При подготовке материала использованы открытые данные аналитического агентства «Автостат» и официальная информация ФТС России.
Российский авторынок переживает настоящие американские горки. Если октябрьские продажи можно было назвать «космическими», то ноябрь обрушил дилеров с небес на землю. Резкое падение, взлет цен и передел долей — разбираемся, что происходит и почему следующий удар рынок ждет уже в январе.
Ноябрьское похолодание: статистика шокирует
После рекордного октября, когда россияне купили 166 тысяч новых легковых автомобилей, аналитики надеялись на стабильность. Но чуда не случилось: в ноябре продажи рухнули на 23%, до 127,9 тысяч единиц. Хотя в сравнении с ноябрем прошлого года есть небольшой рост в 5%, общая тенденция тревожная.
За 11 месяцев 2025 года рынок новых автомобилей сократился на 21%. Сильнее всего пострадал сегмент тяжелых грузовиков — падение на 56%. Легковушки «держатся» лучше — минус 18%, но и эта цифра заставляет задуматься.
Двойной удар: таможня и утильсбор
Что же вызвало ноябрьский обвал? Эксперты называют две основные причины:
1. Таможенный коллапс — очереди на границе растягивались на недели, а дальневосточные погранпереходы в конце ноября перешли на круглосуточный режим работы.
2. Паника из-за утильсбора — изначально повышение платы за утилизацию анонсировали на 1 ноября, что создало неразбериху. «Многие притормозили заказы, опасаясь, что машины застрянут на границе и попадут под новые тарифы», — объясняет ситуацию один из отраслевых экспертов.
Парадокс рынка: цены растут при падении спроса
Самое интересное, что на фоне снижения продаж средние цены пошли вверх. Средневзвешенная стоимость нового автомобиля в ноябре достигла 3,54 млн рублей — на 16% выше, чем год назад, и на 2,9% больше, чем в октябре 2025-го.
Рынок переориентировался на более дорогие сегменты:
- Доля премиальных машин выросла до 12% (при обычных 9-10%)
- SUV теперь занимают 74% рынка против традиционных 70%
- Электромобили и гибриды увеличили присутствие на 13%
Новая карта лидеров: Lada сдает позиции
Ноябрь чётко обозначил новый тренд: исторический лидер российского рынка продолжает сдавать позиции. Доля Lada сократилась до 21% (27,4 тыс. автомобилей), что на 28% меньше, чем в ноябре прошлого года. Вакантное пространство занимают другие локализованные бренды, в первую очередь — китайские и совместные проекты.
На третье место по продажам в ноябре вышел Tenet, который активно замещает в рейтингах Chery. Связка Geely и её «преемника» Belgee в сумме обеспечила около 18 тысяч продаж, захватив более 14% рынка. А продажи возобновлённого Hyundai Solaris и вовсе показали трёхкратный рост, наглядно демонстрируя запрос на знакомые иномарки российской сборки.
Второе дыхание б/у рынка
Пока новые автомобили дорожают, оживился рынок машин с пробегом. В ноябре было продано 625 тысяч подержанных автомобилей — на 19% больше, чем год назад. Средняя цена здесь также растет: сейчас она составляет 1,3 млн рублей, что на 13% выше прошлогоднего уровня.
Импорт б/у машин достиг максимума за два года — 59,8 тысяч единиц в ноябре. Лидирует Toyota, а среди стран-поставщиков первенствует Япония (34,2%), за которой следуют Южная Корея (24,8%) и Китай (18,3%).
Январский апокалипсис: что ждет рынок
Главный драйвер текущей рыночной лихорадки — утильсбор — продолжит давить на цены. Очередная индексация в январе 2026 года приведет к новому витку подорожания. Эксперты прогнозируют: декабрь еще может показать неплохие результаты, но январь-февраль, скорее всего, принесут паузу в продажах.
«Дальше все будет зависеть от „ключа“ и экономики в целом», — заключают аналитики. Покупателям стоит готовиться к тому, что автомобили, особенно мощные и «зеленые», продолжат дорожать.
Когда продавать становится выгодно
В условиях растущего рынка подержанных автомобилей многие задумываются о продаже своего текущего авто. Современные сервисы, такие как CarPrice, позволяют сделать это максимально комфортно и быстро, превращая часто сложный процесс в понятную процедуру «оценил — продал — получил деньги». Особенно выгодно продавать через такие сервисы автомобили популярных моделей — высокий спрос на них позволяет получить лучшую цену, которая остается стабильной даже в периоды общей неопределенности на рынке.
Частые вопросы
1. На сколько вырастут цены после январской индексации утильсбора?
Точный процент зависит от мощности двигателя и решения производителя. Для импортера или производителя затраты на утилизацию автомобилей мощностью свыше 160 л.с., особенно для электромобилей и гибридов, вырастут значительно. Согласно действующим ставкам и прогнозам экспертов, это может создать давление на себестоимость, эквивалентное 1–2 млн рублей за машину.
2. Стоит ли сейчас покупать машину или лучше подождать?
Если вы рассматриваете автомобиль мощностью более 160 л.с., электрический или гибридный, покупка до января позволит сэкономить. Для маломощных авто разница будет менее ощутимой.
3. Почему растут продажи подержанных иномарок из Японии с маленьким объемом двигателя?
Ответ: Япония ограничила экспорт в РФ автомобилей с двигателем объемом более 1,6 литра. Поэтому на рынок поступают в основном машины с меньшим объемом, которые еще и попадают под льготные условия утильсбора.
4. Какие марки будут дешеветь в 2026 году?
В условиях общего роста цен сложно говорить о реальном удешевлении. Однако автомобили локальной сборки могут демонстрировать меньший рост стоимости благодаря оптимизации логистики и производства.
5. Как изменятся кредитные ставки на авто в 2026 году?
Ответ: Ставки напрямую зависят от ключевой ставки ЦБ и общей экономической ситуации. При сохранении текущих тенденций значительного снижения ждать не стоит, возможны даже точечные повышения.
Что еще почитать по теме:
Чтобы лучше разобраться в грядущих изменениях, рекомендуем наши другие материалы:
Дисклеймер: мнение редакции может не совпадать с вашим. Все рекомендации носят ознакомительный характер.