Найти в Дзене

ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ КРЕПОСТЬ – ПЕТЕРБУРГУ НАЧАЛО. Часть 6

Комендантский дом. Восточный фасад /фото из личного архива, 2018/ Предыдущая часть: ВОКРУГ КОМЕНДАНТСКОГО ДОМА Встреча с палачом Закончив знакомство с тюрьмой Трубецкого бастиона, пройдя мимо зарешёченного места для караула, я направляюсь дальше. Закоулок, в который обращён главный фасад тюрьмы, скрывающий внутренность Трубецкого бастиона, в самом деле, унылый и таинственный. С одной стороны – глухая стена Монетного двора, продолжающего свою работу по настоящее время. С другой стороны – Екатерининская куртина, соединяющая Трубецкой и Нарышкин бастионы. Стена Монетного двора /фото из личного архива, 2018/ Те, кто терпеливо следует за мной, помнят, что Монетный двор был образован Петром 1 в 1724 году, а разместился он тогда как раз в Екатерининской куртине. Оттого при перестройке в камне она и ворот не получила! Но с ростом производства Монетному двору постоянно не хватало места, и ему отдали сначала казематы прилегающих к куртине бастионов, а затем и часть Васильевской куртины, пока дл
Оглавление
Комендантский дом. Восточный фасад /фото из личного архива, 2018/
Комендантский дом. Восточный фасад /фото из личного архива, 2018/

Предыдущая часть:

ВОКРУГ КОМЕНДАНТСКОГО ДОМА

Встреча с палачом

Закончив знакомство с тюрьмой Трубецкого бастиона, пройдя мимо зарешёченного места для караула, я направляюсь дальше. Закоулок, в который обращён главный фасад тюрьмы, скрывающий внутренность Трубецкого бастиона, в самом деле, унылый и таинственный. С одной стороны – глухая стена Монетного двора, продолжающего свою работу по настоящее время. С другой стороны – Екатерининская куртина, соединяющая Трубецкой и Нарышкин бастионы.

Стена Монетного двора /фото из личного архива, 2018/
Стена Монетного двора /фото из личного архива, 2018/

Те, кто терпеливо следует за мной, помнят, что Монетный двор был образован Петром 1 в 1724 году, а разместился он тогда как раз в Екатерининской куртине. Оттого при перестройке в камне она и ворот не получила! Но с ростом производства Монетному двору постоянно не хватало места, и ему отдали сначала казематы прилегающих к куртине бастионов, а затем и часть Васильевской куртины, пока для предприятия не возвели собственный главный корпус, обращённый к Соборной площади, а затем и несколько производственных цехов во дворе. Тогда пришлось освободить бывшие помещения, которые ещё до появления тюрьмы в Трубецком бастионе были переоборудованы в арестантские камеры.

Петропавловская крепость на плане /Фото с сайта https://portel.ru/
Петропавловская крепость на плане /Фото с сайта https://portel.ru/

Так что закоулок рядом с тюрьмой весьма печальный. Уж не знаю, этой ли дорогой везли сюда подследственных или доставляли в объезд через Алексеевский равелин, но к месту исполнения приговора вывозили вдоль Екатерининской куртины на пристань, устроенную у стен крепости на Неве. Там мы обязательно окажемся, но чуть позже. А пока к только что пережитым от тюрьмы и печальной дороги эмоциям добавляется возникший на нашем пути палач. Он стоит на помосте. Перед ним – плаха и ужасающий своим назначением топор! На первый взгляд – инсталляция! Но в какой-то момент палач начинает шевелиться. Или нет? Показалось! Ой, вот опять! И становится как-то немного жутковато.

Палач у музея пыток /фото с сайта https://yandex.ru/maps Автор Евгений Ш, 2024/
Палач у музея пыток /фото с сайта https://yandex.ru/maps Автор Евгений Ш, 2024/

В страшном музее

Палач стоит на развилке дорог и «пугает» людей. Хотя многие уверены, что это шутка. Обычно туристы обычно подходят к палачу с другой стороны. Выйдя из Петропавловского собора, они «спешат в тюрьму», поскольку билет в этот музей уже куплен в кассах Ботного домика. Тем же маршрутом идут со своими группами экскурсоводы, сворачивая с главной крепостной площади в тайные закоулки крепости. В этом случае встреча с палачом не менее интригующая.

Но при более детальном знакомстве становится ясно, что палач ни к тюрьме, ни к крепости отношения не имеет, а является рекламной завлекаловкой. В здании, расположенном перед поворотом от Екатерининской куртины к Соборной площади, работает музей, экспозиция которого знакомит с орудиями пыток средневековья. И привлечённые рекламным палачом туристы нередко туда заглядывают.

Я как-то обычно проходила мимо. А тут однажды одна из моих спутниц заинтересовалась и предложила тоже полюбопытствовать, что за музей такой. Две наши подруги отказались, а я на правах «разводящей» решила составить компанию.

Откровенно говоря, я как-то несерьёзно относилась к музею. Появляются сейчас в Петербурге разные музейчики, в которых стараются чем-нибудь удивить посетителей. Как-то заглянула в музей то ли ужасов, то ли страхов на Невском. Оказался довольно примитивным развлечением. Постановочные сценки, которыми напугать сейчас сложно даже первоклашек, скорее напоминали игу в страшилки. Оценила только энтузиазм молодых людей, которые играли в свои игры самозабвенно, но не очень профессионально. И к музею пыток я отнеслась опрометчиво неосторожно.

Как и музей денег, он не является экспозицией музея истории Санкт-Петербурга Петропавловской крепости. Войдя в здание, приобрели билеты по сносной цене. Нам любезно предложили подождать минут 20 и отправиться в средневековье с экскурсоводом. Но экскурсия рассчитана не менее, чем на 1,5 часа. А нас подруги на лавочке остались ждать. Так что, во времени мы были ограничены, решили, что сами за полчаса управимся, и отправились мы блуждать по средневековью вдвоём.

Экспонаты музея расположены на двух этажах. На первом – два небольших зала. Поначалу я скептически поглядывала на нехитрые приспособления издевательства человека над человеком, понимая их устройство и действия. Но вскоре воображение стало отказывать. Инструкция применения оказалась рядом с каждым экспонатом, и я начала читать, постепенно приходя в ужас. Передвигаться приходилось в полумраке, что добавляло впечатлений. Пройдя по первому этажу и уже изрядно потеряв голову от нечеловеческой жестокости человека, в молчании поднялись на второй этаж. Бледное лицо и ужас в глазах моей спутницы, очевидно, были зеркальным отражением меня.

На втором этаже перед нами открылось довольно просторное помещение, всё уставленное орудиями пыток. На противоположной стене, кажется, светился экран. Мне показалось, что там шла демонстрация представленных в музее орудий в действии, и я старалась туда не смотреть. Каждый новый экспонат был изощрённее предыдущего. Поначалу я ещё пыталась представить, как они действуют. Но когда дурнота стала подкатывать к горлу, я перестала читать, и стала просто ходить от предмета к предмету. И если с первого взгляда не понимала его сути, шла дальше, боясь того, что может нарисовать воображение.

Наконец, где-то в середине зала, я «сломалась». Не могу описать, что испытала за те минуты, что пыталась постичь историю предметов, окружающих меня. Казалось, земля из-под ног уходит! А в голове даже не туман, а какой-то сгусток серого непроницаемого вещества! Я, конечно, девушка впечатлительная, но не знала, что до такой степени! Короче, сбежали мы из музея, так и не приблизившись к ужасному финалу на экране. Когда уходили, экскурсия на первом этаже уже началась. Прислушалась. Худенькая девушка таинственным голосом посвящала своих слушателей в детали леденящих душу средневековых пыток. Сеанс не для слабонервных возрастных дам!

Так что, после средневекового разгула мракобесия условия содержания в тюрьме Трубецкого бастиона могут показаться вполне человечными! Вот и стоит подумать, нужно ли заглядывать в музей, встретившийся по дороге. Мне кажется, точно не стоит соединять визит сюда с первым знакомством с историей крепости.

Здания комендантского ведомства

Оказавшись на перепутье у «страшного музея», я возвращаюсь на Соборную площадь. Мы там уже были, а потом своих спутников я увела сначала к воротам Никольской куртины, а затем в Алексеевский равелин, сознательно оставив без внимания ещё одно здание на площади – Комендантский дом. Вот сейчас я к нему и вернусь, пройдя вдоль протяжённого одноэтажного здания, в котором расположен музей пыток. Его огромные двери, похожие на ворота, наводят на мысль, что оно возводилось как хозяйственная постройка. В нём размещались конюшни на шесть стойл и каретные сараи, а потому за зданием закрепилось название Каретник (1846, арх. А. Г. Баторский). Он находился в распоряжении коменданта крепости и стоит прямо у торца его дома.

У Каретника /фото из личного архива, 2018/
У Каретника /фото из личного архива, 2018/

А напротив Каретника два похожих дома тоже принадлежали комендантскому ведомству. Они были возведены в середине 18 века на месте скотного двора, который предназначался для жизнеобеспечения крепостного города в условиях возможной осады. Первый по ходу нашего движения Плац-майорский дом (1758, неизв. арх.) первоначально был одноэтажным. В нём проживал «плац-майор» – помощника коменданта крепости. В 19 веке дом был надстроен вторым этажом (1843-1844, арх. А. Куци), куда переехал плац-майор, а первый этаж приспособили под телеграфную станцию, которая обеспечивала связь крепости непосредственно с императором. В следующем Обер-офицерском доме (1751, неизв. арх.) поначалу размещалась канцелярия комендантского ведомства. После его перестройки (1843-1844, арх. А. Куци) и переноса канцелярии в Комендантский дом, в здании размещались офицерские квартиры.

После Октябрьской революции оба дома перешли Монетному двору и были включены в общую территорию предприятия, огороженную единой стеной. Поэтому сегодня эти здания для посетителей недоступны.

Комендантский дом

Комендант был самым главным человеком в крепости и третьим по должности в Санкт-Петербурге после императора и генерал-губернатора. Пост не только почётный, но и ответственный. Комендант исполнял обязанности командующего гарнизоном крепости, а также отвечал за её военное и административное управление. Кроме того, в его ведении находились все крепостные укрепления в системе обороны Петербурга, которые должны были содержаться в полном порядке и постоянной боевой готовности. Функции коменданта с годами только расширялись. Он осуществлял контроль над крепостными тюрьмами, занимался организацией судебных процессов над узниками крепости, а ещё отвечал за открытие навигации на Неве, за траурные церемонии при захоронении царских особ и хранил ключи от ковчегов, в которых они были погребены.

Первый комендант Санкт-Петербургской крепости Карл Эвальд Ренне (1663-1716) пробыл на этом посту менее года. Он был нужен Петру на войне, и в мае 1704 года на эту должность был назначен Роман Вилимович Брюс (1668-1720). Потомок древнейшего шотландского королевского рода, сын генерал-лейтенанта русской армии и брат знаменитого чернокнижника Якова Брюса, Роман Вилимович сыграл важнейшую роль в обороне и строительстве Петербурга. В отсутствие Петра 1 и генерал-губернатора столицы князя Александра Даниловича Меншикова Брюс становился главным лицом в Петербурге и фактически отвечал за застройку не только крепости, но и всего города. С начала 19 века коменданты стали назначаться на должность пожизненно. Заслуженных генералов отправляли в Петропавловскую крепость на почётную «пенсию».

Очевидно, находясь в должности, комендант должен был постоянно проживать на острове. Вот с этой целью и был построен Комендантский дом – резиденция коменданта. Строительство велось в несколько этапов. Первое деревянное здание появилось ещё в 1704 году, было перестроено в 1718, а к 1740-м годам вступивший в должность коменданта Степан Ильич Игнатьев (1688-1747) добился перестройки Комендантского дома. Однако первоначально он выглядел иначе. Одноэтажное оштукатуренное кирпичное здание (1746, арх. Х. Де Марин) имело форму буквы «П» и главным фасадом было обращено к Петровским воротам. Позже был построен западный одноэтажный флигель (1748, арх. И. Де Колонг). В 19 веке его надстроили вторым этажом (в 1893) и соединили с основным корпусом. В итоге получилось здание, замкнутое в каре, с внутренним двором, характерное для предприятий Петербурга. К этому времени комендант уже имел свою команду служащих, помогавших ему в осуществлении его полномочий, которые работали в помещениях Комендантского дома.

У того, кто однажды познакомился с постройками петровского времени, двухэтажное нарядное здание Комендантского дома оранжево-красного цвета с контрастной белой отделкой не вызывает сомнения в плане архитектуры. Конечно, это – петровское барокко, лаконичное, без излишнего декора, с чётким горизонтально-вертикальным членением фасадов. Пройдя вдоль фасада, обращённого к Соборной площади и к центральной аллее, появляется ощущение, что подобная постройка уже встречалась. И, если взглянуть в сторону Петровских ворот (от них начинается центральная аллея), то справа можно увидеть Инженерный дом, с которым мы знакомились, войдя в крепость. Эти два дома, вытянувшиеся вдоль главной крепостной улицы, похожи не случайно. Оба построены по типовым проектам городских домов петровского времени. Однако двухэтажное здание Комендантского дома выглядит и солиднее, и наряднее. Оказывается, идея у этих построек одинаковая, а суть разная. Инженерный дом построен по проекту для зажиточного горожанина, Комендантский – по проекту для именитого горожанина.

Как жили и где покоились коменданты

В Комендантском доме располагалась служебная квартира коменданта крепости. Жилые комнаты, парадный зал, приёмная, кабинет коменданта и домовая церковь находились с восточной стороны на втором этаже (окнами были обращены на Петровские ворота). В этом же корпусе на первом этаже размещалась прислуга. Под хозяйственные нужды отводился западный корпус с прачечной, кухней и конюшней. Позже конюшни перевели в Каретник. Кроме собственных и хозяйственных построек в доме коменданта были устроены помещения для деятельности служащих комендантского ведомства. В южном корпусе трудились над документами писари, а в северном, обращённом к Соборной площади, располагалась канцелярия. В помещениях канцелярии проходили следствия по делам арестантов Петропавловской крепости. В парадном зале Комендантского дома, который сохраняется как мемориальный, летом 1826 года декабристам был оглашён приговор Верховного Уголовного суда.

Комендант вместе с семьёй поселялся в Комендантском доме с момента вступления в должность и чаще всего оставался в крепости до самой смерти. Комендантов, умерших на посту, хоронили на острове. Комендантское кладбище расположено за собором, через дорогу, наискосок от Комендантского дома. Металлическая ограда отделяет его от главной аллеи Петропавловской крепости и от небольшого сада возле Великокняжеской усыпальницы. На стенде у ограды можно ознакомиться с планом захоронений. Кладбище уникально тем, что здесь рядом похоронены православные и протестанты. Оно принадлежит к числу старейших в городе: первое захоронение на нём относится к 1720 году.

Комендантское кладбище /фото с сайта https://grand-piter.ru
Комендантское кладбище /фото с сайта https://grand-piter.ru

На кладбище захоронены 19 комендантов крепости, а всего за 200 лет на этом посту сменилось 32 коменданта. Традиция захоронения на специальном кладбище комендантов началась со смерти Романа Брюса, 16 лет прослужившего в должности коменданта. Остался навечно в крепости и Степан Игнатьев, организовавший перестройку Комендантского дома, в котором он успел пожить всего несколько лет.

Судьба Комендантского дома

Когда началась подготовка Октябрьского вооружённого восстания, в Петрограде в октябре 1917 года был создан Военно-революционный комитет. В первую очередь он добился подчинения себе Петроградского военного гарнизона. Дольше всех колебался гарнизон Петропавловской крепости. Однако после Февральской революции над ним нависла угроза расформирования и отправка военнослужащих крепости на фронт. Это обстоятельство и склонило их перейти на сторону большевиков, которые гарантировали своё покровительство. И уже 23 октября 1917 года крепость «была взята» большевиками, а Военно-революционный комитет разместился в Комендантском доме.

В первые годы советской власти дом коменданта не избежал участи других построек крепости при решении городской жилищной проблемы. В нём устроили коммунальные квартиры, а на первом этаже работал продуктовый магазин. А с началом блокады Ленинграда в доме разместился эвакогоспиталь.

После войны здание реставрировали. В 1975 году Комендантский дом передали городскому музею истории Ленинграда. В нём открылась экспозиция «История Петербурга-Петрограда. 1703-1917». Когда к 300-летию Петербурга в Комендантском доме снова проводились реставрационные работы, внутренний двор накрыли стеклянным куполом и устроили в нём атриум, в котором проводятся различные городские мероприятия.

Атриум Комендантского дома /фото с сайта https://culttourism.ru /
Атриум Комендантского дома /фото с сайта https://culttourism.ru /

Сегодня в здании Комендантского дома расположен полномасштабный современный музей, охватывающий историю развития Санкт-Петербурга с момента его появления до 1918 года. В отличие от других популярных музеев Петропавловской крепости, здесь и в сезон немноголюдно. А потому, переходя из зала в зал, внимательно изучая экспонаты, происходит глубокое погружение в историю. Лица выдающихся исторических деятелей, самые важные исторические события, макеты городских построек, артефакты. Меняются эпохи, монархи, на глазах меняется город! Строительство, транспорт, архитектурные проекты, памятники! Быт горожан, торговля, мода! Удивительно, как всё это происходит разом!

Впрочем, чтобы увидеть всё, по музею надо пробежать и поглядеть, прокрутить историю калейдоскопом. Даже на это уйдёт немало времени в этом небольшом, на первый взгляд, доме. Чтобы погрузиться в историю по-настоящему, почувствовать город, мне кажется, сюда надо возвращаться. Поэтому и в этот музей не стоит заходить мимоходом. Лучше запланировать путешествие в прошлое Петербурга и однажды отправится с этой целью в Петропавловскую крепость.

Продолжение читайте по ссылке:

А начало здесь:

Спасибо, что дочитали до конца! Если было интересно -

Путешествуйте с каналом ВИРТУАЛЬНЫЕ ПРОГУЛКИ в историю через ПУТЕВОДИТЕЛЬ В ИСТОРИЮ и ОГЛАВЛЕНИЕ КНИГ, а по миру через ДНЕВНИКИ ПУТЕШЕСТВИЙ! Эти рубрикаторы закреплены и помогут выбрать статью, которая сможет вас заинтересовать!

До новых встреч на канале!

Будет желание и возможность, теперь можно поддерживать авторов в Дзене с помощью донатов!