Найти в Дзене

Те же яйца, что у Фаберже, только современные

До посещения этого музея я никогда не слышала имя ювелира Ананова. А оказалось, что он очень знаменит, и его биография могла бы стать основой захватывающего фильма. О нём и его произведениях нам поведали на экскурсии в новом Музее пасхальных яиц и ювелирных изделий, открытом в Петербурге в мае 2025 года на Мичуринской улице в доме №7. Петербург. Музей пасхальных яиц и ювелирных изделий матерской Ананова. Фото автора Сотрудники музея начали свой рассказ на лестнице с ажурными перилами. Петербург. Музей пасхальных яиц и ювелирных изделий матерской Ананова. Фото автора (листайте гелерею) Экскурсовод останавливалась на каждой ступеньке и с восторгом, показывая на фотографии, висящие на стенах, описывала нам удивительную биографию мастера. Петербург. Музей пасхальных яиц и ювелирных изделий матерской Ананова. Фото автора Андрей Георгиевич Ананов родился в Ленинграде 8 августа 1945 года. Предки его были достаточно известными людьми. Например, прадед Андрея был врачом, которого император

До посещения этого музея я никогда не слышала имя ювелира Ананова.

А оказалось, что он очень знаменит, и его биография могла бы стать основой захватывающего фильма. О нём и его произведениях нам поведали на экскурсии в новом Музее пасхальных яиц и ювелирных изделий, открытом в Петербурге в мае 2025 года на Мичуринской улице в доме №7.

Петербург. Музей пасхальных яиц и ювелирных изделий матерской Ананова. Фото автора
Петербург. Музей пасхальных яиц и ювелирных изделий матерской Ананова. Фото автора

Сотрудники музея начали свой рассказ на лестнице с ажурными перилами.

Экскурсовод останавливалась на каждой ступеньке и с восторгом, показывая на фотографии, висящие на стенах, описывала нам удивительную биографию мастера.

Петербург. Музей пасхальных яиц и ювелирных изделий матерской Ананова. Фото автора
Петербург. Музей пасхальных яиц и ювелирных изделий матерской Ананова. Фото автора

Андрей Георгиевич Ананов родился в Ленинграде 8 августа 1945 года. Предки его были достаточно известными людьми. Например, прадед Андрея был врачом, которого император Николай II в 1902 году возвёл во дворянство и даровал поместье под Санкт-Петербургом близ Луги. Дед по линии матери — действительный статский советник граф Николай Мезенцев. Дед по линии отца - Давид Георгиевич Ананов, кандидат технических наук, профессор, автор учебника «Начертательная геометрия», организатор и первый заведующий кафедры начертательной геометрии и графики ЛИТМО. Родная тетя (сестра отца) - Гаяне Давидовна Ананова, жена шахматиста М. М. Ботвинника. Отец Андрея - Ананов Георгий Давидович (1916—1976), участник Великой Отечественной войны, доктор технических наук, профессор.

Андрей Ананов окончил ЛГИТМиК. Работал в Академическом театре драмы имени Горького в Самаре и Драматическом театре имени Комиссаржевской. За 20 лет в качестве режиссёра и актёра участвовал в 44 спектаклях. И даже снимался в кино («Происшествие, которого никто не заметил», «Дела давно минувших дней», «Сержант милиции» и других).

Но в начале 1970-х годов коллега Ананова, увлекающийся изготовлением ювелирных изделий, показал ему свои инструменты и приемы работы с драгоценностями.

Петербург. Музей пасхальных яиц и ювелирных изделий матерской Ананова. Фото автора
Петербург. Музей пасхальных яиц и ювелирных изделий матерской Ананова. Фото автора

Этот момент стал поворотным в судьбе Ананова. Он увлёкся ремеслом ювелира и в свободное время стал изготавливать различные украшения. В те годы это было уголовно наказуемо. Поэтому долгое время свою деятельность ювелир хранил в тайне.

Петербург. Музей пасхальных яиц и ювелирных изделий матерской Ананова. Фото автора
Петербург. Музей пасхальных яиц и ювелирных изделий матерской Ананова. Фото автора

Но Ананов был тщеславен. Он хотел превзойти в своих изделиях самого Фаберже и стать известным.

Петербург. Музей пасхальных яиц и ювелирных изделий матерской Ананова. Фото автора
Петербург. Музей пасхальных яиц и ювелирных изделий матерской Ананова. Фото автора

В этом ему помог авантюризм и связи в высшем обществе.

Петербург. Музей пасхальных яиц и ювелирных изделий матерской Ананова. Фото автора
Петербург. Музей пасхальных яиц и ювелирных изделий матерской Ананова. Фото автора

Однажды жена петербургского мэра на приеме у российского посла в Париже показывала представителю французской фирмы «Фаберже», сделанное Анановым пасхальное яичко.

Петербург. Музей пасхальных яиц и ювелирных изделий матерской Ананова. Фото автора
Петербург. Музей пасхальных яиц и ювелирных изделий матерской Ананова. Фото автора

Французы выпросили его на месяц и приехали в Питер с заключением фирмы «Картье»: мол, яйцо очень хорошее, мы сами делали такие сто лет назад. Был подписан контракт с французами и два года ювелир изготавливал изделия с клеймом «Фаберже от Ананова».

Петербург. Музей пасхальных яиц и ювелирных изделий матерской Ананова. Фото автора
Петербург. Музей пасхальных яиц и ювелирных изделий матерской Ананова. Фото автора

Потом Ананов добился признания у королевских особ, премьер-министров и звезд мирового искусства, делая им подарки, созданные своими руками.

Петербург. Музей пасхальных яиц и ювелирных изделий матерской Ананова. Фото автора
Петербург. Музей пасхальных яиц и ювелирных изделий матерской Ананова. Фото автора

Через несколько лет Ананов стал известным в мире ювелиром и в 1989 году открыл свою ювелирную мастерскую. Она стала первой частной мастерской в России, имеющей право работать с драгметаллами и камнями.

Петербург. Музей пасхальных яиц и ювелирных изделий матерской Ананова. Фото автора
Петербург. Музей пасхальных яиц и ювелирных изделий матерской Ананова. Фото автора

В свой кооператив Ананов поначалу принимал инвалидов, посвящал их в тонкости профессии, таким образом помогая этим людям. Сейчас в его фирме сто работников. И изделия, представленные на выставке, сделаны руками этих людей, но под руководством мастера.

Петербург. Музей пасхальных яиц и ювелирных изделий матерской Ананова. Фото автора
Петербург. Музей пасхальных яиц и ювелирных изделий матерской Ананова. Фото автора

В музее всего два небольших зала, где под стеклянными колпаками с надписью "Ананов" можно увидеть тематические пасхальные яйца.

Петербург. Музей пасхальных яиц и ювелирных изделий матерской Ананова. Фото автора
Петербург. Музей пасхальных яиц и ювелирных изделий матерской Ананова. Фото автора

На мой взгляд, витрины сделаны не очень удачно, потому что рассматривать экспонаты мешает декор стекла.

Петербург. Музей пасхальных яиц и ювелирных изделий матерской Ананова. Фото автора
Петербург. Музей пасхальных яиц и ювелирных изделий матерской Ананова. Фото автора

Но всё же попробуем рассмотреть эти произведения искусства. Мне больше всего понравилось яйцо под названием "Собор Василия Блаженного"

Сам автор рассказывает о нем так:
... когда вы подходите в музее к картине под названием «Черный квадрат» или чему-то похожему, то, если вы нормальный человек, а не слегка долбанутый, вы смотрите и думаете: «Дайте мне кусок бумаги и банку черной краски, и я сейчас так же вам нарисую!»
А когда вы подойдете к пасхальному яйцу «Смольный собор», уже давно сделанному, то, понятно, хоть из трусов выскочите, но никогда так не сделаете — не то что сами, а вообще никто так не может. Я и сам это уже повторить не смогу. А ведь есть масса других вещей в мире, допустим, XVII или XVIII века, на которые смотришь, и хочется снять шляпу и встать перед мастером на колени. Поэтому я стараюсь, чтобы каждый пришедший на выставку понимал, что вещи, которые я делал — вершина ювелирного искусства на данный момент.

В серии "Великие храмы России" есть и другие произведения. Например, "Смольный собор".

И даже мечеть Кул-Шариф!

