Выставка открывается фотографиями Дворца изящных искусств в Мехико в натуральную величину, сделанными Лейк Вереа - дуэтом необычных художников–концептуалистов Карлы Вереа Эрнандес и Франциски Риверо-Лейк. Их архитектурные фотографии исследуют тему культурного наследия в том виде, в каком оно проявляется в этой особой среде, увеличивая масштаб поверхностных деталей. Например, изображения в стиле ар-деко, взятые из серии "Uno a Uno" 2019 года, представляют собой слияние доколумбовой и колониальной европейской истории, которые и сегодня продолжают формировать национальную идентичность, искусство и политику Мексики.
Лебоханг Канье, художница из Йоханнесбурга, интересуется историей своей страны. Она частенько копается в самых разных архивах, сочетая исторические черно-белые фотографии с причудливыми элементами театральных постановок и детских сборников рассказов. Ее кинетические инсталляции – это своеобразные «фотографические декорации», на которых вырезанные фигуры, представляющие Южную Африку до и после апартеида, отбрасывают многослойные тени на стены. Ее повествование указывает на сфабрикованный характер как истории, так и фотографии.
Сандра Блоу нередко повествует о ночной жизни обездоленных людей. Она знает, как и чем живет молодежь. Стилизованные портреты странной необычной молодежи посвящены моде, в которой у этой queer-молодежи проявляется креативность и гендерная идентичность.
Касиму Харрис из Нового Орлеана довольно откровенно фиксирует сюжеты «Исчезающих черных баров и лаунджей», документируя эстетику заведений, принадлежащих чернокожим, поскольку их облагораживание создает постоянную угрозу их же исчезновения.
Джанелль Зара – независимый писатель. Специализирующийся на искусстве и архитектуре. Она является автором книги «Мастера за работой: становление архитектора» (2019). В настоящее время живет в Лос-Анджелесе.
Выставка продлится по 17 января 2026 года
#искусство#современное искусство#фотография#МоМА#