Предыдущая часть:
ОТ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЛЛЕИ К НЕВСКОЙ КУРТИНЕ
У памятника Петру 1
Прежде, чем вернуться к южным куртинам крепости, обращённым к Неве, я подойду к памятнику, мимо которого не проходит ни один посетитель. Он непременно возникает на пути и неизменно вызывает интерес у всех. Он появился на главной аллее Петропавловской крепости в 1991 году. Этот год вошёл в историю распадом СССР и началом Перестройки. Памятник основателю Петербурга Петру 1 был создан и подарен городу известным скульптором русского зарубежья Михаилом Шемякиным (род. 1943).
Удивительно, что памятник Петру 1 не появился в крепости раньше. Он выглядел бы иначе, если бы создавался в Российской империи или в условиях советского реализма. Все памятники, с которыми мы знакомы, представляют взору величавого и великого царя-реформатора, достойного преклонения, несмотря на неоднозначность его реформ и характера. Первый российский император в исполнении Шемякина другой. Всем известно, что Пётр 1 был очень высоким. Его рост – 2 метра 4 см, но узкие плечи мешали фигуре превратиться в мощную и внушительную. Скульпторы всегда старались отвлечь внимание от этой «недоработки» природы.
Шемякин, создавая образ царя-реформатора, напротив, делает акцент на его долговязости и сознательно искажает пропорции фигуры. Он придал образу царя гротескную заострённость. И в то же время, никаких изысков автор не использовал при изготовлении скульптурного портрета Петра. Голова – точная копия с восковой маски, созданной скульптором Карлом Растрелли при жизни царя. Ни характерной петровской треуголки, ни традиционного парика. Ничем Шемякин не увенчал царский череп! И, безусловно, этот памятник – очень своеобразная трактовка образа Петра Великого!
Рядом всегда останавливаются туристы: с удивлением, с недоумением, и всё-таки с интересом. Откровенно хихикают только компании школьников. Остальные тихо обсуждают впечатления друг с другом. Иногда возмущаются, ворчат, иронизируют. Пожалуй, восторженных возгласов ни разу не слышала, но люди останавливаются и подолгу стоят, пытаясь переосмыслить впечатления. Можно по-разному оценивать этот памятник с точки зрения искусства, сомневаться в правильности выбора места для его установки, но следует признать – такое изображение Петра заставляет размышлять о противоречивости личности императора и его преобразований. Нарушающий привычное, традиционное представление о Петре, памятник появился в трудное для страны время перемен. Такой же сложной была эпоха петровских реформ.
Но, как бы мы не относились к памятнику, каждый должен бить челом в поклоне перед великим монархом. Это тоже задумка автора. «Основателю Великого Града Российского императору Петру Первому от итальянского скульптора Карло Растрелли и от русского художника Михаила Шемякина. 1991 год. Отлита в Америке», – надпись на постаменте высечена сбоку в самом низу. И, чтобы прочесть, придётся поклониться императору.
Гауптвахта
Памятник Петру 1 установлен на одной из старейших площадей города, где сейчас разбит сквер. За ним – небольшое двухэтажное здание в классическом стиле. Оно служит эффектным фоном для фигуры Петра. Может быть, потому и было здесь выбрано место для установки памятника? Однако, если заглянуть в историю площади, она добавляет иносказания неоднозначному памятнику русского монарха. Как известно, Пётр был прост и близок к народу, но он был страшен в гневе и нетерпим к тем, кто жил не по его правилам. Может быть, это он придумал наказание для ослушников, которое в Петропавловской крепости исполняли на расположенной сегодня за его спиной площади?
Она называлась Плясовая, и вовсе не потому, что здесь плясали и веселились. В центре её стоял столб, а вокруг в землю были вбиты острые спицы. Нарушителя привязывали к столбу, и он начинал от боли часто перебирать ногами, что напоминало страшную пляску (может быть, пытки средневековья всё же не зря демонстрируются в крепости?) Рядом с площадью, на месте нынешнего Комендантского дома, стояла деревянная гауптвахта, куда отправляли под арест нарушителей порядка среди военнослужащих гарнизона крепости.
Когда перестраивали Комендантский дом, старое здание гауптвахты снесли. Новое одноэтажное каменное строение поставили с южной стороны Плясовой площади, которая к этому времени уже использовалась как плац для гарнизонных занятий. Современный облик здание гауптвахты приобрело при перестройке в начале 20 века (1908, арх. В.Ф. Асмус). К этому времени сюда под арест за разные проступки помещали провинившихся офицеров городского Военного гарнизона, а здание стали назвать Обер-офицерской гауптвахтой.
Среди известных арестантов, отправленных в крепость, был композитор Александр Алябьев (1787-1851). Он участвовал в Отечественной войне 1812, после чего остался служить в армии до 1823 года. Однажды он провинился тем, что появился в театре в гражданской одежде, что было совершенно недопустимо для военнослужащих. Константин Данзас (1801-1870) попал на гауптвахту в крепость за участие в роковой дуэли Пушкина на Черной речке, в которой он был секундантом своего друга.
Сегодня в здании Обер-офицерской гауптвахты размещается Дирекция Государственного музея истории Санкт-Петербурга.
Время поразмышлять о времени
По дорожке, протянувшейся между Комендантским домом и плацем, я направляюсь к Нарышкину бастиону. Гуляя по крепости, переходя от здания к зданию, я неизменно двигалась по спиралям времени. Настало время об этом поразмышлять!
На пути появляются современные инсталляции: «12 стульев» и «Время мастера». Это, вероятно, дань моде – городская уличная скульптура. Коль уж Петропавловская крепость – модель города, то почему бы и её «улицы» не использовать!
Первый на пути арт-объект (худ. В.Н. Галкин) представляет собой расставленные по кругу «12 стульев». Они изготовлены из металла методом ковки. Как любой современный объект культуры, это произведение рассчитано на воображение зрителей, на их критическое мышление, потому как аннотации нет, а замысел автора не столь уж важен. Однако всегда хочется сверить его с собственной версией!
Говорят, первая мысль должна связать композицию с романом Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев». Однако у меня такая ассоциация ни разу не возникала. Это точно не «мебельный гарнитур»! Скорее, это фрагмент сказки «12 месяцев». Но в центре круга – кованное дерево, которое создателями названо «Деревом любви». Явно не «новогодний костёр», у которого собрались братья месяцы! Озадачившись сюжетом, надо остановиться и поразмышлять.
Можно заметить, что несколько стульев декорированы разноцветной мозаикой. Представив, что круг из стульев – циферблат, эти стулья на нём занимают положение 3, 6, 9 и 12 часов. А ещё стулья разные по размеру и форме. 4 самых больших стула явно расставлены по сторонам света. Так что, композиция, изготовленная гильдией петербургских кузнецов, скорее – размышление на тему времени и нашего места на земле. А дерево Любви? Это, может быть символом бесконечности: часы идут, проходят годы, а мы корнями прорастаем в будущем. И только любовь делает этот процесс бесконечным.
Тему времени продолжает и следующая композиция – солнечные часы под названием «Время мастера». Интересна, в первую очередь, история их появления. Они были созданы в 2014 году на 10-м международном фестивале кузнечного искусства, проходившем в Санкт-Петербурге. В нём принимали участие более 50 кузнецов из разных стран. На изготовление ушёл целый месяц и полтонны металла. Каждый участник выковал собственную деталь, а потом собственноручно прикрепил на заранее подготовленную основу часов в виде символической спирали времени. Её пронзает стрела-гномон, которая и показывает время, откидывая тень на цифры завитка спирали.
Наверное, не случайно была выбрана такая форма для модели часов. Спираль времени переносит нас в прошлое. Первые солнечные часы в Россию привёз Пётр 1. В 1721 году они были установлены на колокольне строящегося собора, однако сгорели в пожаре 1756 года и больше не восстанавливались. Интерес к солнечным хронометрам был постепенно утрачен в связи с появлением механических часов. Современные часы в стенах исторической крепости должны включить обратный отсчёт времени и унести нас к истокам, откуда мы медленно будем подниматься к вершинам сегодняшнего дня. Не такую ли прогулку мы совершаем?
«Инструкция» к часам прилагается рядом. Как любая инструкция, она требует вдумчивого изучения. «Всему свое время, и время всякой вещи под небом: время разбрасывать камни и время собирать… и нет ничего лучше, как наслаждаться человеку делами своими: потому что это – доля его», – читаем на закреплённой перед часами табличке слова из Ветхого завета. Философия вечности – путь к познанию себя и своего места в истории.
Кто-то, прочитав, остановится в задумчивости, пытаясь вникнуть в суть понятия времени. Кто-то будет стараться разобраться в работе диковинного для 21 века механизма. Пытливые посетители сверяют свои электронные часы с солнечными и разочарованно обнаруживают погрешность как минимум в 2 часа. У Вселенной свои законы времени, а мы уже давно живём в административном временном пространстве. Но далеко не каждый увидит время просто потому, что в Петербург нечасто заглядывает солнце, а без него часы не работают. Так что ожидать от них точного времени в Петербурге сложно. Но именно сюда в 12 часов дня идут сверять время посетители крепости.
Пушечные сигналы
Часы «Время мастера» не случайно были установлены у Нарышкина бастиона. Ежедневно с его стен раздаётся полуденный выстрел из пушек – городской сигнал точного времени. Эта красивая традиция, закреплённая в городском Уставе, пользуется особой популярностью у гостей города и ежедневно собирает в Нарышкином бастионе огромное количество зрителей к 12 часам полудня. Справа от башни, возвышающейся над бастионом, установлены два орудия, одно из которых является резервным. С замиранием ожидают собравшиеся выстрела, но он всегда оказывается неожиданным! Залп, и мощный грохот раскатывается по Петербургу. Говорят, в хорошую погоду, его можно услышать в тихих местах петербургских пригородов.
Появилась традиция полуденного выстрела только во второй половине 19 века, да и зародилась в другом месте. И всё-таки началось всё с Петропавловской крепости. Князь Меншиков, который с 1703 года руководил в городе строительными работами, издал указ начинать и заканчивать рабочий день по выстрелу из сигнальной пушки, установленной на Государевом бастионе. В 18 веке далеко не все горожане имели свои часы, и время они сверяли по солнцу, да по колокольному звону. Время это было приблизительным, а пушечный выстрел стал отличным ориентиром во времени. В городе с тех пор появилась поговорка: «Точно, как из пушки».
За долгие годы службы у сигнальных пушек в Петропавловской крепости были и другие функции. Они участвовали в праздничных салютах, когда отмечалась военная победа. Радостно палили из пушек, извещая городу о рождениеи наследника в императорской семье. Траурные церемонии погребения императоров сопровождались мерными, как метроном, пушечными выстрелами, которые, по свидетельству современников, создавали печальную и тоскливую атмосферу даже больше, чем погребальный колокольный звон. В то время, когда в Петропавловском соборе гроб почившего императора или императрицы опускали в погребальный склеп, пушки салютовали пятьюдесятью одним залпом. При великокняжеских похоронах они производили 21 выстрел.
По указу Екатерины 2 после сильнейшего наводнения 1777 года пушечные выстрелы стали давать, когда начинала подниматься вода в Неве. «Чу! Из крепости грянули пушки! Наводненье столице грозит…», – писал Николай Некрасов (1821-1877). А первый пушечный выстрел как ежедневный сигнал точного времени был произведён в Петербурге в 1865 году со двора Адмиралтейства, и только с 1873 года орудия для полуденных залпов были установлены на стене Нарышкина бастиона Петропавловской крепости. Обе эти традиции так органично вошли в жизнь Петербурга, что позднее Юрий Тынянов напишет:
«Пушки Петропавловской крепости – орудийная газета Петербурга. Они издавна вздыхают каждый полдень и каждое наводнение. Привычка эта так сильна, что, когда начинается наводнение, чиновники бросаются переводить часы».
История гюйса
Нарышкин бастион чаще всего оказывается первым на пути туристов бастионом, позволяющим познакомиться с его устройством. Но здесь, помимо «фасов» и «фланков», которыми не очень озадачиваются гости крепости (а мы уже познакомились с этими фортификационными терминами, проходя мимо Зотова бастиона), много интересного. Именно из Нарышкина бастиона из крепости выходил наружу подземный ход (сортия) для высадки десанта. Помимо пушек на стене бастиона, орудия стоят у западного фланка и привлекают внимание детворы, которая при виде их оживляется. Особенно везёт тем мальчишкам, которых привели в крепость не на экскурсию, а на семейную прогулку. Эти пушки можно не только трогать, но и лазать по ним, представляя себя военными героями. Увести ребят отсюда бывает трудно. Но, терпеливо следуя за родителями, они имеют право на бонус!
Взрослым гораздо интересней после испуга от выстрела узнать, зачем появилась башня на стене бастиона и что это за знамя в расцветках английского флага развивается над ней. Башня с флагом установлена на центральном бастионе, обращённом к Неве, и стала не только украшением крепости, но и её символом. Однако история поднятия флага над крепостью, как и выстрел из пушки, началась на Государевом бастионе.
Вернувшись из Европейской поездки в составе дипмиссии ещё в 1698 году, твёрдо решив создать в России Военно-морской флот, Пётр 1 учредил носовой корабельный флаг – гюйс. Такие флаги были у всех европейских военно-морских держав. Он должен был стать символом военной мощи России на море и на суше и объединил прямой белый крест на красном фоне со знамён российских сухопутных войск и синий Андреевский крест с военно-морского флага. Расцветка гюйса перекликалась с цветами флага военных кораблей союза Англии и Шотландии. Возможно, Пётр желал таким образом выразить благодарность стране, обучившей его корабельной науке. Впрочем, возможно, он просто подражал сильным военно-морским державам.
Когда Пётр начал строить крепость на Неве, ему понадобился крепостной флаг, который в Европе поднимали над береговыми приморскими объектами. Было решено с этой целью использовать уже утверждённый гюйс. Такая практика имелась и в других странах. И над Петропавловской крепостью взвился в небо крепостной флаг, который поднимали с утренней зарёй и опускали на закате. Он стал символом её неприступности, ведь в случае захвата крепости флаг был бы сорван врагом. Но он изо дня в день поднимался и поднимался. Прервалась традиция подъёма крепостного флага Российской империи в год её падения, в 1917. И только с наступлением следующего столетия (в 2000) флаг поднялся над Нарышкиным бастионом и теперь не опускается никогда.
История Флажной башни
Начав перестройку крепости в камне в 1706 году, до Государева бастиона добрались к 1717, а до Нарышкина ещё на 7 лет позже. Однако с Нарышкиным справились быстрее, ещё к 1728 году – в период отсутствия императорского двора в Петербурге. А когда в столицу вернулась Анна Иоанновна и осмотрела состояние Петропавловской крепости, она распорядилась продолжать незавершённые работы, поручив общее руководство Бурхарду Миниху. Он продолжал перестройку Государева бастиона до 1732 года, предварительно перенеся гюйс на Нарышкин бастион. Для этого понадобилась новенькая Флажная башня (1731-1732), которую Миних создал по собственному проекту.
Согласно легенде Анна Иоанновна нередко наведывалась в крепость и следила за ходом работ, как её дядюшка Пётр. Только делала это с женским комфортом. Она поднималась на Флажную башню и, попивая кофе, глядела на всё свысока, а потом разворачивалась к Неве и любовалась городом. Сегодня есть такая возможность у всех посетителей Петропавловской крепости. Кофе, правда, не подают, а Флажная башня доступна за отдельную плату (внутреннее помещении площадью около 60 кв. м можно арендовать под различные мероприятия), но потрясающая панорама города на Неве гарантирована. Правда, смотровая площадка «Невская панорама» – предприятие коммерческое, и на неё нужно приобрести отдельный билет. Но он того стоит. И если, дойдя до Нарышкина бастиона у вас ещё остались силы, не лишайте себя удовольствия пройтись по стенам Невской куртины. Это как раз тот случай, когда не стоит оставлять на потом.
Окончание читайте по ссылке:
А начало здесь:
Спасибо, что дочитали до конца! Если было интересно -
Путешествуйте с каналом ВИРТУАЛЬНЫЕ ПРОГУЛКИ в историю через ПУТЕВОДИТЕЛЬ В ИСТОРИЮ и ОГЛАВЛЕНИЕ КНИГ, а по миру через ДНЕВНИКИ ПУТЕШЕСТВИЙ! Эти рубрикаторы закреплены и помогут выбрать статью, которая сможет вас заинтересовать!
До новых встреч на канале!
Будет желание и возможность, теперь можно поддерживать авторов в Дзене с помощью донатов!