Много пасхальных яиц посвящено родному для Ананова Санкт-Петербургу.

Причем, большинство яиц с секретом. Внутри прячутся незаметные кнопки, нажав на которые, элементы внутри начинают двигаться, а в арке Главного штаба даже загорается свет!

Много пасхальных яиц с часами внутри.

А одно пасхальное яйцо посвящено шахматисту Ботвиннику.

Сильное впечатление производит работа «Прости, Россия!».

Петербург. Музей пасхальных яиц и ювелирных изделий матерской Ананова. Фото автора
Петербург. Музей пасхальных яиц и ювелирных изделий матерской Ананова. Фото автора
Оно сделано в виде российской часовни и открывается, как триптих. Внутри яйца мы видим роскошный интерьер церкви с иконостасом, со всяческими церковными атрибутами. Все сделано из мозаики из мельчайших полудрагоценных камней. Это уникальная вещь, но главное не это, а идея — на полу этой церкви лицом к зрителям на коленях стоит российский император Николай II. Если бы он дожил до какого-то времени после 1918 года, он однажды бы так и сделал — встал на колени и попросил прощения у России.
Петербург. Музей пасхальных яиц и ювелирных изделий матерской Ананова. Фото автора
Петербург. Музей пасхальных яиц и ювелирных изделий матерской Ананова. Фото автора

Помимо пасхальных яиц, есть на выставки и статуэтки из драгоценных камней и металлов, например, очаровательная цапля.

Детализация изделия поражает!

А попугай держит на весах настоящие бриллианты!

Драгоценная рулетка здесь тоже не случайно - Ананов был азартным игроком.

Петербург. Музей пасхальных яиц и ювелирных изделий матерской Ананова. Фото автора (
Петербург. Музей пасхальных яиц и ювелирных изделий матерской Ананова. Фото автора (

А в карты мог обыграть даже шулеров. Наверное, поэтому его автобиографическая книга называется "Два туза в прикупе". Кстати, очень рекомендую почитать! Написана интересно, Ананов в ней прямо супермен. Корона ему явно не жмёт.

Петербург. Музей пасхальных яиц и ювелирных изделий матерской Ананова. Фото автора
Петербург. Музей пасхальных яиц и ювелирных изделий матерской Ананова. Фото автора
Мне очень важно, как все устроится, когда меня не будет. Хочу, чтобы меня долго и благодарно вспоминали, в роду и в стране. А единственный способ продлить себе жизнь — оставить нечто материальное. В первую очередь это изделия с клеймом Ананова — им забвение не грозит. Второе — мысли, слова, которые отливаются в тексты.

Некоторые истории из этой книги на экскурсии в музее Ананов рассказывает сам - на телевизоре включена видеозапись.

Петербург. Музей пасхальных яиц и ювелирных изделий матерской Ананова. Фото автора
Петербург. Музей пасхальных яиц и ювелирных изделий матерской Ананова. Фото автора

Работники музея рассказывают, что иногда к экскурсантам выходит сам мастер. Ведь он живёт в соседнем доме.

Фото автора
Фото автора

А в новом с башенкой доме, построенном на месте каретного сарая, располагаются, помимо музея, ювелирные мастерские Ананова.

Петербург. Музей пасхальных яиц и ювелирных изделий матерской Ананова. Фото автора
Петербург. Музей пасхальных яиц и ювелирных изделий матерской Ананова. Фото автора

В целом, музей мне понравился.

Хотя билеты дорогие: 1500 обычный и 1000 льготный. Да и экскурсовод рассказывала то, что потом мы услышали в видеозаписи, к тому же продержала 25 минут посетителей (среди которых было много пожилых) на лестнице.

Но посмотреть на современное ювелирное искусство, безусловно, стоит!

Петербург. Музей пасхальных яиц и ювелирных изделий матерской Ананова. Фото автора
Петербург. Музей пасхальных яиц и ювелирных изделий матерской Ананова. Фото автора

Кстати, в моем телеграмм-канале есть видео из музея.

Если вам понравилась моя статья, то теперь в дзене появилась возможность поблагодарить автора не только словами. Но вы можете просто поставить👍и подписаться на канал "Бюджетные путешествия на машине" здесь и в телеграмм, чтобы прочитать и другие статьи: