До посещения этого музея я никогда не слышала имя ювелира Ананова.
А оказалось, что он очень знаменит, и его биография могла бы стать основой захватывающего фильма. О нём и его произведениях нам поведали на экскурсии в новом Музее пасхальных яиц и ювелирных изделий, открытом в Петербурге в мае 2025 года на Мичуринской улице в доме №7.
Сотрудники музея начали свой рассказ на лестнице с ажурными перилами.
Экскурсовод останавливалась на каждой ступеньке и с восторгом, показывая на фотографии, висящие на стенах, описывала нам удивительную биографию мастера.
Андрей Георгиевич Ананов родился в Ленинграде 8 августа 1945 года. Предки его были достаточно известными людьми. Например, прадед Андрея был врачом, которого император Николай II в 1902 году возвёл во дворянство и даровал поместье под Санкт-Петербургом близ Луги. Дед по линии матери — действительный статский советник граф Николай Мезенцев. Дед по линии отца - Давид Георгиевич Ананов, кандидат технических наук, профессор, автор учебника «Начертательная геометрия», организатор и первый заведующий кафедры начертательной геометрии и графики ЛИТМО. Родная тетя (сестра отца) - Гаяне Давидовна Ананова, жена шахматиста М. М. Ботвинника. Отец Андрея - Ананов Георгий Давидович (1916—1976), участник Великой Отечественной войны, доктор технических наук, профессор.
Андрей Ананов окончил ЛГИТМиК. Работал в Академическом театре драмы имени Горького в Самаре и Драматическом театре имени Комиссаржевской. За 20 лет в качестве режиссёра и актёра участвовал в 44 спектаклях. И даже снимался в кино («Происшествие, которого никто не заметил», «Дела давно минувших дней», «Сержант милиции» и других).
Но в начале 1970-х годов коллега Ананова, увлекающийся изготовлением ювелирных изделий, показал ему свои инструменты и приемы работы с драгоценностями.
Этот момент стал поворотным в судьбе Ананова. Он увлёкся ремеслом ювелира и в свободное время стал изготавливать различные украшения. В те годы это было уголовно наказуемо. Поэтому долгое время свою деятельность ювелир хранил в тайне.
Но Ананов был тщеславен. Он хотел превзойти в своих изделиях самого Фаберже и стать известным.
В этом ему помог авантюризм и связи в высшем обществе.
Однажды жена петербургского мэра на приеме у российского посла в Париже показывала представителю французской фирмы «Фаберже», сделанное Анановым пасхальное яичко.
Французы выпросили его на месяц и приехали в Питер с заключением фирмы «Картье»: мол, яйцо очень хорошее, мы сами делали такие сто лет назад. Был подписан контракт с французами и два года ювелир изготавливал изделия с клеймом «Фаберже от Ананова».
Потом Ананов добился признания у королевских особ, премьер-министров и звезд мирового искусства, делая им подарки, созданные своими руками.
Через несколько лет Ананов стал известным в мире ювелиром и в 1989 году открыл свою ювелирную мастерскую. Она стала первой частной мастерской в России, имеющей право работать с драгметаллами и камнями.
В свой кооператив Ананов поначалу принимал инвалидов, посвящал их в тонкости профессии, таким образом помогая этим людям. Сейчас в его фирме сто работников. И изделия, представленные на выставке, сделаны руками этих людей, но под руководством мастера.
В музее всего два небольших зала, где под стеклянными колпаками с надписью "Ананов" можно увидеть тематические пасхальные яйца.
На мой взгляд, витрины сделаны не очень удачно, потому что рассматривать экспонаты мешает декор стекла.
Но всё же попробуем рассмотреть эти произведения искусства. Мне больше всего понравилось яйцо под названием "Собор Василия Блаженного"
Сам автор рассказывает о нем так:
... когда вы подходите в музее к картине под названием «Черный квадрат» или чему-то похожему, то, если вы нормальный человек, а не слегка долбанутый, вы смотрите и думаете: «Дайте мне кусок бумаги и банку черной краски, и я сейчас так же вам нарисую!»
А когда вы подойдете к пасхальному яйцу «Смольный собор», уже давно сделанному, то, понятно, хоть из трусов выскочите, но никогда так не сделаете — не то что сами, а вообще никто так не может. Я и сам это уже повторить не смогу. А ведь есть масса других вещей в мире, допустим, XVII или XVIII века, на которые смотришь, и хочется снять шляпу и встать перед мастером на колени. Поэтому я стараюсь, чтобы каждый пришедший на выставку понимал, что вещи, которые я делал — вершина ювелирного искусства на данный момент.
В серии "Великие храмы России" есть и другие произведения. Например, "Смольный собор".
И даже мечеть Кул-Шариф!
Много пасхальных яиц посвящено родному для Ананова Санкт-Петербургу.
Причем, большинство яиц с секретом. Внутри прячутся незаметные кнопки, нажав на которые, элементы внутри начинают двигаться, а в арке Главного штаба даже загорается свет!
Много пасхальных яиц с часами внутри.
А одно пасхальное яйцо посвящено шахматисту Ботвиннику.
Сильное впечатление производит работа «Прости, Россия!».
Оно сделано в виде российской часовни и открывается, как триптих. Внутри яйца мы видим роскошный интерьер церкви с иконостасом, со всяческими церковными атрибутами. Все сделано из мозаики из мельчайших полудрагоценных камней. Это уникальная вещь, но главное не это, а идея — на полу этой церкви лицом к зрителям на коленях стоит российский император Николай II. Если бы он дожил до какого-то времени после 1918 года, он однажды бы так и сделал — встал на колени и попросил прощения у России.
Помимо пасхальных яиц, есть на выставки и статуэтки из драгоценных камней и металлов, например, очаровательная цапля.
Детализация изделия поражает!
А попугай держит на весах настоящие бриллианты!
Драгоценная рулетка здесь тоже не случайно - Ананов был азартным игроком.
А в карты мог обыграть даже шулеров. Наверное, поэтому его автобиографическая книга называется "Два туза в прикупе". Кстати, очень рекомендую почитать! Написана интересно, Ананов в ней прямо супермен. Корона ему явно не жмёт.
Мне очень важно, как все устроится, когда меня не будет. Хочу, чтобы меня долго и благодарно вспоминали, в роду и в стране. А единственный способ продлить себе жизнь — оставить нечто материальное. В первую очередь это изделия с клеймом Ананова — им забвение не грозит. Второе — мысли, слова, которые отливаются в тексты.
Некоторые истории из этой книги на экскурсии в музее Ананов рассказывает сам - на телевизоре включена видеозапись.
Работники музея рассказывают, что иногда к экскурсантам выходит сам мастер. Ведь он живёт в соседнем доме.
А в новом с башенкой доме, построенном на месте каретного сарая, располагаются, помимо музея, ювелирные мастерские Ананова.
В целом, музей мне понравился.
Хотя билеты дорогие: 1500 обычный и 1000 льготный. Да и экскурсовод рассказывала то, что потом мы услышали в видеозаписи, к тому же продержала 25 минут посетителей (среди которых было много пожилых) на лестнице.
Но посмотреть на современное ювелирное искусство, безусловно, стоит!
Кстати, в моем телеграмм-канале есть видео из музея.
Если вам понравилась моя статья, то теперь в дзене появилась возможность поблагодарить автора не только словами. Но вы можете просто поставить👍и подписаться на канал "Бюджетные путешествия на машине" здесь и в телеграмм, чтобы прочитать и другие статьи: